Предложение как объективная категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:56, реферат

Описание работы

Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. На стороне предложения — товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары. Важнейшими факторами, воздействующими на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства.

Содержание работы

1. Предложение как объективная категория. Кривая предложения. Функция предложения………………………………………………………………………3
1.2. Неценовые детерминанты предложения……………………………………4
1.3. Изменение величины предложения…………………………………………5
2. Монополистическая конкуренция: условия возникновения, сущность. Определение цены и объема производства……………………………………….10
2.1. Условия возникновения…………………………………………………….11
2.2. Определение объема продукции в условиях монополистической конку-ренции…………………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 88.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Предложение как объективная категория. Кривая предложения. Функция предложения………………………………………………………………………3

1.2. Неценовые детерминанты предложения……………………………………4

1.3. Изменение величины  предложения…………………………………………5

2. Монополистическая конкуренция: условия возникновения, сущность. Определение цены и объема производства……………………………………….10

2.1. Условия возникновения…………………………………………………….11

2.2. Определение объема  продукции в условиях монополистической  конкуренции…………………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предложение  как объективная категория. Кривая  предложения. Функция предложения.

Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. На стороне предложения — товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары. Важнейшими факторами, воздействующими на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства. Производители стремятся продать товар подороже. Продавцы назначают на свой товар предельно минимальную цену, так как более низкая цена сделает их производство нерентабельным.

Соотношение между рыночными  ценами предложения и количеством товаров называется кривой предложения.

График предложения представлен на рис. 1.1.

По мере повышения цены предложения возрастает число продавцов (производителей) и объем предложения  на рынке (S).

Итак, кривые спроса и предложения  указывают, какое количество товара конкурирующие потребители и производители готовы покупать и продавать в зависимости от цены, которую они платят и получают.

Рис. 1.1 График предложения: S − предложение на рынке

 

 

1.2. Неценовые детерминанты предложения

При построении кривой предложения  экономист исходит из допущения, что цена — основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, строится на предположении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.

К основным неценовым детерминантам  предложения относятся следующие: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке.

Увеличение предложения  смещает кривую предложения вправо, от S1 к S2. Уменьшение предложения смещает кривую предложения влево, от S1 к S3; передвижение от a до b означает изменение величины предложения.

Рассмотрим подробнее  воздействие на предложение каждой из перечисленных детерминант (рис. 1.2).

 

Рис 1.2 Изменения в предложении

 

1. Цены на ресурсы: снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево.

2. Технология: нововведения в технологии позволяют более эффективно произвести единицу продукции и увеличить предложение.

3. Налоги и  дотации: предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4. Цены на другие  товары: изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5.Ожидания: ожидания изменений цены продукта в будущем могут повлиять на предложение продукта на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на автомобили может сократить текущее предложение этой продукции.

6.Число продавцов: чем больше число производителей, тем больше, рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше фирм в отрасли, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Итак, неценовые детерминанты предложения вызывают изменения в предложении.

1.3. Изменение величины предложения

Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения.

Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.

Предложение отражает связь  между ценой и количеством  товара, которое продавцы желают и могут продать. Объем предложения — это количество товаров или услуг, которое может быть предложено для реализации в определенный промежуток времени по данной цене.

Более высокие цены увеличивают  доход от реализации продукции, стимулируя тем самым выпуск дополнительной. Кроме того, по мере роста объема предложения рост средних и предельных издержек производства вызывает необходимость повышения цен. Таким образом, закон предложения отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой и объемом предложения.

Закон предложения может  быть выражен с помощью следующей  математической зависимости:

 

Qx=(Р, Рр, Т, Н).     (1.1)

 

где Qx — объем предложения; Р— цена товара или услуги; Рр — цены на ресурсы; T — технология; Н — другие факторы.

В целом функция предложения  от цены, как и функция спроса, может быть задана одним из трех способов: табличным, аналитическим или графическим.

Функция предложения от цены, заданная табличным способом, выглядит следующим образом:

 

Px

1

3

5

7

9

Qsx

2

6

8

10

12


 

Данные отражают тенденцию  к увеличению производства при высоких  ценах. Однако как цены, так и объем  предложения имеют свои границы  роста. Предел роста цен определяется спросом. Понижение спроса при росте цен заставляет товаропроизводителей снижать объемы производства из боязни перепроизводства.

Функция предложения по цене, заданная аналитическим способом, может быть представлена в виде:

      (1.2)

где c и d— константы.

Графически функция предложения  от цены изображается кривыми предложения, имеющими положительный наклон (рис. 1.3). Предложение каждого отдельного продавца на рынке называется индивидуальным предложением. Сумма индивидуальных предложений составляет рыночное предложение. Кривая рыночного предложения также будет иметь положительный наклон. Построение кривых индивидуального и рыночного предложения аналогично построению кривых индивидуального и рыночного спроса.

По табличным данным построим кривую предложения.

Кривая предложения S1 отражает прямую зависимость между ценой и объемом предложения: чем выше цена, тем выше объем предложения, и наоборот. Она строится исходя из предпосылки, что все другие факторы остаются неизменными.

В случае изменения цены говорят об изменении величины (объема) предложения. В случае воздействия других (неценовых) факторов происходит изменение предложения (характера предложения) и смещение кривой предложения влево или вправо. Кривая S1 на рис. 1.3 перемещается в положение S2 при росте предложения в результате воздействия неценовых факторов. Обратное перемещение из положения S2 в положение S1 произойдет при уменьшении предложения.

Рис 1.3 Предложение и его измерения

К неценовым факторам предложения  принадлежат:

1) издержки производства. При повышении цен на факторы производства производство товара будет становиться менее выгодным, так как будут повышаться затраты. Кроме того, повысится минимальная цена, которую производители желают получить, поставляя на рынок некоторое количество товара. В результате предложение уменьшится и кривая предложения сместится влево. Совершенствование технологии понизит издержки на единицу продукции, а, следовательно, приведет к росту предложения и сдвигу его кривой вправо. Изменение налогов и субсидий также будет влиять на издержки и оказывать сдерживающее или стимулирующее влияние на предложение;

2) изменение цен на сопряженные товары. Рост цены на один из них увеличит спрос и предложение другого. Рост цены одного из комплементарных товаров приводит к уменьшению предложения другого;

3) ожидание производителей (продавцов) товара и их численность. Так, прогнозируемое снижение цен на топливо, сырье, уменьшение налогов могут увеличить предложение и наоборот.

Для анализа степени воздействия  цены на величину предложения применяется показатель эластичности предложения, который показывает степень реакции предложения на изменение цены.

Коэффициент эластичности предложения  по цене представляет собой отношение  процентного изменения величины предложения к процентному изменению  цены:

     (1.3)

Эластичность предложения  товара зависит от многих факторов: индивидуальных затрат, степени загрузки производственных мощностей, скорости перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д. Особенно большое влияние на эластичность предложения оказывает фактор времени: прежде чем предложение приспособится к новому уровню цен, должен пройти определенный период времени.

Кривые предложения с  различной эластичностью показаны на рис.1.4.

Чем большее количество времени  имеет в своем распоряжении производитель товара, тем эластичнее будет предложение данного товара.

В мгновенном периоде производитель  не сможет увеличить производство товара, коэффициент эластичности предложения будет равен нулю, кривая предложения S1 совершенно неэластична.

Рис 1.4 Изменение эластичности предложения

В краткосрочном периоде  предложение несколько увеличивается, поскольку предприятие более интенсивно использует свои производственные мощности. Коэффициент эластичности изменяется от нуля до единицы. Кривая предложения S2 неэластична, кривая предложения S3 — предложение единичной эластичности.

Длительный период характеризуется  изменением производственных мощностей, появлением новых фирм в отрасли. Коэффициент эластичности изменяется от единицы до бесконечности. Кривая предложения S4 отражает эластичное, а кривая S5 — совершенно эластичное предложение.

2. Монополистическая конкуренция:  условия возникновения, сущность. Определение цены и объема производства.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Таким образом, большинство предприятий  мира можно назвать монополистически конкурентными.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
  • Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.
  • Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
  • Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  • Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

Информация о работе Предложение как объективная категория