Правовое регулирование образовательных отношений в системе высшего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Целью высшего образования– является обеспечение подготовки квалифицированных, конкурентоспособных кадров, отвечающих современным требованиям к качеству специалистов с высшим образованием, для самостоятельной работы по выбранному направлению (специальности) области знаний, способных обеспечить научно-техническое, экономическое, социальное и культурное развитие республики и обладающих высокими духовными, культурными и нравственными качествами.
Система высшего образования
Система высшего образования состоит из:
- высших образовательных учреждений, реализующих образовательные и профессиональные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;

Содержание работы

1Правовое регулирование образовательных отношений в системе высшего профессионального образования……………...
3
2.
1.1.Понятие, значение, задачи………………………………
3
3.
1.2. Государственный образовательный стандарт, образовательная программа, виды образовательных учреждений, формы получения образования………………
6
4.
1.3. Требования к организации образовательных процессов …………………………………………………...
13
5.
1.4. Время обучения и время отдыха, дисциплина образовательных процесса, условия образования…... …….
15
6.
1.5. Правовой статус обучающихся ( права, ответственность, документ об образовании, порядок получения диплома и т.д.), договор об образовании ……
17
8.
Задача № 3
В ВУЗе проводится конкурс на замещение должности старшего преподавателя. Может ли претендовать на эту должность преподаватель, имеющий стаж работы в колледже три года? Кто может претендовать также на должность ассистента кафедры, доцента кафедры? Обоснуйте свой ответ……………………………………..
20
9.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых источников……….

Файлы: 1 файл

образовательное право.docx

— 45.06 Кб (Скачать файл)

Учебный план представляет собой разбивку содержания образовательной  программы по учебным курсам, дисциплинам  и годам обучения. В образовательных  учреждениях, как правило, разрабатываются  и утверждаются два вида учебных  планов: перспективный (на весь период обучения) и рабочий (на учебный год). В учреждениях высшего образования  учебные планы составляются по каждому  направлению подготовки.Годовой календарный учебный график (график учебного процесса на учебный год) распределяет отдельные виды учебной нагрузки и времени отдыха обучающихся по календарным неделям в течение учебного года. Продолжительность учебного года в учреждениях высшего образования определяется в соответствии с учебным планом по определенным направлениям подготовки или специальностям. Срок начала учебного года может переноситься в учебных заведениях по очно-заочной (вечерней) форме обучения не более чем на один месяц, по заочной форме обучения – не более чем на два месяца (по решению ученого совета). Минимальная продолжительность каникул определяется в типовых положениях об образовательных учреждениях. Так, в учреждениях высшего образования продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее семи недель, из них не менее двух недель – в зимний период.Расписание занятий на учебный год или на определенный его период составляется на основании учебных планов и графика учебного процесса. Основные виды учебных занятий определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях и локальными актами учреждений.Например, в высших учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, производственная (профессиональная) практика, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, дипломной работы), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается единая продолжительность академического часа. В учреждениях высшего образования она составляет 45- 50 минут.Учебные планы, графики учебного процесса и расписания занятий разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями самостоятельно. Минобрнауки России разрабатывает примерные программы и учебные планы. Закон закрепляет принцип автономии образовательного учреждения в организации учебного процесса. Это выражается, в частности, в том, что органы государственной власти, органы управления образованием и местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения.

Обучающийся имеет право на информацию об организации учебного процесса. Если он является несовершеннолетним, то возможность получить такую информацию предоставляется его родителям или его законным представителям. Они вправе также знакомиться с оценками успеваемости обучающихся, включая беседу с педагогами.

 

1.5 Правовой статус образовательного  учреждения

Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости  от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной  аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.Наименование высшего учебного заведения устанавливается  при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его  статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется  специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид  высшего учебного заведения.Высшее учебное заведение (далее ВУЗ)1 являясь образовательным учреждением, подчиняется системе правового регулирования в области определения правового статуса образовательных учреждений.Некоторые вопросы возникают в связи с рассмотрением правового регулирования деятельности структурных образований ВУЗа.При этом собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Изъятым имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению. Важно отметить, что собственник может распорядиться только изъятым имуществом. Не изъятым же имуществом собственник не вправе распоряжаться независимо от наличия или отсутствия на это согласия учреждения.

Учреждения могут участвовать  в различных сделках (в пределах установленных ограничений), в частности  выступать в качестве арендодателей. В некоторых случаях это право  может быть прямо предусмотрено  законом, как это сделано в  отношении высших учебных заведений.В других случаях это также возможно, но при условии согласия собственника имущества. Это может быть сделано в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества. При этом передача имущества в аренду с установленными ограничениями не может повлечь за собой квалификацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению, и, соответственно, собственник не может в этом случае ставить вопрос об изъятии такого имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 3

В ВУЗе проводится конкурс  на замещение должности старшего преподавателя. Может ли претендовать на эту должность преподаватель, имеющий стаж работы в колледже три  года? Кто может претендовать также  на должность ассистента кафедры, доцента  кафедры? Обоснуйте свой ответ.

Решение.

Согласно Приказа Минобразования РФ от 26.11.2002 г. №4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации» при замещении должностей научно-педагогических работников, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор.

В соответствии с п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ - к  педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются  лица, имеющие высшее профессиональное образование. Образовательный ценз, указанных лиц, подтверждается документами  государственного образца о соответствующем  уровне образования и (или) квалификации. Иных требований к кандидатам не предусмотрено.

В соответствии с п. 75 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ - должность  старшего преподавателя относится  к профессорско-преподавательским должностям при наличии высшего профессионального образования соответствующего профиля, подтвержденного соответствующими документами, может претендовать на должность старшего преподавателя таким образом, преподаватель, имеющий стаж работы в колледже 3Положение в части профессорско-преподавательского состава распространяется на профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых  источников

 

Нормативно-правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008г. №7-ФКЗ[Текст]// Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445; Российская газета. 2009. № 7. 21 января;

   2.     Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 в  ред. от 03.12.2012г.№ 3266-1 "Об образовании" (Изм. внесены Федеральными законами от 03.12.2012г. № 385-ФЗ, от 16.11.2011г. № 318-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996.№ 3. Ст. 150, 16.02.2009; Российская газета, 1996. № 13. 23 января,2011. 20 ноября.

ражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г.  в ред. от 30.11.2011г. № 51-ФЗ (изм. внесены Федеральным законом от 30.11.2011г. № 363-ФЗ) [Текст]//Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301; Российская газета. 1994. № 238–239. 8 декабря; 2011. 1 декабря.

3.Федеральный закон от 27.07.2006г. в ред. от 25.07.2011г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (изм.внесенны Федеральным законом от 25.07.2011г. № 261-ФЗ) [Текст]// Собрание законодательства РФ. 31.07.2006.№ 31 (1ч.). Ст. 3451; Российская газета. 2006. № 165. 29июля;

4.Федеральный закон от 17.01.1992г.в ред. от 03.12.2012г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (изм.внесенны Федеральным законом от 08.11.2011г. № 309-ФЗ) [Текст]// Собрание законодательства РФ. 20.11.

5..Постановление Правительства РФ от 19.03.2001г. в ред. от 10.03.2009г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (изм.внесенны Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009г. № 216) [Текст]// Собрание законодательства РФ.26.03.2001. № 13. Ст. 1252;

6.Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009г.в ред. от 28.12.2011г.№ 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» (изм.внесенны Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2011г. №2415-р) [Текст]// Собрание законодательства РФ.28.12.2009. № 52 (ч.2). Ст. 6626; Российская газета. 2009.№ 247. 23декабря;

 

Литература:

7.Андрющенко В.А. Защита прав студентов и учащихся. /Под ред. Л.Ю. Грудцыной. [Текст] /М: Изд-во Эксмо,2009. 211.с.

         8.  Балахонов Г. Г. Модели управления образовательными системами : монография Текст] /М:  Г. Г. Балахонов. Бийск: Алт. гос. акад. Образования,. 2010. 156.с.

9. Правовое обеспечение профессиональной деятельности.//Под ред. Д.О.Тузова, В.С.Аракчеева[Текст] / М., "ФОРУМ – ИНФРА-М", 2009. 186.с.

    1. 1Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 в ред. от 03.12.2012г.№ 3266-1 "Об образовании" (Изм. внесены Федеральными законами от 03.12.2012г. № 385-ФЗ, от 16.11.2011г. № 318-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996.№ 3. Ст. 150, 16.02.2009; Российская газета, 1996. № 13. 23 января,2011. 20 ноября.
    1. 1Балахонов Г. Г. Модели управления образовательными системами : монография /М: Г. Г. Балахонов. Бийск. 2010. 156.С.

1 Закон РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ ред. от 03.12.2011 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании (Изм. внесеныВнесены Федеральными закономи 03.12.2011.№ №125-ФЗ// Собрание законодательства РФ 22.08.1996 №125Ст 143 03.12.201;Российская газета 1996№ 13.23 января 2011года 29 ноября.

    1. 1Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 в ред. от 03.12.2012г.№ 3266-1 "Об образовании" (Изм. внесены Федеральными законами от 03.12.2012 г. № 385-ФЗ, от 16.11.2011г. № 318-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996.№ 3. Ст. 150, 16.02.2009; Российская газета, 1996. № 13. 23 января,2011. 20 ноября.
    1. 1Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 в ред. от 03.12.2012г.№ 3266-1 "Об образовании" (Изм. внесены Федеральными законами от 03.12.2012г. № 385-ФЗ, от 16.11.2011г. № 318-ФЗ)//Собрание законодательства РФ, 15.01.1996.№ 3. Ст. 150, 16.02.2009; Российская газета, 1996. № 13. 23 января,2011. 20 ноября.

 


Информация о работе Правовое регулирование образовательных отношений в системе высшего профессионального образования