Понятие рынка его основные черты и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

В обывательском смысле слова под рынком понимают примитивные отношения «купи-продай». С научной точки зрения, рынок – это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), опосредуемых через спрос и предложение.

Файлы: 1 файл

Основы экономической теории.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

       - инфляцию издержек.

       Инфляция спроса имеет место в том случае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг, в результате чего нарушается равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Обычно это происходит при полной занятости и почти полной загрузке мощностей, при увеличении государственных военных и социальных заказов и по другим причинам. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров и услуг и как результат – рост цен.

       Инфляция издержек – означает рост цен вследствие роста издержек производства. Повышение издержек производства на единицу продукции сокращает прибыль производителей, а соответственно и объем продукции,

которую они готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.

       б) по способам воздействия  на цены:

       - открытую,

       - скрытую, или подавленную.

       При открытой инфляции цены регулируются спросом и предложением и их рост очевиден для покупателя.

       Скрытая, или подавленная, инфляция не видна, ибо жесткий контроль над ценами со стороны государства не позволяет ей открыто проявиться в единственно доступной ей форме – росте цен. В этом случае инфляция принимает скрытый характер: внешне цены стабильны, но поскольку денежная масса превышает товарную, то избыток денег трансформируется в товарный дефицит. Превратить бумажные деньги в реальный товар становится трудно или невозможно. Государство в этих условиях прибегает к административным методам регулирования товарного рынка: вводит нормы отпуска товаров. В результате подавленной инфляции происходит государственное насилие над экономикой, спрос и предложение принимают уродливый характер. Для рыночной экономики характерна открытая форма инфляции, обеспечивающая свободное взаимодействие спроса и предложения. За ценами здесь сохраняется роль регулирующего инструмента.

          в) по темпам роста цен:

          - умеренную, ползучую,

          - галопирующую,

          - гиперинфляцию.

          Умеренная, ползучая инфляция постоянно сопровождает товарное хозяйство и к ней надо относиться как к нормальному явлению. Это обусловлено тем, что с развитием товарного производства увеличивается спрос на сырьевые ресурсы, предложение которых в связи с истощением природных запасов сокращается. При увеличении спроса и сокращении предложения на сырье, цены на них, а значит и на годовую продукцию, будут постоянно расти. В мировой практике инфляция, при которой среднегодовые темпы роста цен составляют не более 10% считается нормальной и получила название ползучей.

          Галопирующая инфляция отражает нестабильность экономической обстановки и выражается в скачкообразных темпах роста цен (10 - 200% в год).

          Гиперинфляция характеризуется астрономическим ростом количества денег в обращении и соответственно товарных цен (тысячи % в год). Расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим.

         г) по соотносительности роста  цен по различным группам товаров  и услуг:

         - сбалансированную,

         - несбалансированную.

         При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными.

         При несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

         д) по ожидаемости и предсказуемости:

        - ожидаемую,

         - неожидаемую.

         Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее. Неожидаемая – наоборот.

         Как подсказывает определение инфляции, порождающие ее причины надо искать среди факторов, дезорганизующих равновесие товарного и денежного рынка. К таким факторам можно отнести:

         а) провоцируемые государством:

         - дефицит бюджета и необходимость покрывать государственные расходы за счет эмиссии денег;

         - неправильная налоговая политика, при которой высокие налоги  вынуждают производителя прибегать  к ценовой накидке;

         - разбалансированность внешней  торговли, когда разницу между  импортом и экспортом приходится покрывать золотовалютными резервами;

         б) лежащие в сфере экономики:

         - обусловлены, как правило, ростом  издержек производства.

         в) определяемые психологией потребителя:

         - инфляционные ожидания, когда покупатель постоянно ждет повышения цен и предъявляет ажиотажный спрос на товары;

         - воздействие рекламы;

         - и др.

         Следует иметь в виду, что инфляция  – это явление не чисто экономическое,  а социально-экономическое. Она  поражает все сферы нашей жизни, больно бьет по психологии человека. Инфляция приводит к снижению реальных доходов населения, потере их сбережений, усиливает диспропорции в товарном хозяйстве, обостряя его противоречие.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Понятие и классификация издержек.  

      Каждая фирма в определении  своей стратегии ориентируется,  как правило, на получение максимальной  прибыли. В то же время любое  производство товаров или услуг  немыслимо без затрат. Приобретение  факторов производства требует  от фирмы конкретных затрат. При этом она будет стремиться использовать такой производственный процесс, при котором заданный объем производства будет обеспечиваться с наименьшими затратами на применяемые факторы производства.

       Затраты на приобретение применяемых производственных факторов называются издержками производства. Следовательно наиболее экономически эффективным методом производства какого-либо товара считается такой, при котором происходит минимизация издержек производства.

       Следует учитывать одно обстоятельство. Понятие «затраты» и «издержки» обычно употребляют в одном и том же смысле. Строго говоря, это не совсем правильно. Затраты – это расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки – стоимостная оценка производственных затрат.

       Выделяют индивидуальные издержки производства, представляющие собой затраты конкретного хозяйствующего субъекта, и понесенные затраты на производство определенного объема какой-то продукции, т.е. общественные издержки. Кроме непосредственных затрат на производство какого-либо ассортимента продукции они включают в себя затраты на охрану окружающей среды, подготовку квалифицированной рабочей силы, проведение фундаментальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и др.

        Различают также издержки производства и издержки обращения. Производственные издержки – это издержки, непосредственно связанные с производством товаров или услуг. Издержки обращения – это издержки связанные с реализацией производственной продукции. Они подразделяются на дополнительные и чистые издержки обращения. Первые включают в себя расходы на доведение производственной продукции до непосредственного потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка), увеличивающая конечную стоимость товара; вторые – расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи, с превращением ее из товарной в денежную и наоборот, не образующие новой стоимости товара.

         Экономическое понимание издержек  базируется на проблеме ограниченности  ресурсов и возможности их альтернативного использования. Применение ресурсов в данном производственном процессе исключает возможность их использования по другому назначению.

         Задача экономиста состоит в  том, чтобы выбрать оптимальный  вариант использования ресурсов. Поэтому экономические, или вмененные, издержки любого ресурса, выбранного для применения в производственном процессе, равны его ценности при наиболее оптимальном варианте использования.

         С позиций отдельной фирмы  экономические издержки – это затраты, которые должны нести фирма в пользу поставщика ресурсов, чтобы отвлечь их

от применения в альтернативных производствах. Такие  затраты могут быть как внешними, так и внутренними. Затраты в  денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых, транспортных и иных услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, называются внешними, или явными, издержками. В этом случае поставщики ресурсов не являются владельцами данной фирмы.

         Сумма всех явных издержек  выступает как себестоимость продукции, а разница между ценой реализации и себестоимостью – как прибыль.

          В то же время фирма может  использовать и свои собственные  ресурсы. В этом случае тоже неизбежны издержки. Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс есть неоплачиваемые, или внутренние (неявные), издержки. Фирма рассматривает их как эквивалент тех денежных выплат, которые были бы получены за самостоятельно используемый ресурс при самом оптимальном его применении.

         Деление издержек на явные (фактические) и неявные (имплицитные) есть, по существу, выражение двух подходов к пониманию природы издержек и определению их величины – бухгалтерского и экономического. С позиций бухгалтера к производственным издержкам следует относить все реальные, фактические расходы, осуществляемые в денежной форме. Таковыми могут быть заработная плата рабочих; плата за аренду зданий, сооружений, станков, оборудования; оплата транспортных расходов; оплата услуг банков, страховых компаний и т.д.

        С позиций экономиста к издержкам производства следует относить не только фактические затраты, осуществляемые в денежной форме, но и неоплачиваемые фирмой издержки, связанные с упущенной возможностью оптимального применения своих ресурсов. Согласно данному подходу в издержках производства следует учитывать все затраты – и внешние и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль.

         Неявные издержки нельзя отождествлять  с так называемыми безвозвратными  издержками. Безвозвратные издержки – это издержки, которые осуществляются фирмой один раз и не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах.

         Безвозвратные издержки не относятся  к разряду альтернативных, они  не учитываются в текущих издержках  фирмы, связанных с ее производственной  деятельностью.

         В функционировании фирмы важную  роль играет фактор времени.  Поэтому выделяют и такой критерий  классификации издержек, как временные  интервалы, на протяжении которых имеют место издержки. Затраты, которые несет фирма, производя заданный объем продукции, зависят не только от цен на применяемые факторы производства, но и от того, какие именно производственные факторы применяются и в каком количестве. 

4. В таблице приведены индексы цен по годам. 

Год Индекс  цен Уровень инфляции, %
1 100,00  
2 112,00  
3 123,00  
4 129,00  
 

Рассчитать  уровень (темп) инфляции для каждого года. 

Решение: 

Первый  год берем за базовую единицу. Поскольку уровень (или темп) инфляции показывает, на сколько цены выросли за год, то его можно рассчитать следующим образом: 

                                      ИЦ1 – ИЦ0                     

Темп  инфляции= ————— х 100%.

          ИЦ0 

  • ИЦ0 – индекс цен предыдущего года .
  • ИЦ1 – индекс цен текущего года.

Информация о работе Понятие рынка его основные черты и функции