Правовое регулирование образовательных отношений в системе высшего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Целью высшего образования– является обеспечение подготовки квалифицированных, конкурентоспособных кадров, отвечающих современным требованиям к качеству специалистов с высшим образованием, для самостоятельной работы по выбранному направлению (специальности) области знаний, способных обеспечить научно-техническое, экономическое, социальное и культурное развитие республики и обладающих высокими духовными, культурными и нравственными качествами.
Система высшего образования
Система высшего образования состоит из:
- высших образовательных учреждений, реализующих образовательные и профессиональные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;

Содержание работы

1Правовое регулирование образовательных отношений в системе высшего профессионального образования……………...
3
2.
1.1.Понятие, значение, задачи………………………………
3
3.
1.2. Государственный образовательный стандарт, образовательная программа, виды образовательных учреждений, формы получения образования………………
6
4.
1.3. Требования к организации образовательных процессов …………………………………………………...
13
5.
1.4. Время обучения и время отдыха, дисциплина образовательных процесса, условия образования…... …….
15
6.
1.5. Правовой статус обучающихся ( права, ответственность, документ об образовании, порядок получения диплома и т.д.), договор об образовании ……
17
8.
Задача № 3
В ВУЗе проводится конкурс на замещение должности старшего преподавателя. Может ли претендовать на эту должность преподаватель, имеющий стаж работы в колледже три года? Кто может претендовать также на должность ассистента кафедры, доцента кафедры? Обоснуйте свой ответ……………………………………..
20
9.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых источников……….

Файлы: 1 файл

образовательное право.docx

— 45.06 Кб (Скачать файл)

 

         Содержание

1.

1Правовое  регулирование образовательных  отношений в системе высшего  профессионального образования……………...

3

2.

1.1.Понятие, значение, задачи………………………………

3

3.

1.2. Государственный образовательный  стандарт, образовательная программа,  виды образовательных учреждений, формы получения образования………………

6

4.

1.3. Требования к организации образовательных процессов …………………………………………………...

13

5.

1.4. Время обучения и время отдыха, дисциплина образовательных процесса, условия образования…... …….

15

6.

1.5. Правовой статус обучающихся ( права, ответственность, документ об образовании, порядок получения диплома и т.д.), договор об образовании ……

17

8.

Задача № 3

В ВУЗе проводится конкурс  на замещение должности старшего преподавателя. Может ли претендовать на эту должность преподаватель, имеющий стаж работы в колледже три  года? Кто может претендовать также  на должность ассистента кафедры, доцента  кафедры? Обоснуйте свой ответ……………………………………..

20

9.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых  источников……….

22


 

1.Правовое регулирование образовательных отношений  в  системе высшего профессионального образования

 

1.1  Понятие, значение, задачи.

 

Под термином "Высшее образование" понимается  подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры, и т.д, обладающих систематизированными знаниями и практическими навыками, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры1.

Целью высшего образования– является обеспечение подготовки квалифицированных, конкурентоспособных кадров, отвечающих современным требованиям к качеству специалистов с высшим образованием, для самостоятельной работы по выбранному направлению (специальности) области знаний, способных обеспечить научно-техническое, экономическое, социальное и культурное развитие республики и обладающих высокими духовными, культурными и нравственными качествами.

Система высшего образования

Система высшего образования  состоит из:

-  высших образовательных учреждений, реализующих образовательные и профессиональные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;

- научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы, необходимые для развития высшего образования;

-     органов государственного управления образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

Высшее образование имеет  две ступени: бакалавриат и магистратуру.

Бакалавриат – базовое высшее образование, дающее фундаментальные и прикладные знания по направлению подготовки с продолжительностью обучения не менее четырех лет. По завершении бакалаврской программы выпускникам по итогам государственной аттестации присуждается степень «бакалавр» по направлению подготовки и выдается диплом государственного образца.Магистратура– высшее образование с фундаментальными и прикладными знаниями по конкретной специальности (направления подготовки) с продолжительностью обучения не менее двух лет, доступ к которому осуществляется на конкурсной основе только на базе бакалавриата.

По завершении магистерской программы выпускникам по итогам государственной аттестации присуждается степень «магистр» по конкретной специальности (направления подготовки) и выдается диплом государственного образца.Дипломы государственного образца бакалавра и магистра дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью в  соответствии с направлением подготовки (специальностью) или продолжить обучение в образовательных учреждениях  далее.

Цель и задачи высшего образования

Целью высшего образования  является подготовка с учетом перспектив развития страны конкурентоспособных  высококвалифицированных кадров с  высокими духовно-нравственными качествами, способных к самостоятельному мышлению и обеспечению прогрессивного научно-технического, социально-экономического и культурного  развития общества1.

Основными задачами высшего  образования являются:

обеспечение высококачественного  обучения на основе современных образовательных  программ в соответствии с государственными образовательными стандартами;подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации; систематическое совершенствование организации и методики подготовки кадров исходя из перспектив экономического и социального развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, техники, технологий, экономики и культуры;обеспечение гуманитарной направленности высшего образования и воспитание молодежи на основе идеи национальной независимости и общечеловеческих ценностей, любви к Родине, обществу, семье и окружающей природе;введение в практику интерактивных методов обучения, новых педагогических и информационных технологий, методик и средств самообразования и индивидуализации обучения, системы дистанционного образования;разработка и введение в практику действенных механизмов интеграции высшего образования с наукой и производством;развитие науки, техники и технологий посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических кадров и обучающихся, подготовка предложений по использованию полученных результатов в экономике страны и образовательном процессе;формирование конкурентной среды на рынке образовательных услуг на основе развития государственных и негосударственных  высших  образовательных  учреждений;совершенствование управления и расширение самостоятельности высших образовательных учреждений, введение общественного управления в форме попечительских и наблюдательных советов;

ведение мониторинга качества образования и подготовки кадров, маркетинговых исследований и мониторинга  трудоустройства по профессиональному  назначению;развитие взаимовыгодного  международного сотрудничества в области  высшего образования.

 

1.2  Государственный образовательный стандарт, образовательная программа, виды образовательных учреждений, формы получения образования.

 Государственные образовательные  стандарты высшего предназначен  для обеспечения:качества высшего образования1;

единства образовательного пространства Российской Федерации; основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих  образовательные программы высшего  образования;признания и установления эквивалентности документов иностранных  государств о высшем образовании. Государственные  образовательные стандарты высшего  образования состоят из федеральных  и национально-региональных компонентов. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов высшего образования включают в себя:Общие требования к основным образовательным программам высшего образования;Требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего  образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности); Уроки освоения основных образовательных программ высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством Российской Федерации и (или) положениями о высших учебных заведениях соответствующих видов; Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего образования отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов высшего образования в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, определяется Правительством Российской Федерации.Содержание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов высшего образования определяется высшим учебным заведением самостоятельно, в случае финансирования их реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Основные образовательные программы высшего образования разрабатываются федеральными (центральными) органами управления образованием и ведомственными государственными органами управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции Примерных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.Образовательные программы для соответствующих уровней высшего профессионального образования и направления подготовки определяются лицензией. Содержание образовательного процесса по каждому направлению подготовки, сроки освоения образовательной программы высшего или послевузовского профессионального образования определяются высшим учебным заведением в соответствии с законодательством Российской Федерации об образован соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом1 или федеральными государственными требованиями.В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет,университет, академия, институт.Федеральный университет – высшее учебное заведение, которое реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство, обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения, является ведущим научным и методическим центром.

Университет – высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные  программы высшего и послевузовского  профессионального образования  по широкому спектру направлений  подготовки (специальностей);осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение  квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;выполняет фундаментальные  и прикладные научные исследования по широкому спектру наук:является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия – высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные  программы высшего и послевузовского  профессионального образования;осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение  квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной  и научно-педагогической деятельности;выполняет  фундаментальные и прикладные научные  исследования преимущественно в  одной из областей науки или культуры;является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт– высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные  программы высшего профессионального образования, а также,  как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением  лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный  специалист";высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:для получения квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем четыре года;для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятии педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.Экстернат - самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

    1. Требования к организации образовательных процессов

 

При реализации образовательных  программ применяться электронное  обучение, дистанционные образовательные  технологии в порядке, установленном  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере образования.Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

1.4 Время обучения и время отдыха, дисциплина образовательных процесса, условия образования.

Организация образовательного процесса должна подчиняться определенным принципам, которые можно сформулировать, основываясь на нормах образовательного законодательства. В ст. 15 Закона РФ «Об образовании» перечислены основные локальные документы, определяющие общие требования к организации  образовательного процесса: учебный  план, годовой календарный учебный  график и расписание занятий. При  их формировании необходимо принимать  за основу соответствующий государственный  образовательный стандарт и разработанные  применительно к его содержанию образовательные программы.Организация  образовательного процесса в образовательном  учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами  и расписаниями занятий.

Информация о работе Правовое регулирование образовательных отношений в системе высшего профессионального образования