Потребности общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

"Что производить" определяется в целом потребностями. Потребности – єто внутренние побудительные мотивы деятельности человека. Их можно классифицировать по субъектам, по форме удовлетворения, по происхождению.
При определении последовательности удовлетворения потребностей человек руководствуется принципом максимизации полезности. Полезность – это степень, с которой благо в состоянии удовлетворять ту или иную потребность человека.

Содержание работы

Введение
1. Потребности как движущий мотив экономической деятельности
2. Производство - материальная основа удовлетворения потребностей
3. Производственные возможности и экономический рост
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

2 курсовойпотребности.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

При построении кривой производственных возможностей использовалось допущение неизменности количества ресурсов и эффективности их применения. Но в реальной действительности оба эти фактора оказываются переменными. Они смещают кривую графика вправо или влево.

Наращивание производственных возможностей общества может достигаться путем увеличения количества ресурсов. Это экстенсивный путь. Примерами его может служить прирост трудоспособного населения, открытие новых месторождений природных ископаемых, увеличение капитала за счет превышения его производства над выбытием. Однако  это лишь наращивание возможностей, а не реального производства. Производство может и не возрасти, если прирост ресурсов труда не будет сопровождаться созданием соответственного количества рабочих мест.

Производственные возможности  могут наращиваться и интенсивным  путем, т.е. за счет факторов, позволяющих  повысить эффективность использования количественно неизменных ресурсов. К этим  факторам следует отнести:

  • совершенствование материально-технического базиса трудовой деятельности людей. Решающим условием повышения эффективности выступает замена используемых в производстве   средств производства на новые, более производительные;
  • совершенствование технологии производства. В качестве критериев прогрессивности технологических процессов можно использовать повышение их результативности, улучшение экологичности, усиление гуманистической направленности;
  • совершенствование организации производства, что проявляется в углублении разделения труда, специализации и кооперации;
  • совершенствование самого человека как носителя одного из ресурсов. Это находит свое выражение в развитии физических и духовных способностей человека, росте квалификации и образованности работников. Будучи, с одной стороны, целью и результатом экономического роста, совершенствование человека, с другой стороны, выступает его условием. Эта взаимосвязь позволяет объяснить многие современные процессы. Общество, стремящееся к прогрессу, должно обеспечивать соответствующее развитие человека. В противном случае прогресс не состоится.

Материальную основу интенсивного пути наращивания производственных возможностей составляет научно-технический прогресс. Как правило, он происходит в эволюционной форме, т.е. путем совершенствования уже известных технических и технологических решений. Однако постепенно такое совершенствование исчерпывает потенциальные возможности для дальнейшего прогресса, одновременно накапливается достаточный научно-технический потенциал для перехода к принципиально новому состоянию ресурсов. Иными словами, эволюционная форма научно-технического прогресса сменяется революционной, получившей название научно-технической революции. Такие условия созрели к середине ХХ столетия.

Наращивая производственные возможности  интенсивным путем, люди как бы отодвигают границу, устанавливаемую редкостью ресурсов. Это попытка разрешить известное противоречие между ограниченностью ресурсов и потребностями. Производство создает материальную основу для удовлетворения потребностей. В ходе потребления они удовлетворяются, по мере чего стремление к наращиванию производственных возможностей затухает. Однако сам процесс производства наталкивает человека на обнаружение его новых возможностей, порождает новые потребности, удовлетворить которые оказывается невозможным на достигнутой ступени развития производства. Это противоречие между потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения и выступает основным двигателем экономического роста.

Исходным пунктом в механизме разрешения анализируемого противоречия выступает потребность как внутренний побудительный мотив человеческой деятельности. Осознание потребности порождает интерес. Это субъективное отражение объективной потребности. Однако лишь осознание экономического интереса не побуждает хозяйствующего субъекта к каким-то действиям. Для этого необходимо появление стимула как осознания путей реализации экономического интереса, удовлетворения соответствующей потребности. Таким образом, механизм разрешения и возрождения противоречия между производством и потреблением можно представить в виде замкнутой цепи (рис.6).

 

 

Другим противоречием, обусловливающим  экономический прогресс, выступает  противоречие между факторами производства. Движимые теми или иными стимулами работники прежде всего реализуют свои потенциальные возможности увеличения объемов производства. Однако, при неизменной технической вооруженности эти возможности весьма ограничены уровнем физических сил, скоростью управленческой реакции, неприспособленностью работать в экстремальных ситуациях (высокая или низкая температура, высокое давление, вредная среда и т.п.). Тогда возникает потребность изменить посредника между работником и предметом труда или сам предмет труда, чтобы получить более весомые результаты. Это приводит к созданию новых средств производства.

Однако даже высокие темпы наращивания  производственных возможностей общества не в состоянии окончательно разрешить проблему ограниченности ресурсов. Поэтому люди постоянно должны решать, что производить, а от удовлетворения каких потребностей отказаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

"Что производить" определяется  в целом потребностями. Потребности  – єто внутренние побудительные  мотивы деятельности человека. Их можно классифицировать по субъектам, по форме удовлетворения, по происхождению.

При определении последовательности удовлетворения потребностей человек  руководствуется принципом максимизации полезности. Полезность – это  степень, с которой благо в состоянии удовлетворять ту или иную потребность человека.

Предельная полезность, как полезность последней части блага, имеющейся в распоряжении потребителя, по мере насыщения потребности уменьшается, что отражается в законе убывающей предельной полезности.

Материальную основу удовлетворения потребностей человека составляет производство, в ходе которого привлеченные ресурсы (земля, капитал, труд, предпринимательские способности) преобразуются в пригодные для удовлетворения потребностей блага.

Результативность и эффективность производства определяются соотношением ресурсов, их соответствием друг другу как количественно, так и качественно. Ресурсы обладают свойством взаимозаменяемости.

Производственные возможности  общества – это максимально возможный объем производства благ при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Поскольку ресурсы лимитированы, то всегда ограничены и производственные возможности. Постоянно существует проблема выбора – что производить, от чего отказаться. Временные издержки производства определенного продукта – это количество другого продукта, которым приходится жертвовать ради получения данного.

Производственные возможности  могут наращиваться экстенсивным и  интенсивным путем. Это расширяет  возможности удовлетворения потребностей, но не снимает проблемы ограниченности ресурсов.

Введение.

 

Желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность, - так экономисты обозначают получаемые людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, проигрователи, компакт диски и тому подобное. Короче говоря, безчисленное множество продуктов, которое мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости и предметы роскоши способно удовлетворять человеческие потребности.

Но и услуги также удовлетворяют наши потребности как и материальные продукты.

Материальные потребности включают также потребности частных предприятий и правительственных ведомств. Частные предприятия хотят иметь в своём распоряжение фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и всё прочее, что позволяет им реализовать производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности граждан страны или преследуя свои собственные цели, стремится строить автострады, школы, больницы накапливать военную технику и оружие.

В своей совокупности материальные потребности в практтическом не уталимы или безграничны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить не возможно.

Автор в своей работе обращает внимание на следущие моменты:

  • процесс формирования материальных и духовных потребностей;
  • на влияние потребносте на полной объём производства;
  • обращает внимание на относительную редкость ресурсов и их ограниченность;
  • не занятость и не полное использование;
  • пытается показать, что с течением времени технологический прогресс, увеличение  количества и повышение качества людских и материальных ресурсов позволяют экономике производить всё больше всех товаров и услуг.

 

Таким образом, в работе будет показан процесс формирования и использования потребностей.

При написании работы использовались как отечественные так и зарубежные источники, что позволяет получить более полную картины экономических знаний в этой отросли политэкономии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Башнянин Г.І., Лазур П.Ю., Медведєв В.С.  Політична економія .  – К.: Ніка-Центр Ельга, 2000. – 528 с.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 1999. –с. 492.
  3. Вводный курс по экономической теории. /  Под общ. ред.Соболевой И.П. - М.: ИНФРА-М, 2002. – с. 694.
  4. Гальнинський А.С. та інш. Основи економічних знань: Навч. Посіб – 2 вид., пенрероб. і допов. – К.: Вища шк.; 2002.-543 с.: іл..  
  5. Добрынин А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. - СПб: Изд. СПбГУЭФ, изд. „Питер Паблишинг” 2-е изд. Допол. и перераб, 2003. - 489 с.: ил.
  6. Економічна теорія: Політекономія: Підручник / за ред. В.Д. Базилевича.- К.: Знання. Прес, 2001. – 581 с.
  7. Журавлёва Г.П. Экономическая теория (политэкономия). – М., 1997. – с. 542.
  8. Журавлёва Г.П. Теоретическая экономика (политэкономия). – М., 1997. – с. 368.
  9. Задоя А.А., Петруня Ю.Є. Основы  економической теории: Уч. Пособ. – М.: Рибари, 2000.- 490 с: ил.
  10. Кривенко К.Т. Політична економія. – К; 2001. – с. 387.
  11. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика: В 2 т. (Т.1): Пер. с англ. – М.: Республика, 1992. – 399 с.
  12. Мочерний С.В. Економічна теорія: Посібник. – К.: Видавничий центр „Академія” – 2001. – 656 с.
  13. Мочерний  С.В. Політична економія. – Львів : Вищий світ  - 2004.с. – 485.
  14. Основи економічної теорії: Підручник / А.А. Чухно, П.С.Ещенко, .Н.Климко та інш. ;  За ред А.А. Чухна . – К.: Вища шк.., 2001. – 660 с.: іл..
  15. Основы экономической теории: Учебное пособие. / Под.общ. редак. Задоя А.А. – М.: Рибари, 2001. – 479 с.: ил.
  16. Сажина М.А., Чибриков Г.Г.. Экономическая теорія. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – Инфра. М, 1998. - 456 с.
  17. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов \ Под ред. Г.И. Журалевой. - М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 485 с.    
  18. Учебник по основам экономической теории (экономика) / под. Ред. Камаева В.Д.. – М.: «ВЛАДОС», 2002 – 489с.; ил.
  19. Чухно А.А. Основи економічної теорії. – К.; 2001. – с. 658.

 




Информация о работе Потребности общества