Потребление алкогольных напитков: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Представляется, что анализ тематики потребления алкоголя достаточно актуален и сегодня представляет научный и практический интерес.
Цель данной курсовой работы – изучить исторически сложившуюся проблему потребления алкоголя, также рассматривая ее на современном этапе времени и выявить пути ее решения.
Задачи исследования работы являются и потребление в обществе.
Предметом стала социальная проблема потребления алкоголя.

Содержание работы

Введение 5
1.1 История употребления и злоупотребления алкоголя 7
1.2 Потребление алкоголя в современной России 25
2.1 Пути решения проблемы употребления алкоголя сегодня 29
2.2 Закрытие Вытрезвителей 30
2.3 Штрафы за распитие в общественных местах 31
2.4 Реклама 33
2.5 Ночная торговля 34
2.6 Профилактика алкоголизма 36
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая работа эконом теория.docx

— 65.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Штрафы за распитие в общественных местах

За распитие в общественных местах (за исключением  розничных точек, где алкоголь продаётся  официально) пива, алкогольной и  спиртосодержащей продукции с содержанием  этилового спирта менее 12 % статья 20.20 КоАП предусматривает штраф от 100 до 300 рублей.

  • За распитие в общественных местах более крепких напитков (с содержанием этилового спирта 12 % и выше) — штраф от 300 до 500 рублей.
  • Появление пьяным в общественных местах, согласно статье 20.21 КоАП, чревато штрафом от 100 до 500 рублей или административным арестом на срок до пятнадцати суток.
  • За спаивание несовершеннолетних статья 6.10 КоАП предусматривает наказание от 100 до 1000 рублей, а если в спаивании виноваты родители, они заплатят 1500—2000 рублей.

2 июля 2010 года Госдума приняла закон  о полном запрете на употребление  алкоголя за рулём. При этом законодатели не стали принимать во внимание трудности водителей, в крови которых вырабатывается эндогенный алкоголь, а также тех, кто перед поездкой выпил квас или кефир. Однако уже три месяца спустя в Госдуме не исключили возможность повышения в будущем порогового минимума содержания алкоголя в крови водителей, а с 1 января 2013 года квас и кефир исключаются из списка алкогольной продукции.

Более жёсткое наказание за продажу  алкоголя несовершеннолетним предложил  ввести премьер-министр Владимир Путин. На заседании правительства 11 ноября 2010 года он заявил, что адекватным противодействием нарушителям могла бы стать уголовная  ответственность — три года лишения права работать в сфере торговли или год исправительных работ. Ровно через 12 месяцев, выступая перед активистами «Единой России», «сажать» за то же нарушение предложил президент Дмитрий Медведев. Законодатели пока предложили дать продавцам право проверять паспорт юного покупателя при попытке приобрести алкоголь.

С начала 2010 года в России появилась практика лишения водительских прав лиц, больных  наркоманией и алкоголизмом. Прокуратура  отправила в суды более 28 тысяч  заявлений. Более 20 тысяч водителей  лишились прав. Генпрокуратура отметила временное снижение числа аварий по вине пьяных водителей, но общественность сочла неправомерными действия правоохранительных органов, которые лишают водителей  прав не за правонарушение, а как  следствие раскрытия врачебной  тайны.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Реклама

 

 Закон «О рекламе»  налагает существенные ограничения на продвижение горячительных напитков. В частности, статья 21 запрещает в рекламе алкогольной продукции утверждать о том, что она «имеет важное значение для достижения общественного признания», «способствует улучшению физического или эмоционального состояния», утоляет жажду и ничуть не вредит здоровью. Также запрещено обращаться с призывами к несовершеннолетним и использовать их образы.

Продажа несовершеннолетним алкоголя, в том  числе и пива, запрещена законами «О государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

Однако, как отмечают в своём докладе  специалисты Общественной палаты РФ, несмотря на это, «распространённость  употребления алкоголя среди детей  резко выросла». По данным Минздравсоцразвития, на начало 2006 года официально были признаны алкоголиками около 40 тыс. детей. За пять лет уровень потребления алкоголя среди подростков увеличился на 65 %. Около 40 % школьников регулярно употребляют алкогольные напитки.

С начала 2010 года суммы господдержки социальной антиалкогольной рекламы в устах  чиновников разнились — Дмитрий Медведев говорил о 500 млн рублей, законодатели — о 10 млрд рублей. Деньги на создание роликов предполагалось брать у производителей алкоголя, транслировать — частично бесплатно.   

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Ночная  торговля

Закон «О государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»  позволяет местным властям устанавливать ограничения на время продажи алкогольной продукции. В основном, запрет касается продажи крепких спиртных напитков в ночное время.

Так, с 1 июля 2006 года в Подмосковье запрещена  торговля спиртными напитками крепостью  свыше 15 градусов с 23:00 до 8:00. Аналогичные запреты действуют в Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Томской и Челябинской областях, Хакасии, Хабаровском крае, Москве, Челябинской, Ленинградской и Камчатской областях, Карелии, Чувашии и Адыгее.

С 1 сентября 2010 года в Москве был введён законодательный  запрет на розничную продажу алкоголя крепостью более 15 градусов с 22:00 до 10:00 во всех без исключения магазинах (но не в заведениях общепита). 12-часовой запрет одобрили специалисты ВОЗ — по их мнению, 10-часовой ночной запрет (с 22:00 до 8:00) неэффективен для борьбы с запоями. Не исключалось поэтому, что с начала 2011 года 12-часовой ночной запрет вслед за Москвой станет действовать по всей территории России.

Чтобы предотвратить незаконные ночные продажи  и оградить торговые заведения от штрафов и лишения лицензий, с 2010 года руководители крупных розничных  магазинов внедрили автоматические программные «ночные блокировки»  на пробитие кассами чеков на запрещённую  к продаже в ночное время алкогольную  продукцию. Но ночью алкоголь приобрести было можно — в интернет-магазинах, ресторанах, а также в небольших магазинчиках «из-под полы». Поэтому дистанционные продажи алкоголя через Интернет и по телефону были законодательно запрещены, и в ноябре 2011 года правомерность такого запрета подтвердил Верховный суд России. Известен прецедент, когда челябинский сайт предлагал в ночное время алкоголь в аренду по договору залога: если товар не возвращается до 8 часов утра, то денежный залог остаётся у компании. Юристы расценили такую сделку как мнимую, или притворную, совершённую с целью прикрыть другую сделку (статья 170 ГК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Профилактика алкоголизма

В некоторых  субъектах Федерации практикуются целевые программы по профилактике алкоголизма (а также наркомании и токсикомании), как, например, в  Москве, Пермской области, Новокузнецке, Ижевске и многих других. В 2009 году эти регионы могли рассчитывать на субсидии из федерального бюджета  на общую сумму 375,7 млн рублей, которые выделялись в рамках постановления правительства РФ от 18.05.2009 № 413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счёт ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребление алкоголя и табака». Москве в рамках программы было выделено 37 млн рублей, Санкт-Петербургу — 16,5 млн рублей. Средства были направлены на закупку оборудования и обучение персонала центров здоровья, пропагандирующих здоровый образ жизни. Чтобы получить субсидии помимо целевых программ, местным администрациям надлежало выделить для центров здоровья соответствующие площади и подготовить специалистов.

С 2011 года Минздравсоцразвития в рамках проекта «Здоровая Россия» запустил информационный интернет-проект «Независимость». Сайт разъясняет, что такое зависимости, как не допустить развития алкоголизма у детей, куда обратиться в случае возникновения проблем.

Для профилактики алкогольных отравлений в 2010 году была установлена минимальная цена на водку — не менее 89 рублей за бутылку 0,5 литра. К 2013 году, пишет «Росбалт», эксперты прогнозируют повышение стоимости поллитровой бутылки водки до 290 рублей, при одновременном росте спроса на контрафактный алкоголь. По данным Росалкогольрегулирования на ноябрь 2010 года, 41 % вина и 70 % коньяка в России производились без соответствующих лицензий

Для снижения спроса на алкоголь Минфин планировал довести акцизный сбор до уровня от 7 до 245 рублей на литр алкоголя, в зависимости  от крепости напитка: в 2014 году, по сравнению с 2011 годом, акцизы увеличатся на 60—220 %, но логика законодателей не всегда очевидна. Так, пивовары удивлены следующим нововведением: акцизный сбор на пиво привязан отныне к рецептуре напитка — если в его состав, кроме классических для пива «хмеля, солода и воды», включены иные компоненты, то акциз будет повышен.

В ноябре 2011 года депутаты внесли в Госдуму  законопроект «О государственной монополии  на производство и оборот этилового  спирта». Эксперты считают, что в России введение госмонополии на производство алкоголя бессмысленно из-за неэффективности российского государственного управления, но монополия на торговлюалкоголем может иметь смысл — на случай нового экономического кризиса.

«Сухие  дни»

Власти  ряда российских регионов не ограничились запретом ночных продаж и решили пропагандировать и узаконивать периоды круглосуточного запрета на реализацию алкоголя. В ноябре 2010 года, накануне новогодних праздников, несколько депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга предложили разрешить продавать спиртные напитки в праздничные дни только 30 минут в день.

С 15 апреля 2011 года на территории Ульяновской  области по инициативе местного Министерства сельского хозяйства был введён «сухой уикенд» — запрет на продажу в выходные дни алкогольных напитков крепостью больше 15 %. За первую неделю действия закона 17 человек отравились суррогатным алкоголем, семь из них погибли. Для сравнения, за весь 2010 год смертельно отравились контрафактным алкоголем 93 жителя области. Минздрав России приводит более благоприятную статистику, вызывающую сомнения экспертов, — смертность от отравления алкоголем в 2011 году снизилась в целом по России на 16 %.  

 

 

        

Заключение

Проблема  алкоголизма представляет собой  разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Проблема стара, как мир, но актуальна, как никогда.

Решением  этой проблемы наряду с медицинскими и социальными работниками занимается государство в целом, гражданское  общество и различные общественные институты. Одним из способов преодоление  этой чумы является эффективная профилактика и пропаганда здорового образа жизни, наглядные примеры социальных и  медицинских последствий потребления  алкоголя также эффективно воздействуют на сознание молодых людей. 

Сегодня возрастает роль государства в решении  проблем алкоголизма, особенно детского и подросткового алкоголизма, набирающего  сейчас обороты, как одной из основных угроз всей нации. Продолжает оставаться нерешенной проблема женского пьянства, несомненно влияющего на демографическую ситуацию в стране, бытового пьянства и злоупотребления алкоголем в семьях и на работе.   

Проблема  алкоголизма для нашей страны сверхактуальна. Этиология и механизмы болезни требуют дополнительного изучения. Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому кроме лечения болезни, которое на сегодняшний день не эффективно /до 80% рецидивов/, требуется искоренять причины этой проблемы. Относительно простым выходом из данной ситуации было бы стать радикальное повышение цен на спиртные напитки, которое снизило бы их доступность. Но важными социальными мерами на сегодняшний день все же остаются запреты на распитие спирта, высокая профилактико-агитационная работа и др. 

Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в России. Сейчас в России насчитывается более 2 миллионов граждан, страдающих алкоголизмом, что выводит данную проблему из числа частных, локальных в область государственных проблем. Проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу российской нации.

Рассмотренные в данной работе теоретические особенности  алкоголизма, социальные и медицинские  аспекты, профилактические меры – комплексно уже сейчас работают в помощь всем специалистам, решающим социальную проблему алкоголизма.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории / Автоно-мов В.С. – М.: Знание, 1998 – 176с.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория:  уч. пособие / В.З. Баликоев. – М.: Приор, 1999. – 528 с.
  3. Березин И. Поведение потребителей: вечная загадка [Электронный ресурс] / И. Березин // Электр. дан. (1 файл). –  http://www/advertology.ru/artikle41301.htm
  4. Блэкуэлл Д. Поведение потребителей / Д. Блэкуэлл, П. Миниард,  
    Дж. Энджел. – Спб.: Питер Ком, 1999. – 769с.
  5. Зотова Т.А. Поведение потребителей: Теория и практика: учеб. пособие / Т.А. Зотова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 222с.
  6. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. – М.: Экономист, 2007. – 861 с.
  7. Костина Г.Д. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг: учеб. пособие / Г.Д. Костина, Н.К. Моисеева. – М.: Омега-Л., 2008. – 175с.
  8. Маевский В., Чернавский Д. О рациональном певедении реального потребителя // Вопросы экономики. – 2007. – № 3. – С. 71 – 86.
  9. Меликян О.М. Поведение потребителей: учеб. пособие / О.М. Меликян. – М.: Дашков и К, 2006. – 260 с.
  10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 572 с.
  11. Ростовцева Л.И., Поведение потребителей и потребительская культура / Л.И. Ростовцева. – М.: Московский Ун-т, 2002. – 376с.
  12. Ростовцева Л.И. Потребительская культура: между гедонизмом и аскетизмом / Л.И. Ростовцева // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2002. – № 4.
  13. Сараев В.В. Влияние информации на рациональность потребительского выбора: Современные тенденции / В.В. Сараев //  Вестник СПбГУ. Серия 5. – 2007. – Вып. 1.
  14. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. ВМ Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1993. – 380с.
  15. Федько Н.Г. Поведение потребителей: учеб. пособие / Н.Г. Федько,  
    В.П. Федько. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 352с.
  16. Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. – 2000.– № 1. – С. 39 – 55.
  17. Экономическая теория: уч. Пособие / под ред. Р.А. Косовой, Ю.В. Латова. – Тула:  ТулГУ. – 2004. – 304 с.

Информация о работе Потребление алкогольных напитков: история и современность