Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:10, реферат
Размеры, структура и динамика спроса потребителя в микроэкономике исследуется теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме. Одним из ее исходных принципов является признание экономического суверенитета потребителя, т.е. рыночная экономика должна быть ориентирована на потребителей. Принимая во внимание это положение, необходимо знать основные тенденции и законы потребительского поведения на рынке. Поэтому мне бы хотелось ближе подойти к данным вопросам и более полно рассмотреть главные их аспекты.
Таким образом, кривые безразличия не только позволяют прогнозировать спрос на товары качественные и некачественные, но и заставляют по-новому взглянуть на проблему взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ.
Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг
Взаимодополняемость благ
Свойство товаров и
услуг удовлетворять
Однако чаще имеет
место относительная
Взаимозаменяемость благ
Свойство благ (товаров и услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино-театр-цирк) и т.д. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами (substitutional goods). Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики; а может быть относительной, например, чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия. Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const. В реальной действительности чаще встречается относительная взаимозаменяемость. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.
Заключение
Подводя итоги, необходимо сделать выводы, которые будут более полно отражать основные аспекты рассмотренного вопроса о поведении потребителя в условиях рыночной экономики.
Следует отметить, что теория потребительского выбора основана на предположении, что люди ведут себя рационально в попытке максимизировать удовлетворение своих потребностей, покупая товары и оплачивая услуги в определенном их сочетании. Потребительские предпочтения могут быть полностью объяснены совокупностью кривых или картой безразличия. Такая карта безразличия обеспечивает порядковое ранжирование всех наборов благ, которые может выбрать потребитель. Все сочетания товаров, на покупку которых потребители расходуют свои доходы, содержит бюджетная линия. Поэтому, при описании потребительского выбора необходимо также рассматривать два взаимосвязанных элемента: бюджетную линию, которая ограничивает выбор человека, и потребительские предпочтения. Именно в этих рамках, покупатель на рынке соизмеряет полезности товаров с их ценами, стремясь за меньшую цену максимизировать получаемую им полезность.
В заключении, нужно сказать, что через покупательские предпочтения, подкрепленными бюджетами, и при данном соотношении цен, потребитель находит ответы на главные вопросы: «что купить?», «по какой цене?», «хватит ли средств на покупку?», которые, в свою очередь, включая в себя проблемы полезности, цены и дохода, составляют содержание теории поведения потребителя.
Список использованной литературы