Поведение фирм в условиях монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших признаков современного рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция - это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей, и по этому критерию в экономической теории различают несколько типов конкуренции, одним из которых является монополистическая конкуренция.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ГОСУДАРСТВО

 

    1. Потери общества: экономические и социальные

 

    При монополистической конкуренции не достигается производственная эффективность. Помимо этого, часто слышны обвинения в неразумных и неоправданных расходах на дифференциацию продукта и рекламу. При этом выдвигаются следующие аргументы:

    • Общество бесполезно тратит ограниченные редкие ресурсы на создание бессмысленной разницы в продуктах одного типа. Так, аспирин остается аспирином, хотя за некоторые его запатентованные и разрекламированные марки потребителю приходится платить вдвое и более. Потребителям в действительности не нужны, скажем, 50 различных сортов мыла или зубной пасты, которые по сути своей одинаковы. В результате потребители оплачивают и излишнее дифференцирование продукта, и рекламу. Расходы на рекламу составляют подчас до 50% и более от продажной цены товара.
    • Дифференцирование и реклама стремятся воздействовать на вкусы и предпочтения потребителей, изменить их, вызвать новые потребности, таким образом, получается, что люди существуют для удовлетворения нужд фирмы, а не фирмы служат людям. Общество утратило свою изначальную целевую ориентацию – развитие производства для удовлетворения потребностей людей.
    • Информация, содержащаяся в рекламе, по меньшей мере, минимальна и недостаточна, а часто бывает и намеренно обманчивой.
    • Реклама своего продукта становится обязательной для фирмы, не желающей проиграть в конкурентной борьбе. Фирмы вынуждены расходовать колоссальные средства непроизводительно: эти расходы не увеличивают спрос на их продукт на рынке, но их отсутствие приведет к потере места на рынке.
    • Расходы на рекламу столь велики, что способны стать барьером на пути вхождения в отрасль и тем самым уменьшить остроту конкуренции.
    • Реклама превращается в вид налога на общество. На 15 мин новостей по телевидению приходится до 20 мин рекламы. Покупая газеты или журнал, потребитель вместе с 50 страницами интересующего его текста вынужден платить и за 75 страниц рекламных объявлений.

    Однако несправедливо было бы видеть только отрицательные стороны монополистической конкуренции. Так, те же дифференциация продукта и реклама не столь однозначно плохи.

    Их сторонники отмечают, что:

    • Дифференциация продукта помогает наиболее полно удовлетворять потребности людей во всем их многообразии.
    • Постоянное совершенствование продукта ведет к повышению уровня жизни.
    • Дифференциация продукта развивается в направлении улучшения его качества и повышения эффективности производства.
    • Реклама снабжает потребителя ценной информацией о качестве продукта, его цене, способе использования и т.д.
    • Дифференциация и реклама стимулируют конкуренцию и придают импульс к развитию всей рыночной системы. Сравнение двух противоположных мнений о роли рекламы и дифференциации продукта показывает еще раз, что в экономической теории нет абсолютных истин и верных для всех случаев жизни ответов.

    Как бы то ни было, монополистическая конкуренция очень близка по многим показателям к конкуренции совершенной, практически не встречающейся в реальной жизни. Монополистическая конкуренция – это наиболее распространенный тип рыночных отношений. Он преобладает в сфере общественного питания, книгоиздании, производстве и продаже мебели, фармацевтических препаратов и т.д. Число фирм в этих отраслях составляет от 500 до 10 000. Монополистические тенденции при данной модели выражены достаточно слабо, а потому считается, что государство может практически не регулировать рынок подобной структуры.

    Монополистическая конкуренция и благосостояние общества.

    Как оценивает результат рынка монополистической конкуренции общество? Имеют ли политики возможность улучшить результаты функционирования рынка? Простых ответов на эти вопросы не существует.

    Один из источников неэффективности рынка монополистической конкуренции — надбавка над предельными издержками, что приводит к тому, что некоторые потребители, оценивающие товар выше маржинальных издержек производства (но ниже цены), воздерживаются от его приобретения. Таким образом, рынок монополистической конкуренции характеризуется типичными безвозвратными потерями монопольного ценообразования (глава 15).

Простого решения данной проблемы не существует. Принудительное ценообразование на основе предельных издержек означает необходимость государственного регулирования производства всех фирм — поставщиков дифференцированных товаров. Однако товары подобного рода настолько распространены, что административное бремя правительственного регулирования было бы просто неподъемным.

    Более того, попытка вмешательства в деятельность монопольно-конкурентных фирм повлекла бы за собой все те проблемы, которые возникают при регулировании естественных монополий. В частности, поскольку фирмы на монополистическо-конкурентном рынке и так получают нулевую прибыль, требование снизить цены до уровня маржинальных издержек означает, что предприятие подталкивают к убыточной деятельности. Чтобы сохранить фирмы в бизнесе, правительство должно будет покрыть убытки, а значит, повысить налоги. Очевидно, что, выбирая между непопулярными мерами и движением «по воле волн», политики предпочтут смириться с неэффективностью монополистического ценообразования.

    Еще одна причина низкой эффективности монополистической конкуренции с общественной точки зрения — проблема числа фирм на рынке. Мы рассматриваем ее в терминах внешних эффектов, связанных с входом на рынок. Всякий раз, когда новая фирма анализирует целесообразность вступления на рынок, она оценивает исключительно уровень потенциальной прибыли. Однако ее вхождение на рынок сопровождается экстерналиями:

    • Внешний эффект увеличения разнообразия продукции. Поскольку в связи с появлением на рынке новой продукции возникает некоторый потребительский излишек, имеет место положительная экстерналия, связанная с входом на рынок.
    • Внешний эффект «перехвата» покупателей. Появление нового конкурента означает утрату «старожилами» части потребителей и снижение прибыли; имеет место отрицательная экстерналия.

    Таким образом, вход на рынок монополистической конкуренции новых фирм сопровождается как положительными, так и отрицательными внешними эффектами. В зависимости от их значений на рынке монополистической конкуренции предлагается либо слишком мало, либо слишком много видов товаров.

    Величина экстерналий определяется условиями монополистической конкуренции. Внешний эффект от разнообразия продукции возникает вследствие того, что новая фирма предлагает продукт, отличающийся от товаров, оперирующих на рынке фирм. Экстерналия «перехвата» покупателей связана с установлением фирмами (которые всегда стремятся к реализации дополнительных единиц продукции) цен, превышающих маржинальные издержки. Напротив, поскольку в условиях совершенной конкуренции фирмы производят идентичные товары и устанавливают цену, равную предельным издержкам, внешние эффекты разнообразия продукции и «перехвата» покупателей отсутствуют.

    В конечном итоге мы приходим к выводу, что с точки зрения эффективности рынки монополистической конкуренции явно уступают совершенно конкурентным. То есть в условиях монополистической конкуренции «невидимая рука» не в состоянии гарантировать общий излишек. Однако, поскольку неэффективность такого рынка — субстанция весьма тонкая, не поддающаяся точному измерению, простых методов экономической политики государства, направленной на улучшение результатов монополистической конкуренции, не существует.

 

 

 

      

 

 

 

 

 ВЫВОД

 

     Основные меры государства по регулированию рынка монополистической конкуренции

 

    Государство проводит активную антимонопольную политику.

    Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления.

    Монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

    Сущность и особенности всех монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения. Монополисты завоёвывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Как известно, участники свободной конкуренции воспринимают рыночную цену как образовавшуюся независимо от их участия. Но монополисты сами и по своему усмотрению устанавливают цены на производимую ими продукцию. Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится продать как можно больше и получить при этом максимальное количество прибыли. Монополисты не принимают цену как данную, их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объём выпуска.

   Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Они поступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит их внедрять научно-технические достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.Брю С.А..,Макконнелл К.Р. Экономикс: Краткий курс.-М.:ИНФРА-М,2008.-462с.

2. Грязнова А. Г.,Юданова А.Ю. Макроэкономика. Теория и российская практика.-М.:КНОРУС, 2005- с.321-343.

          3.Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика- 1, 2,-М:    «Дашков и К», 2007- с. 373-578.

    4. Иохин В.Я. Эконмическая теория –М.: Экономист,2006- с.454-463.

   5.Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики.-М.: РАГС. 2006-с. 152-174.

   6.Камаев В.Д,Ильичиков М.З, Борисовская Т.А-М.:КРОНУС,2012-348 с.

   7.Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.-М.:ИНФРА-М, 2001-с. 535-568.

  8.Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс.-СПб.: «Питер», 2006-с.304-316.

 Чепурин М.Н., Киселева Е.Н. Курс экономической теории-Кирова «АСА»,2004-с.174-177.

   9.Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров

  10.Океанова З.К. Экономическая теория- М.: «Дашков и К», 2007-с.150-184.

  11.Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия-М.:ИНФРА,2011-882 с.


Информация о работе Поведение фирм в условиях монополистической конкуренции