Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:02, контрольная работа
В обывательском смысле слова под рынком понимают примитивные отношения «купи-продай». С научной точки зрения, рынок – это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), опосредуемых через спрос и предложение.
Министерство
сельского хозяйства и
Учреждение
образования «Смиловичский государственный
аграрный колледж»
Домашняя контрольная работа
по дисциплине «Основы экономической теории»
учащегося III курса группы №31-Э-2011(бюджет)
Дубовского Павла Ивановича
Специальность:
«Экономика и организация производства»
Адрес: п. Дружный, ул. Чепика, д. 6, кв. 269
тел. 8 (029) 141-09-91
Шифр
№ 5
ЗАДАНИЕ
№ 5
1.
Понятие рынка
его основные черты
и функции.
В обывательском смысле слова под рынком понимают примитивные отношения «купи-продай». С научной точки зрения, рынок – это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), опосредуемых через спрос и предложение.
Следует заметить, что в этой системе не может быть «чистых» продавцов и «чистых» покупателей. И те и другие одновременно выступают и в роли продавцов, и в роли покупателей.
Поскольку рынок – это система экономических отношений, то именно в этом системном многообразии отношений и состоит сложность формирования элементов структуры и инфраструктуры рынка.
Рыночные структуры
1. По экономическому назначению рыночных объектов. Объектами рыночных отношений могут быть предметы потребления, услуги, средства производства, ценные бумаги, продукты интеллектуального труда, рабочая сила и др. Отсюда выделяют рынки:
а) потребительских товаров и услуг:
б) факторы производства:
в) финансовые:
г) интеллектуального продукта (лицензии, изобретения, произведения литературы и искусства и др.).
2. По территориальному (пространственному) положению:
3. По механизму функционирования:
4. По степени насыщенности:
5. По степени зрелости:
6. По правовому статусу:
Рынок – сложнейшая система экономических и социальных отношений,
где высоко ценятся не только товары, но и такие качества людей, как честность, порядочность, деловитость, профессионализм.
Свободный рынок делится на несколько признаков. Первым и главным таким признаком рынка является свобода его участников – производителя (продавца) и потребителя (покупателя). Для производителя свобода определяется прежде всего полным правом владения и распоряжения средствами производства и произведенным продуктом, т.е. правом обладания собственностью. Собственность – это главный корень, который питает экономический интерес производителя, побуждает его производить много, качественно и по низкой цене.
Вторым важным признаком рынка является неограниченное количество его участников. Только в этом случае по-настоящему вступают в силу законы конкуренции, побуждающие производителя (продавца) внедрять последние достижения науки и техники, улучшать качества продукции, снижать цены и т.д., т.е. работать на покупателя (потребителя).
Третьим признаком свободного рынка является полная информированность его участников о состоянии рынка. Ни один предприниматель не станет вкладывать средства в предприятие, если он не информирован о конъюнктуре рынка, о ценах на сырье и материалы, о конкурентах, о политической обстановке в стране приложения капитала и др. Покупатель, прежде чем купить товар, хочет знать его цену, эксплуатационные характеристики, гарантии на случай порчи и др.
Четвертым признаком рынка является мобильность ресурсов: материальных, трудовых, финансовых. Мобильность означает подвижность, способность к быстрому и скорому передвижению, действию.
Рынок – это форма хозяйствования, оперативно реагирующая на изменения спроса, который во многом непредсказуем и подвержен воздействию не только экономических, но и социальных, психологических и иных факторов.
Экономические отношения – это лишь часть общественных отношений. Поэтому рынок, хотя и оказывает решающе влияние на всю совокупность общественных отношений, всех проблем общества не решает. А это значит, что общественное хозяйство рыночного типа должно включать в себя два звена:
Каждое из этих звеньев выполняет свои, свойственные только ему функции.
Первая и наиболее значимая функция рынка – формирование конкурентной
среды и воздействие на экономические интересы субъектов хозяйствования. Приобретение свободы и осознание этой свободы позволяет участникам рыночных отношений разрешать противоречия не административными, а экономическими методами, что помогает реализовать личный экономический интерес не в ущерб партнеру, а в интересах обеих сторон. Рынок в этих условиях освобождается от дефицитов, выполняется разнообразной массой товаров и услуг. Присвоение результатов труда самим производителем и конкурентная борьба за покупателя побуждает его поворачивать производство «лицом» к человеку: производить качественные и удобные товары, на высоком уровне оказывать услуги, добиваться снижения цен и т.п. Конкуренция создает своеобразное экономическое принуждение, заставляет поддерживать высокую деловую активность, искать возможности экономического роста.
Вторая функция рынка – установление пропорций в общественном хозяйстве между различными его звеньями. Колебания цен вокруг стоимости неизбежно приводит к тому, что перспективные, хорошо организованные производства остаются «на плаву» и даже расширяются, неэффективные «тонут» и исчезают с хозяйственной арены.
Третья функция рынка – обеспечение восприимчивости экономики к техническому прогрессу. В рыночной конкуренции побеждает тот производитель, который производит качественные товары и продает их по низким ценам. Чтобы в условиях низких цен получать высокую прибыль, производитель должен постоянно заботиться о внедрении в процесс производства научно-технических новинок и на этой основе добиваться более низких индивидуальных затрат по сравнению с общественно необходимыми. В противном случае он будет побежден конкурентом.
Четвертая функция рынка – эффективное сведение всех элементов производительных сил общества в единую систему. В условиях рынка рабочая сила, орудия труда, сырье и энергетические ресурсы, научный потенциал и другие элементы производительных сил безболезненно объединяются и взаимодействуют через куплю-продажу. Без рынка их объединение совершается
с помощью насилия, что приводит к уродливым формам хозяйствования, расточительному использованию ресурсов без должной отдачи.
Пятая функция рынка – создание условий для реализации преимуществ кооперации труда на всех уровнях и во всех сферах деятельности. Это означает, что общественное разделение труда создает условия для специализации на выпуске тех видов продукции, которые для данного предприятия, фирмы, региона. Государства наиболее выгодны и эффективны. Обмен этими товарами на всех уровнях через рынок позволяет использовать кооперацию труда для достижения общественных целей с наименьшими издержками.
Шестая функция рынка – обеспечение реализации экономических интересов субъектов хозяйствования и стимулирование эффективности их экономической деятельности. Как известно, конечной целью любого предпринимательства является доход. Однако получать этот доход можно лишь после реализации производственной продукции. Именно это обстоятельство заставляет субъектов хозяйствования заботиться об эффективности своего производства, качества продукции, культуры обслуживания и о многом другом, т.е. работать на покупателя.
Седьмая функция рынка – ценообразование и оценка результатов деятельности огромного количества производителей посредством стоимости произведенных ими товаров. Эта функция является непременным условием реализации всех других функций. Стоимость позволяет сопоставлять индивидуальные затраты с общественно необходимыми, сводить их к общему знаменателю – цене, вести учет и распределение результатов производства, стимулировать эффективность действия производителей, обеспечивать накопление инвестиционных источников для развития тех отраслей, которые определяют экономический и социальный прогресс общества. В цене фокусируется вся информация, необходимая человеку в мире экономики. Именно цены в рыночном хозяйстве выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, за просчет в экономических решениях.
2.
Инфляция, ее сущность,
типы, измерение и
причины.
Замена полноценных денег бумажными деньгами породила явление в сфере товарно-денежных отношений, называемое инфляцией.
ИНФЛЯЦИЯ от латинского «inflation” – вздутие. Она представляет собой процесс обеспечения бумажных денег, проявляющийся в общем, неуклонном росте цен на товары и услуги.
Давая определение инфляции, следует уяснить два момента:
а) обесценению подвергаются
б) проявляется инфляция
Измеряется инфляция с помощью
индекса цен, который
Индекс
цен в данном периоде = ------------------------------
в базовом периоде
Отношение индекса цен данного периода к индексу цен базового периода определяет темпы инфляции.
Для измерения общего уровня цен на практике используют индекс цен валового национального продукта (дефлятор ВНП). По сравнению с индексом цен потребительских товаров индекс ВНП шире и представительнее, поскольку он включат также цены на сырье, материалы, оборудование и т.д.
Различают инфляцию:
а) по причинам возникновения;
- инфляцию спроса,
Информация о работе Понятие рынка его основные черты и функции