Потребности во взаимосвязи с производством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами экономические потребности – эта та часть блага человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек будь то знаменитость, ученый, музыкант, политик, президент прежде всего зависит от своего природного начала, а значит касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руководить не касаясь экономической сферы.
Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности или нужды, которое он стремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, то есть осуществлять производственную деятельность.
Цель работы: изучить понятие потребности, рассмотреть виды потребностей и потребности во взаимосвязи с производством.
Задачи: доказать, что потребности играют важную роль в жизни человека.

Содержание работы

Введение 3 Глава 1. Потребности 5
1.1. Понятие потребности 5
1.2. Структура потребности 8
1.3. Иерархия потребностей (Маслоу) 12
1.4. Классификация потребностей 17
Глава 2. Потребности во взаимосвязи с производством 22
2.1. Потребности как условие для производства 22
2.2. Потребление как конечная цель производства 25
2.3. Появление потребностей как результат деятельности производства 26
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом теории.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

 
 
Министерство образования  и науки российской федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

(РГТУЭУ)

 

 

 

 

 

Кафедра _______________________

 

 

 

КУРСОВА РАБОТА

 

 

По дисциплине___________________________________________

 

На тему_________________________________________________

 

 

 

 

Выполнена студенткой 1 курса      группы

__________________формы обучения

Специальности_______________________

____________________________________

 

____________________________________ 
 
Руководитель 
____________________________________ 
 
отметка о допуске (не допуске)к защите_________________ 
 
 

 «         »________________2009г.                           ______________

 
 
 
Содержание

 

Введение                                                                                                                   3                                                                                                                  Глава 1. Потребности                                                                                              5

1.1. Понятие потребности                                                                                      5

1.2. Структура потребности                                                                                    8

1.3. Иерархия потребностей (Маслоу)                                                                 12

1.4. Классификация потребностей                                                                      17

Глава 2. Потребности во взаимосвязи с производством                                    22

2.1. Потребности как условие для  производства                                                22

2.2. Потребление как конечная цель производства                                           25

2.3. Появление потребностей как результат деятельности производства        26                                                                              

Заключение                                                                                                            27

Список литературы                                                                                                29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Любое существо, живущее на Земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающим миром определенных условий. Эти условия создают консенсус, который ощущается как удовлетворение, поэтому имеет место говорить о границе потребления, таком состоянии всех людей, при котором их потребности максимально насыщенны.

    Уже много  миллионов лет назад, во время  существования человека умелого,  граница потребления начала расширяться,  но по- прежнему она носила физиологический характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И в современное время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие как крупного, так и малого бизнеса.

     Удовлетворение  потребностей – это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. И даже деяние, которое, казалось бы, не несет никакой пользы для человека, на самом деле имеет причину.

Например, милостыня, для того, кто её дает, является удовлетворением его высших потребностей, связанных с его психикой.

      Человек  без потребностей – мертвый  человек.

Миллионы лет эволюции можно свести к нескольким годам  развития человека, и тем самым  упростить понимание отличия  высших и низших потребностей (вторичных и первичных).

       Во  многих научных источниках это  отличие определено как понятие  для автоматического понимания,  т.е. даны две категории, различие  в которых мозг улавливает  довольно быстро. Эти понятия отличает то, что отличает человека от животного, то есть разум. При рождении человек испытывает только первичные потребности. Проходят миллионы лет эволюции человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Другими словами из основных признаков этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

      Потребности  общества – это социологическая  категория, в основе которой  лежат коллективные привычки, то  есть то, что пришло от наших  предков, и укоренилось в обществе настолько сильно, что существует в подсознании. Этим и интересны потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу рассматривая, конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.

     Для удовлетворения  потребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами экономические потребности – эта та часть блага человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек будь то знаменитость, ученый, музыкант, политик, президент прежде всего зависит от своего природного начала, а значит касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руководить не касаясь экономической сферы.

        Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности или нужды, которое он стремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, то есть осуществлять производственную деятельность.

Цель работы: изучить  понятие потребности, рассмотреть  виды потребностей и потребности во взаимосвязи с производством.

Задачи: доказать, что  потребности играют важную роль в жизни человека.

 

 

 

 

Глава 1.

1.1. Понятие потребности

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально  это  состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становиться ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. В последний входят вкусовые предпосылки, географические условия.

     Потребности - это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины.

     Психология  рассматривает потребности как  особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

     Биология  изучает аспект потребностей, связанный  с обменом веществ в живом организме и поддержанием его жизнедеятельности.

      Общественные  науки изучают социально-экономический аспект потребностей. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности.

    Общественные  потребности – потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально- экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются.

    Общественные потребности делятся на две крупные группы

  - потребности общества

  - потребности населения (личные потребности)

Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т.п.

    С экономической  деятельностью общества наиболее  связаны производственные потребности.

    Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях – цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом.

    Эти потребности  удовлетворяются в процессе хозяйственной  деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой  как производители и потребители.

     Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.

    Являясь категорией  общественного сознания, личные  потребности выступают и как  специфическая экономическая категория  , выражающая общественные отношения  между людьми по поводу производства, обмена и использования материальных  и духовных благ и услуг.

    Личные потребности  носят активный характер, служат  побудительным мотивом деятельности  человека. Последняя в конечном  счете всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность,  человек стремиться  полнее удовлетворить их.

   С другой стороны,  эта деятельность выступает важнейшим  фактором формирования личных потребностей. Чем она шире и многограннее, тем разнообразнее, богаче потребности человека и тем в конечном счете полнее они удовлетворяются.

  Удовлетворение потребностей путем так называемого пассивного потребления, не связанного с активной деятельностью индивида как члена общества, экономического субъекта, неизбежно ведет к их обесценению.

     Классификация  потребностей отличается разнообразием.  Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» всё многообразие потребностей человека. Так А.Маршалл, ссылаясь на немецкого экономиста Геммана, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие , неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные(низшие) и вторичные(высшие).

    Под первичными  подразумевается потребности человека  в еде, питье, одежде другими словами биологические потребности. Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей людей(необходимость утолить голод рождает потребность в определенных видах еды).Эти потребности необходимы для простого выживания людей, но ионии являются очень сложной задачей. До сих пор люди не могут полностью решить эти проблемы; миллионы людей на Земле ещё голодают, у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживания. 

    Вторичные потребности главным образом связаны с духовной интеллектуальной деятельностью человека – потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.п. Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение – первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище(хотя бы частично)

 

 

1.2. Структура потребностей человека

Индивидные

Физиологические

Физиолого-психологические

в экологически чистой пище

безопасность

в тепле

защищенность

в воде

гигиеничность

во сне

зарплата, обеспечивающая удовлетворение первичных потребностей

в сексе

жилье

в чистоте

потребность в психологическом  отдыхе

в жилье

чувство территории

в физическом отдыхе

неприкосновенность собственности

в средствах удовлетворения первичных потребностей

возможность держаться  на "дистанции"

 

собственное благополучие

Индивидно-субъектные

Психолого-социальные потребности:

моральное подкрепление

самоутверждение

награждение (премии, акции, дивиденды от прибыли)

карьерный рост

оценка личного вклада

уверенность в завтрашнем дне фирмы

оценка достоинства  работника

интересная работа

Оказание внимания

соревновательный эффект

удобство рабочего места

потребность в успехе

Зарплата

стремление к власти

потребность в социальных благах (мед. обслуживание и т.д.)

статус, престиж

чувство сопричастности к коллективу

индивидуально значимое самовыражение

потребность в уважении, признании, одобрении со стороны: коллег, руководства

семейный комфорт

Субъектные

Социальные

Функционирования деятельности

социальный отдых: спортивный, культурный

удовольствие от работы

потребность в общении

гордость за свою работу

клубные взаимодействия: совместное празднование

чувство сопричастности к делу фирмы

Хорошие отношения в коллективе

потребность в соответствии профессиональным нормам

ощущение своей полезности в коллективе

возможности к дообучению

потребность в совместном принятии решения

потребность в усложнении решаемых задач

интересная работа

рост ответственности

соревновательный эффект

развитие воли

потребность в согласовании

ощущение своей полезности в деле фирмы

справедливость

получение всей необходимой  для эффективной работы информации

правовая обеспеченность

интересная работа

социальное равноправие

соревновательный эффект

поддержание социальных устоев

потребность получать ясные  цели и задачи

потребность жить по законам, нормам, правилам общества

потребность в одобрении  хорошо сделанной работы

 

ценность самореализации;

Личностные

Развития деятельности

Культурно-творческого самовыражения

потребность в творчестве, значимом для деятельности

потребность в творчестве, значимом для социокультурной сферы

потребность в развитии профессиональных норм;

ценность развития социокультурной  сферы

ценность развития деятельности;

развитие своей духовной культуры

ценность саморазвития;

потребность в создании культурно-значимых эталонов

стремление к новизне  и экспериментированию

ценность трансляции культуры

возможность совершенствования  деятельности фирмы

активное участие в  совершенствовании законов общества на основе универсальных ценностей

соревновательный эффект

стремление к повышению  уровня правосознания общества

ожидание доверия к  профессионализму

культивирование принципов  гуманности и демократичности

стремление к совершенствованию корпоративной культуры

 

повышение престижа фирмы

 

повышение полезности фирмы  для общества

 

Информация о работе Потребности во взаимосвязи с производством