Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:46, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Введении....................................................................................................... 3
1 Правовой статус безработного………………….................................... 4
1.1. Понятие безработного………….......................................................... 4
1.2. Права и обязанности безработного………........................................ 12
2 Социальные гарантии и компенсации безработным………………….14
Заключение………………….......................................................................23
Список литературы...........................................…………………………...26
— досрочный (за два года) переход на пенсию по возрасту.
Если гражданин зарегистрирован в качестве безработного, то периоды времени, в течение которых он в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывают трудового стажа и засчитываются в общий трудовой стаж. Аналогичным образом учитываются периоды времени, необходимые для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность с целью трудоустройства, а также периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Пособие по безработице – гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным на основании его личного заявления.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
- признания гражданина занятым;
- прохождения профессиональной
подготовки, повышения квалификации
или переподготовки по
- длительной (более месяца)
неявки безработного в органы
службы занятости без
- переезда безработного в другую местность;
- попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
- осуждения лица, получающего
пособие по безработице, к
- назначения в соответствии
с пенсионным
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
- отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- отказа по истечении
трехмесячного периода
- явки безработного
на перерегистрацию в
- увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия.
Другой социальной поддержкой безработных граждан, которая гарантируется государством, является выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости в соответствии со ст.29 Закона о занятости населения. Условия выплаты указанных стипендий и их размеры определяются по правилам, установленным п.1 той же статьи.
Стипендия начисляется обучающимся безработным гражданам с первого дня их обучения. Если органы службы занятости направляют на такое обучение гражданина в другую местность, то они имеют право возместить обучающемуся расходы, связанные с проживанием, а также при необходимости оплачивать также и стоимость проезда до места обучения и обратно.
Гражданам, признанным в
установленном порядке
В соответствии с п.2 ст.12, п.1 ст.28 Закона
о занятости государство гарантирует
безработным гражданам возмещение затрат
в связи с добровольным переездом в другую
местность для трудоустройства по предложению
службы занятости.
В целях обеспечения временной занятости населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в соответствии со ст. 24 Закона о занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам – в других организациях. Под оплачиваемыми общественными работами (далее - общественные работы) понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу. Особенность общественных работ в том, что они способны занять работников и смягчить ситуацию на рынке труда достаточно быстро. Кроме того, организация и проведение общественных работ создают условия для материальной поддержки граждан, ищущих работу, и безработных граждан в период поиска постоянной работы, а также способствуют сохранению мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости).
Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета
Материальная помощь безработным – одна из форм социальной защиты безработных граждан и членов семей безработных, находящихся на их содержании, которая включает в себя дотации за пользование детскими учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания, а также выплаты в денежной форме.
В.И. Власов в своем комментарии к Закону о занятости определяет материальную помощь как одну из форм социальной поддержки безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного Законом о занятости периода его выплаты, а также лиц, находящихся на содержании безработного.
Материальная помощь может оказываться органами службы занятости в виде периодических (ежемесячных) либо единовременных (разовых) денежных выплат.
Основными формами оказания материальной помощи являются выплаты в денежной форме и перечисление средств, а также оплата счетов и иных платежных документов предприятий, учреждений, организаций, оказывающих соответствующие услуги.
В нашей области также большое внимание уделяется проблемам безработицы. Постоянно изыскиваются средства на поддержку безработных. Постановление правительства области о пересмотре расходов Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области на 2009 год кабинет министров принимал в связи с уточнением объёмов финансирования. Так, на 2009 год из федерального бюджета на поддержку безработных свердловчан изначально было выделено 942,4 миллиона рублей. Однако уже в марте из федеральной казны дополнительно в областной бюджет были перечислены 20 миллионов рублей, а в ноябре дотация увеличилась ещё на пять миллионов.
Как сообщил членам правительства
заместитель директора
Выплачивать пособия по безработице планировали 78 тысячам жителей области. Однако количество безработных в четвёртом квартале прошлого года увеличилось, и в итоге пособие по безработице стало временным источником дохода для 86 тысяч свердловчан9.
Пособия по безработице в 2010 году индексироваться не будут и их минимальный порог останется на уровне 850 рублей, а максимальный - 4,9 тысячи рублей. Об этом, как пишет "Российская газета", заявил заместитель министра здравоохранения и социального развития Максим Топилин. По его словам, правительство не обязано автоматически индексировать социальные пособия, но принимает отдельное решение по каждому из их повышений.
Кроме того, Топилин отметил, что пособие по безработице не имеет задачей обеспечивать безработному минимальный уровень жизни. Эти выплаты являются лишь частичной компенсацией потерянного заработка.
Заботы о том, чтобы доходы людей достигали прожиточного минимума, должны брать на себя региональные власти, а не федеральные. Например, должна производиться дополнительная выплата социальных пособий.
По словам Топилина, если
безработный принимает участие
в общественных работах или обучается,
то его доход даже при минимальном
пособии может достигать 10 тысяч
рублей. В 2009 году доля таких людей
среди общего числа безработных составляет около 48 процентов.
В августе 2009 года Топилин попросил региональные
бюджеты скорректировать бюджеты на 2010
год таким образом, чтобы учитывать отмену
индексации пособий по безработице. В
этом году поддержка федерального правительства
региональных рынков труда составит 36,4
миллиарда рублей10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Свердловская область относится к регионам с наиболее неблагоприятной ситуацией на рынке труда. В сентябре 2009 года президиум Правительства РФ рассмотрел на заседании проект постановления об изменении распределения субвенций между бюджетами субъектов РФ в области содействия занятости населения. Согласно проекту корректировка распределения субвенций между бюджетами субъектов РФ позволит регионам с наиболее неблагоприятной ситуацией на рынках труда (Челябинской, Кемеровской, Свердловской областям) стабилизировать ситуацию с выплатами пособий по безработице, реализовать мероприятия по занятости населения за счет перераспределения средств из регионов, не достигших прогнозных показателей по уровню безработицы. Проект постановления правительства внесло Минздравсоцразвития России и с докладом по этому вопросу выступит глава министерства Татьяна Голикова.
В апреле 2009 года, правительство выделило регионам на реализацию программ занятости 33,9 млрд. рублей. Это позволило не только снизить темпы роста численности безработных, но и с конца апреля – само число граждан, у которых нет работы, – с 2,28 млн. человек до 2,1 млн. человек.
За последнее время 12 тысяч безработных в Свердловской области устроились на общественные работы. Несмотря на то, что поначалу такая программа не пользовалась популярностью, сейчас люди, которых из-за кризиса уволили, охотно подрабатывают, оставаясь при этом на учете в службе занятости. На программы по поддержке безработных выделено более 1,5 миллиардов рублей. Кроме того, безработные могут единовременно получить пособие по безработице за год и использовать эти деньги для открытия собственного бизнеса.
Конечно, необходимо отметить, что не все сложившиеся на данный период времени проблемы можно решить денежными вливаниями.
Несмотря на свои недостатки, государственная система помощи безработным отлажена и довольно неплохо работает. Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.
Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.
Еще хотелось бы отметить, что страхование по безработице не оформилось в самостоятельную в организационном отношении отрасль социального страхования. Заложенные Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" принципы обязательного социального страхования (ст. 4), в том числе от безработицы, не получили дальнейшего законодательного регулирования. Однако в настоящее время имеются все предпосылки для возрождения обязательного социального страхования по безработице. Практические шаги в направлении создания системы страхования на случай безработицы - принятие Закона о страховании от безработицы. В основе системы страхования от безработицы должны быть применены базовые принципы, содержащиеся в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования". Кроме того, при формировании законодательных норм страхования от безработицы могут быть использованы положения Конвенции МОТ 1952 г. N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения"11.
Возрождение социального страхования по безработице предоставит широкую возможность субъектам РФ самостоятельно решать вопрос о приоритетных направлениях финансирования, учитывая региональные особенности рынков труда, и оперативно реагировать на любые изменения ситуации в сфере занятости в регионе. Введение данного вида социального страхования позволит разорвать зависимость гарантированности прав в сфере занятости от состояния государственного бюджета и тем самым расширить круг лиц, которым предоставляются государственные гарантии, повысить уровень гарантий ищущим работу и безработным гражданам.