Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:30, курсовая работа
Одним из важнейших признаков современного рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция - это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей, и по этому критерию в экономической теории различают несколько типов конкуренции, одним из которых является монополистическая конкуренция.
При монополистической конкуренции не достигается производственная эффективность. Помимо этого, часто слышны обвинения в неразумных и неоправданных расходах на дифференциацию продукта и рекламу. При этом выдвигаются следующие аргументы:
Однако несправедливо было бы видеть только отрицательные стороны монополистической конкуренции. Так, те же дифференциация продукта и реклама не столь однозначно плохи.
Их сторонники отмечают, что:
Как бы то ни было, монополистическая конкуренция очень близка по многим показателям к конкуренции совершенной, практически не встречающейся в реальной жизни. Монополистическая конкуренция – это наиболее распространенный тип рыночных отношений. Он преобладает в сфере общественного питания, книгоиздании, производстве и продаже мебели, фармацевтических препаратов и т.д. Число фирм в этих отраслях составляет от 500 до 10 000. Монополистические тенденции при данной модели выражены достаточно слабо, а потому считается, что государство может практически не регулировать рынок подобной структуры.
Монополистическая конкуренция и благосостояние общества.
Как оценивает результат рынка монополистической конкуренции общество? Имеют ли политики возможность улучшить результаты функционирования рынка? Простых ответов на эти вопросы не существует.
Один из источников неэффективности рынка монополистической конкуренции — надбавка над предельными издержками, что приводит к тому, что некоторые потребители, оценивающие товар выше маржинальных издержек производства (но ниже цены), воздерживаются от его приобретения. Таким образом, рынок монополистической конкуренции характеризуется типичными безвозвратными потерями монопольного ценообразования (глава 15).
Простого решения данной проблемы не существует. Принудительное ценообразование на основе предельных издержек означает необходимость государственного регулирования производства всех фирм — поставщиков дифференцированных товаров. Однако товары подобного рода настолько распространены, что административное бремя правительственного регулирования было бы просто неподъемным.
Более того, попытка вмешательства в деятельность монопольно-конкурентных фирм повлекла бы за собой все те проблемы, которые возникают при регулировании естественных монополий. В частности, поскольку фирмы на монополистическо-конкурентном рынке и так получают нулевую прибыль, требование снизить цены до уровня маржинальных издержек означает, что предприятие подталкивают к убыточной деятельности. Чтобы сохранить фирмы в бизнесе, правительство должно будет покрыть убытки, а значит, повысить налоги. Очевидно, что, выбирая между непопулярными мерами и движением «по воле волн», политики предпочтут смириться с неэффективностью монополистического ценообразования.
Еще одна причина низкой эффективности монополистической конкуренции с общественной точки зрения — проблема числа фирм на рынке. Мы рассматриваем ее в терминах внешних эффектов, связанных с входом на рынок. Всякий раз, когда новая фирма анализирует целесообразность вступления на рынок, она оценивает исключительно уровень потенциальной прибыли. Однако ее вхождение на рынок сопровождается экстерналиями:
Таким образом, вход на рынок монополистической конкуренции новых фирм сопровождается как положительными, так и отрицательными внешними эффектами. В зависимости от их значений на рынке монополистической конкуренции предлагается либо слишком мало, либо слишком много видов товаров.
Величина экстерналий определяется условиями монополистической конкуренции. Внешний эффект от разнообразия продукции возникает вследствие того, что новая фирма предлагает продукт, отличающийся от товаров, оперирующих на рынке фирм. Экстерналия «перехвата» покупателей связана с установлением фирмами (которые всегда стремятся к реализации дополнительных единиц продукции) цен, превышающих маржинальные издержки. Напротив, поскольку в условиях совершенной конкуренции фирмы производят идентичные товары и устанавливают цену, равную предельным издержкам, внешние эффекты разнообразия продукции и «перехвата» покупателей отсутствуют.
В конечном итоге мы приходим к выводу, что с точки зрения эффективности рынки монополистической конкуренции явно уступают совершенно конкурентным. То есть в условиях монополистической конкуренции «невидимая рука» не в состоянии гарантировать общий излишек. Однако, поскольку неэффективность такого рынка — субстанция весьма тонкая, не поддающаяся точному измерению, простых методов экономической политики государства, направленной на улучшение результатов монополистической конкуренции, не существует.
ВЫВОД
Основные меры государства по регулированию рынка монополистической конкуренции
Государство проводит активную антимонопольную политику.
Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления.
Монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Сущность и особенности всех монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения. Монополисты завоёвывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Как известно, участники свободной конкуренции воспринимают рыночную цену как образовавшуюся независимо от их участия. Но монополисты сами и по своему усмотрению устанавливают цены на производимую ими продукцию. Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится продать как можно больше и получить при этом максимальное количество прибыли. Монополисты не принимают цену как данную, их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объём выпуска.
Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Они поступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит их внедрять научно-технические достижения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Брю С.А..,Макконнелл К.Р. Экономикс: Краткий курс.-М.:ИНФРА-М,2008.-462с.
2. Грязнова А. Г.,Юданова А.Ю. Макроэкономика. Теория и российская практика.-М.:КНОРУС, 2005- с.321-343.
3.Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика- 1, 2,-М: «Дашков и К», 2007- с. 373-578.
4. Иохин В.Я. Эконмическая теория –М.: Экономист,2006- с.454-463.
5.Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики.-М.: РАГС. 2006-с. 152-174.
6.Камаев В.Д,Ильичиков М.З, Борисовская Т.А-М.:КРОНУС,2012-348 с.
7.Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.-М.:ИНФРА-М, 2001-с. 535-568.
8.Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс.-СПб.: «Питер», 2006-с.304-316.
Чепурин М.Н., Киселева Е.Н. Курс экономической теории-Кирова «АСА»,2004-с.174-177.
9.Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров
10.Океанова З.К. Экономическая теория- М.: «Дашков и К», 2007-с.150-184.
11.Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия-М.:ИНФРА,2011-882 с.
Информация о работе Поведение фирм в условиях монополистической конкуренции