Предмет и этапы развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выяснить предмет экономической теории, определить сущность экономических методов исследования и экономических законов, регулирующих ее процесс образования и становления как самостоятельной науки, а также показать путь формирования современного понимания предмета.

Содержание работы

Введение. 2
1. Предмет и этапы развития экономической теории. 2
1.1.Предмет экономической теории. 2
1.2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки. 2
2. Методология исследований. 2
3.Главные направления развития современной экономической мысли. 2
Заключение. 2
Список используемой литературы. 2

Файлы: 1 файл

ET55.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение.

Экономическая теория является одной из наук, изучающих различные стороны общественной жизни. Вместе с общим представлением об экономике, экономическая теория способна дать довольно большие знания о функционировании хозяйственной жизни общества. Но только овладев основами экономической теории, уяснив предмет экономической теории, функции и методы экономического анализа, возможно более глубокое изучение этой науки.

Объектом курсовой работы является представление об экономической  теории.

Объектом выступают: основные этапы развития  и методы экономической теории.

Предмет экономической теории, определился не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. Вот уже много лет экономисты-теоретики, разделившись на различные направления и школы, высказывают разные взгляды на экономику. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в экономике и обновлялось даже название самой науки, а вместе с этим менялись и взгляды на ее предмет. Все таки единой точки зрения касаясь сущности предмета всех этих обобщений не существует. В главах всех трактатов по экономической теории с небольшими разночтениями имеются одни и те же основные принципы этой науки. Но во вступительных главах, в которых коротко написано про предмет исследования, замечены сильные расхождения.

Цель курсовой работы  -  выяснить предмет экономической  теории, определить сущность экономических методов исследования и экономических законов, регулирующих ее процесс образования и становления как самостоятельной науки, а также показать путь формирования современного понимания предмета.

Структура курсовой работы состоит из: введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

  1. Предмет и этапы развития экономической теории.

1.1.Предмет экономической теории.

Предмет исследования экономической  теории находится в стадии научной  разработки и эмпирической адаптации.

До 90-х годов в стране преобладающее значение в формировании экономического мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская политэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическая литература прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономисты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие надуманные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т. д.

Предмет экономической  теории как науки в современном  понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

экономия как набор  знаний по организации хозяйства;  
политическая экономия как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;  
экономика как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений1.

С развитием экономической теории как науки менялись взгляды на ее предмет и практическую функцию.

Так, у представителей первой школы политической экономии — меркантилистов, отражавших интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось чаще всего с деньгами.

Школа физиократов перенесла предмет политической экономии — национальное богатство из среды обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником богатства труд только в сельском хозяйстве.

Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А.Смит), а также распределения (Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживают-ся и отдельные современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем — в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники последующего развития.

Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни явились лишь производственные отношения, основу которых составляют отношения собственности. Это имело существенное значение, так как из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетариата и господство административно-командной системы хозяйствования.

Производственные отношения — это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в учебную литературу того и последующих периодов. Так, в "Очерках политической экономии" В.Я.Железнов писал, что политическая экономия имеет предметом своего исследования общественные отношения людей, возникающие на почве их хозяйственной деятельности, т.е. усилий, направленных на удовлетворение разного рода потребностей материальными средствами2.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимаются отношения людей к внешней природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что вошедшее в учебники определение политической экономии как "науки об общественном хозяйстве совершенно неточно и ненаучно", ибо "в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства", последнее же не включается в предмет политэкономии3.

При такой трактовке предмета экономической теории можно говорить о примате потребления.

Результатом развития марксизма в XX в. явилась политическая экономия социализма. Ее предметом были признаны производственные отношения и экономические законы новой хозяйственной системы — социализма. Практическая функция этого учения сводилась к обоснованию развитого социализма, неизбежности победы социализма в экономическом соревновании с капитализмом. Политэкономия социализма носила чисто теоретический характер, в результате произошел отрыв теории от практики. Главный практический вывод — огосударствление экономики, совершенствование отдельных сторон, звеньев сложившейся системы хозяйствования (которая по существу была далека от теоретической модели социализма), реформирование этой системы в рыночную экономику.

Маржиналисты объявили предметом политической экономии поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп людей и т.д.), путей и средств достижения ими своих целей. Практическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов поведения субъектов в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод — обоснование экономической политики фирмы. С этим направлением связано появление микроэкономики.

А.Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономии и маржинализма, определял предмет экономической теории или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

Предметом экономической теории согласно кейнсианской школе становится функционирование национальной экономики как единого целого. Практическая функция видится в разработке экономической политики государства. Главный практический вывод - необходимость стимулирования совокупного спроса населения и частного предпринимательства.

Пол Самуэльсон, осуществивший синтез микро- и макроэкономики в своем учебнике "Экономикс", известном всему миру, среди множества определений предмета экономической теории (политэкономии) указывает, что экономике — это наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета политической экономии как изучения "редкости", ограниченности ресурсов. Так, Дж.Робинсон пишет, что политическая экономия — это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения, а П.Самуэльсон рассматривает ее как науку о путях использования ограниченных производственных ресурсов, допускающих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей. И в российской экономической литературе появляются определения экономической теории в качестве науки о том, как использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить безграничные потребности людей с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

И все же, принимая во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, следует напомнить, что экономическая теория имеет своей целью исследование закономерностей развития хозяйственной деятельности общественного развития в различных экономических системах и ее основных этапов.

Таким образом, экономическая теория — это общественная наука, которая изучает хозяйственную деятельность в различных экономических системах при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полностью), что порождает конкуренцию за их использование на различных уровнях.

Схематично эволюцию взглядов на предмет экономической теории можно представить следующим образом (табл.1):

Предмет экономической  теории.

№ п/п

Основные направления и школы экономической мысли

Предмет

1

Меркантилизм Физиократы

Классическая политическая экономия

Национальное большинство

2

Марксизм

Производственные отношения

3

Историческая школа

Национальное хозяйство ' в целом

4

Маржинализм или неоклассическая школа (микроэкономика)

Поведение субъектов экономики, путей и средств достижения ими своих целей

5

Кейнсианство (макроэкономика)

Механизмы функционирования национальной экономики как единого целого

6

Институционально-социологическое направление

Институты и институциональные изменения

7

Теория неоклассического синтеза (экономике)

Национальное богатство, формы и стимулы человеческого поведения в мире ограниченных ресурсов

8

Экономическая теория

Хозяйственная деятельность людей в экономических системах при ограниченных ресурсах на различных уровнях


Характеристика предмета общей экономической теории как изучение поведения людей и их групп не означает отказ от исследования производственных отношений. Это те же производственные отношения, где акцент делается на объект отношений — человека. Такой акцент чрезвычайно важен для социально ориентированного рыночного хозяйства, на формирование которого направлены современные преобразования в России.

Постоянное увеличение материальных и духовных благ, поступление их в обмен образуют экономический рост общества. Общественный рост — показатель и источник экономической динамики. Экономическая теория изучает закономерности и факторы экономического роста в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене, потреблении. Возобновление производства и его экономический рост происходит на уровне отдельного предприятия(фирмы) и в общественном масштабе. В связи с этим экономическая теория структурно включает микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом); можно также выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом)4.

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства и т.д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).

Экономическая теория — одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть определенную часть социальных явлений жизнедеятельности человека, наука права — другую, наука нравственности — третью и т.д., и только совокупность теоретических социальных и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь. Поэтому неправильно требовать проверки положений экономической теории на фактах действительности5.

Курс экономической теории — это научное руководство к познанию экономической действительности без претензий на монополию истины.

1.2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки.

 

 Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Истоки экономической  науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древего Востока - колыбели мировой цивилизации - Китае (Конфуций, Мен-Цзы, Сюнь-Цзы):

Информация о работе Предмет и этапы развития экономической теории