Понятие конкуренции, ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается один определением. Конкуренция - (от лат. concurren-tia – соперничество, англ. competition; нем. Konkurrenz.) 1. Соперничество, борьба индивидов или соц. групп за обладание ограниченными благами. 2. Нормативно регулируемый соц. процесс , в ходе которого индивиды или группы стремятся к одной и той же цели, достижение которой одними исключает других, в отличие от кооперации и сотрудничества.

Файлы: 1 файл

Понятие Конкуренция.docx

— 32.14 Кб (Скачать файл)

Методы конкуренции

На конкурентном рынке соперники  используют разные методы борьбы: ценовые, неценовые, нечестные.Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с применения преимущественно методов ценового соперничества.

1.Ценовые методы конкуренции — это конкуренция, в которой главным средством борьбы является цена.При ценовой конкуренции побеждает тот, кто добивается более низкой цены продукции, чём конкуренты. Это, в сущности, борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, научной организации труда, повышения его производительности и т. п.

В зависимости от форм и целей конкуренции  формируются следующие виды цен: монопольно высокие, монопольно низкие, демпинговые, дискриминационные.

Монопольно высокая цена — это разновидность рыночной цены товара или услуги, которая устанавливается монополиями значительно выше стоимости товара и обеспечивает им сверхприбыль. Эта цена устанавливается вследствие выпуска монополиями подавляющего количества экономических благ определенного вида, ограничения ими конкуренции и достижения господствующего положения на рынке.

Практика  установления монопольно высоких цен  приводит к уменьшению платежеспособного  спроса населения, сокращению их реальных доходов. На первый взгляд, продавцы должны быть заинтересованы в высоких ценах  на свою продукцию для получения  больших прибылей (что, в принципе, соответствует действительности). Но в условиях современной конкуренции  этот принцип несколько модифицируется. Наличие на рынке конкурентов  сдерживает продавцов от продолжительного установления сверхвысоких цен на свою продукцию. Общее правило можно сформулировать так: чем больше на рынке конкурирующих между собой продавцов — тем ниже на нем цены (при прочих равных условиях), и наоборот, чем слабее на рынке конкуренция между продавцами определенной продукции — тем выше будет на нее цена.

Монопольно низкие цены устанавливаются на товары и услуги, которые закупают крупные компании на комплектующие детали у мелких и средних фирм через контрактную систему: на сырье, закупаемое в развивающихся странах; на товары, изготовленные в государственном секторе экономики, и т. д.

Демпинговые цены — это чрезвычайно заниженные цены на товары при продаже их на внутренних и внешних рынках с целью разорения и устранение конкурентов с уже освоенных рынков. А затем конкурент-победитель компенсирует свои потери значительным повышением цен на товары.

Дискриминационные цены — это разные цены на один и тот же товар для различных покупателей. Устанавливая разные подходы к обслуживанию покупателей, фирма осуществляет ценовую дискриминацию. Различают три вида ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени, или  абсолютно ценовая дискриминация, существует, когда каждому потребителю  устанавливают индивидуальную цену на уровне его готовности заплатить  за благо, т. е. наивысшую из цен, по которой потребитель соглашается купить определенную единицу товара или услуги.

Ценовая дискриминация  второй степени состоит в установлении уровня цены в зависимости от объемов продаж. Этот способ дискриминации, как и в предыдущем случае, использует нисходящую кривую рыночного спроса, которая отражает уменьшение готовности покупателя платить при увеличении объема закупок.

Ценовая дискриминация  третьей степени (на сегментированных рынках) вводится монополистом, когда можно выделить несколько отдельных групп потребителей с разной эластичностью спроса, т. е. определить так называемые сегменты рынка. После этого тем покупателям, спрос которых является значительно неэластичным, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичный, — низкая.

Это наиболее распространенный вариант  ценовой дискриминации. Конечно, и  в данном случае монополист получает возможность увеличить собственные  прибыли.

Элементы  так называемой скрытой ценовой  дискриминации имеют место при  продаже товаров с дополнительной "нагрузкой", с "подарком", с "низкой ценой" для постоянных покупателей, при сезонных распродажах  и т. п.

В условиях современной конкуренции  преобладают неценовые методы конкуренции.

Неценовая конкуренция — это стратегия конкурентной борьбы, направленная не на изменения цен" а на создание предпосылок, которые улучшают реализацию продукции.

Это значит, что, разрабатывая стратегию  и тактику поведения на рынке, фирма прежде всего заботится о том, чтобы созданная продукция по своим потребительским качествам отвечала запросам потребителей. Поэтому непременным условием экономической политики фирмы является учет динамики ожиданий потребителей. И в рамках этих параметров она определяет пути уменьшения издержек и снижение цены.

Неценовые методы конкуренции делятся  на два вида: конкуренцию по продукту и конкуренцию по условиям продажи.

Конкуренция по продуктам предусматривает  усиление таких неценовых характеристик  товаров, как улучшение их качества при сохранении цены, повышение надежности при эксплуатации, обновление ассортимента, соответствие товаров международным  стандартам и т. п.

Конкуренция по условиям продажи предусматривает  распространение и усовершенствование услуг, которые сопровождают реализацию товаров. К ним относятся:

— продажа товаров в кредит;

— продление срока гарантийного обслуживания;

— бесплатная доставка товара на дом  и его установка;

— безвозмездные консультации относительно использования купленного товара;

— продажа товара с предоставлением  к нему запасных частей;

— интенсивное использование рекламы, которая показывает преимущества продукции  продавца;

— открытие ремонтных мастерских и сервисных центров, которые  осуществляют гарантийный ремонт и  текущее обслуживание проданного товара.

Передовые фирмы предоставляют  и ряд других допродажных и послепродажных услуг покупателям своих товаров.К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой. Степень важности некоторых из них (по данным опроса 200 американских компаний) в коммерческом успехе фирмы представлена ниже:

Маркетинговые методы управления фирмой.  

Метод маркетинговой политики

% компаний поставивших фактор  на 1-ое место

Разработка и выпуск новых товаров

79

Комплексные исследования рынка и  планирование маркетинга

73

Организация работы торгового аппарата

59

Реклама и стимулирование сбыта

56

Усовершенствование выпускаемой  продукции

52

Политика цен

50

Совершенствование организационной  структуры

44

Выбор наиболее эффективных каналов  товародвижения

41

Сокращение издержек обращения

17

Кредитная политика и финансирование

14




 

Нечестная конкуренция — это нецивилизованные формы конкурентной борьбы, которые проявляются в нарушении субъектами рыночных отношений действующего законодательства, профессиональных, этических, моральных норм и правил поведения для достижения неправомерных преимуществ в конкуренции.

Наиболее распространенными методами нечестной конкуренции являются следующие:

-неправомерное использование обозначений товара другого производителя.Это осуществляется путем копирования внешнего вида товара, наименования, фирменного знака, упаковки и других обозначений, которые могут привести к смешению его с товаром конкурента. Тем самым покупатели низкокачественной подделанной продукции подвергаются обману. А к фирмам, чья продукция подделана, падает доверие потребителей, у них сужается рынок сбыта, снижаются прибыли.

-дезинформация потребителей о собственном товаре проявляется в неправдивых сведениях о свойствах своего товара — о качестве, сорте, безопасности использования, сроках хранения, в сокрытии дефектов и т. п.

-компрометация товаров конкурентов осуществляется путем распространения в любой форме, в том числе и посредством сравнительной рекламы, неправдивых, неточных или неполных сведений о свойствах товаров своих конкурентов. Конечно, такая информация наносит вред деловой репутации конкурентов и отрицательно отражается на результатах их коммерческой деятельности.

-давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы они не заключали или разрывали договора по снабжению конкурентов сырьем, материалами, предоставлению кредитов.

-неправомерное получение, разглашение и использование коммерческой тайны о деятельности соперника-конкурента. К этому можно также добавить и экономический шпионаж.

-переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов путем подкупа, установления более высоких окладов и предоставления разных льгот.

Иногда некоторые нечестные  методы конкурентной борьбы перерастают в уголовные преступления: шантаж, подлоги, взрывы, убийства. Все это вызывает необходимость вмешательства государства в регулирование и устранение недопустимых форм конкурентной борьбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие конкуренции, ее сущность