Поведение фирм в условиях монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших признаков современного рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция - это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей, и по этому критерию в экономической теории различают несколько типов конкуренции, одним из которых является монополистическая конкуренция.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

    Из всего сказанного можно заключить, что для модели рынка монополистическая конкуренция характерны относительно большое число фирм - участников, но значительно меньшее, чем в условиях чистой конкуренции, существенная дифференциация продукта, ограниченный контроль над ценой, легкий вход и выход из отрасли, наличие неценовой конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ

 

    1. Максимизация прибыли в краткосрочный период

 

    Достижение максимальной прибыли и минимальных убытков возможно при различных обстоятельствах и ценах, на которые конкурентная фирма не в силах повлиять, при условии выполнении фирмой условия равновесия P=MR=MC.

    Экономическая прибыль это разница между совокупным доходом и суммой явных и неявных издержек. Фирма ее получает, если цена складывается выше средних издержек. Получение экономической прибыли, т.е. сверхприбыли, возможно только в краткосрочном периоде, когда другие фирмы, привлеченные этим обстоятельством, не успевают войти в отрасль и начать производить аналогичный продукт. Выпуск Qmax не означает, что на единицу продукции приходится максимум прибыли. Этот показатель нельзя использовать как критерий получения общей максимальной прибыли. Точка, где (Р-АС) максимально, не совпадает с точкой равновесия. В точке равновесия фирма не достигает минимально возможных средних издержек и последнее не должно являться целью фирмы. Цель фирмы в другом.

    Основная задача фирмы - находить точку равновесия, где предельные издержки соответствовали бы предельному доходу, т.к. это обеспечивает наибольшую массу прибыли и показывает экономически эффективные границы увеличения капитальных и трудовых затрат.

    Краткосрочный период - временный отрезок в течении которого фирма не в состоянии количественно изменить все свои производственные факторы.

    Фирма покрывает все издержки и получает нормальную прибыль, которая является прибылью, от которой владелец фирмы отказался, использовав собственные ресурсы в своей фирме. Она является альтернативной собственностью ресурсов, принадлежащих владельцу фирмы. Для фирмы эта ситуация является обычной.

    Тем не менее, фирма может оказаться и в убытке, т.к. ее прибыль зависит от цены на ее продукт, а цена в свою очередь реагирует только на рыночный спрос и предложение.

    Понесенные безвозвратные издержки перестают быть альтернативными и при решении по поводу стратегии бизнеса их игнорируют. Мы предполагаем, что фирма при временном прекращении деятельности не имеет возможности покрыть постоянные издержки, т.е. они становятся безвозвратными, и фирма, принимая решения об объеме выпуска, может их игнорировать.

    Таким образом, условия работы фирмы в краткосрочном периоде:

    • фирма получает экономическую прибыль в краткосрочном периоде, если Р> minAC;
    • получает нормальную прибыль, если P=minAC; 
    • продолжает деятельность, но терпит убытки, если TR>VC, PQ>AVC(Q) и, следовательно, P>AVC;
    • точка прекращения деятельности фирмы P=minAVC;

    Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде - часть кривой ее предельных издержек, лежащей выше кривой средних переменных издержек. Фактически кривая предложения фирмы - это часть кривой МС выше min AVC, потому что кривая предложения - это связь между ценой и количеством продукции, причем конкурентная фирма, чтобы максимизировать прибыль, всегда производит до тех пор, пока цена не сравняется с предельными издержками. Следовательно, динамика изменения предельных издержек и их равновесие с ценой дает право рассматривать кривую МС на отрезке выше минимальных средних переменных издержек как кривую предложения.

    Существует два дополнительных подхода (принципа) к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать

максимальные прибыли  или минимальные убытки.

    Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек; второй — сравнение предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода применимы не только к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам, функционирующим в условиях любой из трех рыночных структур. Чтобы облегчить понимание определения объема производства в условиях чистой конкуренции, мы используем оба подхода, делая упор на втором подходе.

    В краткосрочном периоде поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции во многом аналогично поведению монополии. Так как товар данной фирмы отличается от товаров фирм - конкурентов особыми качественными характеристиками, которые нравятся определённой категории покупателей, тогда фирма может поднять цену своего товара без падения продаж, потому что достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену. Как и монополия, фирма несколько недопроизводит продукцию и завышает на нее цену. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.

 

 

    1. Максимизация прибыли в долгосрочный период

 

    Долгосрочный период – временной отрезок, в течение которого фирма способна изменить все факторы производства.

    В долгосрочном периоде у фирмы есть возможность приспособится к изменившимся условиям, уйти из отрасли, или наоборот расширить производство. В условиях совершенной конкуренции фирма считает, что текущие цены - лучший прогноз для будущих цен. Если Q1- равновесный выпуск в краткосрочном периоде при цене Р1, то условие равновесия SMC1=P1=MR. В этом случае фирма получает экономическую прибыль. Эта прибыль вызывает два основных процесса.

    Во-первых, фирмы этой отрасли пытаются получить большую массу прибыли и расширяют в связи с этим масштаб производства, при этом объем Q3 соответствует точке, в которой P1=LMC=SMC2, прибыль таким образом можно увеличить. При Q меньше Q3 MR больше MC, т.е. есть возможность расширить производство.

    Во–вторых, экономическая прибыль – это сигнал для вхождения в отрасль новых фирм в долгосрочном периоде. Новые фирмы придут, старые расширят свою деятельность. Следовательно, предложение в отрасли увеличится с S1 до S2, что окажет давление на цену в сторону понижения при том же спросе. Цена снизится с Р1 до Р2.

    В результате фирмы отрасли окажутся в состоянии долгосрочного равновесия и каждая из них сможет иметь только нормальную прибыль при цене Р2.

    В долгосрочном периоде процесс входа и выхода завершается лишь тогда, когда цена и средние совокупные издержки уравниваются.

Таким образом, в долгосрочном периоде конкурентная фирма максимизирует  свою прибыль при таком объеме производства, когда LAC=P=LMC.

    Долговременное равновесие на конкурентном рынке со свободным входом и выходом приводит к тому, что фирмы выбирают наиболее эффективную технологию и масштаб производства.

    Прибыль равна разности валового дохода и совокупных издержек, а они в свою очередь, включают все альтернативные издержки фирмы. Совокупные издержки включают альтернативную стоимость времени и денег, которые собственники вкладывают в бизнес. В случае, когда прибыль равна нулю, доход компенсирует владельцам вложенные время и деньги. В ситуации рыночного равновесия при нулевой экономической прибыли бухгалтерская прибыль положительная. Именно это обстоятельство заставляет фирмы оставаться в отрасли, не стремиться покинуть ее или изменить масштаб производства в долгосрочном периоде.

    Кривая предложения в долгосрочном периоде имеет более пологий вид и сохраняет положительный наклон. Это связано с тем, что некоторые ресурсы производства доступны лишь в ограниченном количестве и с тем, что разные фирмы имеют различные издержки производства. Например, рассмотрим рынок ремонтных услуг. Каждый вступает на этот рынок, но издержки фирм не одинаковы. И люди работают с разным темпом, да и альтернативное использование времени для одних выгоднее, чем для других. При любой данной цене в отрасль вступят фирмы с низкими издержками. Для увеличения объема предложения рынок должен привлечь новых желающих работать в отрасли. Поскольку новые фирмы имеют более высокие издержки, то их привлечет более высокая цена. Таким образом, рыночная кривая предложения имеет положительный наклон. В этом случае цена рынка – это средние совокупные издержки предельной фирмы – фирмы, которая покинула бы рынок при падении цены ниже этого уровня. Фирмы с более высокими издержками войдут на рынок только при условии повышения цены. Таким образом, кривая предложения скорей всего будет не горизонтальной, а восходящей, отражая тот фактор, что возрастание цены необходимо для увеличения объема предложения.

    Так как фирмы легче входят на рынок и выходят из него в долгосрочном периоде, то кривая обычно более эластична по сравнению с краткосрочным периодом.

    Кривая долгосрочного предложения отрасли для отрасли с постоянными издержками будет горизонтальной. Рост рыночного спроса на продукцию совершенной конкуренции вызовет рост цены. Цена, оказавшись выше minAC, обеспечит экономическую прибыль. В отрасль устремятся новые фирмы. За счет их увеличится предложение, что окажет влияние на цену, которая снизится до прежнего уровня. Кривая Sл – кривая долгосрочного предложения отрасли.

Аналогично отрасль  реагирует на уменьшение спроса.

    Если цены на различные виды затрат не изменяются по мере изменения объема выпуска отрасли, то долгосрочная кривая предложения будет абсолютно эластична. В отрасли для которой характерно возрастание затрат, долгосрочная кривая предложения будет восходящей, а в отрасли с убывающими издержками – будет иметь отрицательный наклон.

    Производство расширяется в отрасли возрастающих издержек, что вызывает увеличение цен на некоторые ресурсы, которые в ней используются. Кривая LAC сдвигается вверх. Первоначальное увеличение спроса отражается в сдвиге кривой D. Цена в результате стала выше совокупных средних издержек и в отрасль устремились другие фирмы. За счет их увеличилось предложение в отрасли. Но новое равновесие достигается при цене Р2. Если цена вернется на первоначальный уровень, фирмы покинут отрасль, т.к. будут иметь убытки. В результате форма рыночной кривой предложения отрасли с возрастающими издержками будет восходящей.

    В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля. Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизился после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок. Это происходит потому, что сокращение спроса сделало бы невозможным для фирм покрывать свои экономические издержки. Они выйдут из отрасли и переместят свои ресурсы в более выгодные предприятия. Когда это произойдёт, кривые спроса и предельного дохода, оставшихся на рынке продавцов сместятся вверх. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие.

 

 

    1. Неценовая конкуренция

 

    Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое - совершенствование технических характеристик товара; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту.

    Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой - «качество»- это субъективная оценка, которая открывает возможности фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.

    Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.

    Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствования торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, то есть в процессе его эксплуатации.

    При неценовой конкуренции на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Основная цель неценовой конкуренции - постоянное совершенствование продукции, поиски путей повышения ее качества, технической надежности, улучшения внешнего вида, упаковки. Таким образом, неценовая конкуренция, в отличие от ценовой конкуренции, имеет не разрушительную, а созидательную направленность.

    Неценовая конкуренция ведется за счет снижения издержек, повышения качества продукции и услуг, надежности, улучшения условий оплаты, гарантийного и послегарантийного обслуживания, совершенствования методов сбыта.

    Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары и услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов. Чем уникальнее предложение продукции, с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров.

    Каждая из фирм, выступающих на рынке, стремится, по крайней мере, сохранить ту долю рынка, которую она занимает. Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы - цена, технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама и другие мероприятия.

    В настоящее время многие компании предпочитают улучшать потребительские свойства своего товара при сохранении или даже некотором повышении реализационных цен.

Информация о работе Поведение фирм в условиях монополистической конкуренции