Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:56, реферат
Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. На стороне предложения — товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары. Важнейшими факторами, воздействующими на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства.
1. Предложение как объективная категория. Кривая предложения. Функция предложения………………………………………………………………………3
1.2. Неценовые детерминанты предложения……………………………………4
1.3. Изменение величины предложения…………………………………………5
2. Монополистическая конкуренция: условия возникновения, сущность. Определение цены и объема производства……………………………………….10
2.1. Условия возникновения…………………………………………………….11
2.2. Определение объема продукции в условиях монополистической конку-ренции…………………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………16
2.1. Условия возникновения
Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления (легкая и пищевая промышленность).
В условиях дифференциации благ трудно найти 2 фирмы, которые производили бы один и тот же продукт. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта.
Нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала своего дела, невелик.
Кривая спроса менее эластична, чем при чистой конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта.
Объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и предельного дохода, а цена задается кривой спроса.
В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие фирмы. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: экономическая прибыль равна нулю.
P > min AC, это означает, что при монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей. Эти избыточные мощности являются платой за дифференциацию продукта.
2.2. Определение объема продукции в условиях монополистической конкуренции
Спрос на продукцию отражает кривая спроса, показывающая суммарный объем продукции, поставляемой фирмой при каждом значении цены. Кривая спроса на продукцию, как и у фирмы-монополиста, является убывающей, с той лишь разницей, что она более эластична, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции встречается с относительно большим числом конкурентов, выпускающих товары-субституты. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной является кривая спроса. В условиях монополистической конкуренции кривая предельного дохода (MR) расположена ниже кривой спроса производителя (D) и ее наклон будет составлять половину угла наклона линии спроса (рис. 1).
Рис. 1. Спрос на продукцию монополистической фирмы
В коротком периоде в условиях монополистической конкуренции фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (ОР) и объема выпуска (OQ), которая уравнивает предельные издержки (МС) и предельный доход (MR). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль (рис. 2).
Рис. 2. Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции
В долгом периоде максимизация прибыли предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам. В долгом периоде сверхприбыли стимулируют новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т. е. сдвигает кривую спроса влево. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут (рис. 3).
Рис. 3. Длительное равновесие монополистической конкуренции
Фирма по-прежнему максимизирует прибыль при такой комбинации цены (ОРЕ) и объеме выпуска (OQ,E), когда предельные издержки равны предельному доходу. Однако в этом случае фирма извлекает лишь нормальную прибыль. Равновесие на уровне нормальной прибыли в долгом периоде аналогично равновесию фирмы при совершенной конкуренции с той разницей, что монополистическая конкуренция вызывает менее эффективную действенность рынка. В условиях монополистической конкуренции фирма выпускает меньше продукта и реализует его по более высокой цене в сравнении с совершенной конкуренцией. Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то она касается долгосрочной кривой средних издержек слева от точки минимума последней. Следовательно, размер каждой фирмы меньше оптимального, вследствие чего на рынке образуется избыточная мощность.
Каковы экономические последствия монополистической конкуренции?
Во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности.
Во-вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю.
В-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования.
В-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.
Избыточная производственная мощность иллюстрируется на рис. 4.
Рис. 4. Избыток мощности
Из рис. 4 видно, что минимум LATC, точка М, в которой LMC пересекает LATC, расположена правее точки Е, которой соответствует прибылемаксимизирующий выпуск долгого периода qE. Эффективность применяемых в производстве ресурсов достигается тогда, когда средние издержки в долгом периоде минимальны. Эта эффективность будет достигнута при выпуске qM, соответствующем минимуму долгосрочных средних издержек (точка М). Но прибылемаксимизирующий выпуск монополистически конкурентной фирмы составит лишь qE, что много меньше qM. Разность между qM и qE называют избытком мощности.
Список литературы
1. Р.М. Нуреев «Курс микроэкономики», учебник для вузов, издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М) Москва, 2000г.
2. Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский - Микроэкономика 2006г.
3. А.С. Селищев - микроэкономика, учебник для вузов 2002г.
4. В.Ф. Максимова - Микроэкономика, Москва 2003 г.