Предмет и этапы развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выяснить предмет экономической теории, определить сущность экономических методов исследования и экономических законов, регулирующих ее процесс образования и становления как самостоятельной науки, а также показать путь формирования современного понимания предмета.

Содержание работы

Введение. 2
1. Предмет и этапы развития экономической теории. 2
1.1.Предмет экономической теории. 2
1.2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки. 2
2. Методология исследований. 2
3.Главные направления развития современной экономической мысли. 2
Заключение. 2
Список используемой литературы. 2

Файлы: 1 файл

ET55.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Современная политическая экономия, известная под названием "экономике", имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

Курс "экономике" впервые начал читать в Кембриджском университете А.Маршалл в 1902 г., он сменил курс политической экономии классической школы Дж.С.Милля. В 1890 г. вышла книга А.Маршалла (1842—1924) "Принципы экономике", которая у нас переведена как "Принципы политической экономии".

Сегодня под этим названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории. Одним из наиболее популярных считается учебник П.Самуэльсона "Экономикс", который впервые был опубликован в 1948 г. и выдержал 13 изданий. Его автор подчеркивает, что "экономическая теория, или политическая экономия, как ее обычно называют, тесно соприкасается с социальными науками, экономикой домоводства, управления предприятием, но имеет специфический предмет"9.

Таким образом, экономике и политическая экономия в англоамериканской литературе рассматриваются как синонимы. Некоторые ученые Запада под политической экономией понимают не экономическую теорию в целом, а экономическую политику как самостоятельную отрасль науки.

В нашей экономической литературе до недавнего времени термин "экономике" рассматривался как название буржуазной экономической науки. Отрицания этой науки требовала не только чрезмерная идеологизация, основанная на классовых подходах ко всем экономическим проблемам, но и практика хозяйствования административно-командной системы.

При более внимательном изучении курса "экономике" можно отметить, что "экономике" — многозначное понятие, характеризующее:

  1. специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро-, мезо- и макроуровне;
  2. науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер;
  3. цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам10.

Современное изменение названия учебной дисциплины "политическая экономия" на "экономическую теорию" не означает отказа от политической экономии как науки. Некоторые объясняют изменения тем, что "политическая экономия сегодня давно перестала быть наукой, а превратилась в шаманологию". Проявление другой крайности — желание во что бы то ни стало сохранить термин "политическая экономия". Эволюция терминов "экономика", "политическая экономия", "экономике" и "экономическая теория" обусловлена историческими причинами, но все они по существу являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки, исследующей экономические явления, процессы хозяйствования на различных уровнях, взаимосвязи и взаимозависимости.

Неоклассическое направление экономической теории в основном сформулировано в работах английского экономиста Альфреда Маршалла. Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм — теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.

Американский ученый-экономист М.Фридмен (род. в 1912 г.) — один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава "новой монетаристской школы", лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические рекомендации использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р.Рейгана в США11.

В России с монетаристской теорией связывают имя Е.Гайдара.

Неолиберализм — это теория, согласно которой необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А.Смита), ибо только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.

Главными теоретиками концепции либерализма XX в. являются америанский экономист австрийского происхождения Л. фон Мизсс (1881-1973) и его блестящий ученик Ф. фон Хайек (1899-1992).

По мнению Л.Мизеса, социализм, т.е. централизованно управляемая экономика с регулируемым правительством рынком, долго просуществовать не может, ибо цены не отражают спрос и предложение, не служат указателем, в каком направлении должно развиваться производство. "Регулируемая экономика социализма", по словам Мизеса, превращается в царство произвола составителей плана, становится планируемым хаосом. Единственная разумная экономическая политика — либерализм; абсолютными основаниями цивилизации являются разделение труда, частная собственность и свободный обмен.

К новой классической экономике относятся также "теория рационального ожидания" (Дж.Мут, Р.Лукас, Т.Сарджент, Н.Уоллес и др.), "экономика предложения" (А.Лаффер, Дж.Гилдер, М.Эванс, М.Фелдстайн и др.), а также "теории общественного выбора" (Дж.Бьюкенен, Г.Таллок, М.Олсон, Д.Мюллер, Р.Толлисон и др.).12

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является лорд Дж.М.Кейнс (1883—1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы.

Неокейнсианцы (Р.Харрод, Е.Домар, Э.Хансен и др.), разрабатывая проблемы экономического роста, стремятся найти оптимальное соотношение между инфляцией и занятостью. На это же направлена и концепция "неоклассического синтеза", методов рыночного и государственного регулирования П.Самуэльсона.

Посткейнсианцы (Дж.Робинсон, П.Сраффа, Н.Калдор и др.) дополнили кейнсианство идеями Д.Рикардо. Они выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, эффективную борьбу с инфляцией.

Третьим направлением современной экономической теории является институционально-социологическое направление, представителями которого являются Т.Веблен, Дж.Коммонс, У.Митчелл, Дж.Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum — установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие "институт" трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы.

Данное направление экономической теории выступает в различных модификациях: социально-психологический институционализм (Т.Веблен), социально-правовой (Джон Р.Коммонс), провозгласивший основой экономического развития юридические отношения, конъюнктуроведение (Уэсли К.Митчелл), сформулировавшее методы прогнозирования количественных изменений в экономике.

В этом направлении исключительное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что научно-технический прогресс (НТП) ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или "неоиндустриальному" (т.е. информационному) обществу.

Неоинституционализм характеризуется потходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникли экономическая теория прав собственности (Р.Коуз, США), теория общественного выбора (Дж.Бьюкенен, США) и др. На основе этих взглядов меняется и экономическая политика развитых стран, результаты которой позволяют говорить о "социализации капитализма". Главная идея современного институционализма — в утверждении не только возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в обосновании вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности, а XXI в. здесь провозглашается столетием человека.

Экономисты-глобалисты, исследующие процесс экономической эволюции, исходят из того, что эволюция — совместное взаимообусловленное превращение различных экономик не в одну (согласно теории конвергенции), а в разные системы, которые обеспечат новую индустриализацию как форму экономического соце-изма, где человек, наконец, займет подобающее ему главное, определяющее место. До недавнего времени в нашей стране имело место высокомерное отношение к западной экономической мысли второй половины XIX в. и всего XX в. как к чему-то ошибочному, вульгарному, пригодному лишь для критики и разоблачений. Это привело нашу политическую экономию к острому кризису, к неспособности правильно оценить экономические процессы, происходящие в окружающем мире. Оказалось, что западные экономические теории во многом более точно отражают общие экономические законы, которые мы из страха перед конвергенцией так боялись допускать в нашу политэкономию.

Для нашего переходного времени вполне естественны разночтение и неодинаковое представление об экономических процессах, происходящих в стране и в мире, ибо все устаревшее в экономической теории быстро отмирает, но еще не умерло окончательно. Все это приводит к существенным изменениям в понимании задач, предмета их исследования, содержания экономической теории, к отказу от многих догм, в рамках которых еще совсем недавно только и было возможно развитие экономической мысли в России.

 

 

Заключение.

Развернувшийся процесс  реформирования экономики России объективно требует нового подхода к сущности происходящих явлений и процессов, к выяснению тенденций в их развитии. Существовавшая в нашей стране школа экономической мысли, основанная на положениях марксизма, не выдержала проверки практикой. Сложившаяся экономическая ситуация заставила по-новому отнестись к достижениям современной мировой экономической теории, вызвала необходимость познания концепций различных теорий и школ. В результате сформировалось новое представление о закономерностях развития экономики, о мотивации поведения и принятия решений, как отдельного субъекта рыночных отношений, так и государственных институтов. Возникла настоятельная потребность в формировании нового курса в системе подготовки экономистов высшей квалификации, предполагающего изучение основ современной экономической теории.

Современная экономическая теория, по сути, является новым этапом развитии политической экономии, строится на синтезе традиционных, классических и современных взглядов на экономическое развитие. Ее значимость особенно возрастает в период перехода к рыночным отношениям. Связано это, прежде всего с переосмыслением отдельных теоретических положений, с иным взглядом на экономическую действительность, с изучением тех разделов, которые раньше находились подвластным и негласным запретом (теория рыночных отношений, теория занятости, теория человеческого капитала, теория рационального потребительского поведения и др.)- Познание сущности данных теорий, полное представление о рынке, его плюсах и минусах позволяют понимать происходящие изменения, принимать обоснованные решения, осуществлять переход к рыночным отношениям с меньшими материальными и моральными потерями.

Экономическая теория выступает  в качестве теоретической базы ценой  системы научных дисциплин, как отраслевых, так и функциональных. Поэтому, осваивая курс экономической теории, можно создать определенный теоретический задел для изучения конкретных экономических дисциплин. В то же время, несмотря на свой чисто фундаментальный характер, экономическая теория также и практическая наука, без нее невозможны теория и практика управления на различных уровнях, создание рациональной финансовой и кредитной систем, организация учета и контроля за производством, обеспечение слаженного развития всех отраслей хозяйства и достижение желаемых целей.

Сложность и многоуровневый характер экономической жизни, ее интенсивная социальная окраска обусловили наличие большого количества сопряженных областей экономического знания, а, следовательно, и специальных экономических наук. Эти науки, изучают структуру, элементы и грани, прямые и обратные связи экономической действительности, сложились в систему экономических наук.

Общей методической базой  этой системы является экономическая  теория. Оставляя за собой такую специфику, экономическая теория, тем не менее, имеет свой предмет исследования, который изучает характер экономической деятельности отдельного экономического субъекта и совокупности всех функционирующих субъектов на уровне национальной экономики.

 

Список используемой литературы.

 

  1. Борисов. Е.Ф., Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. - перераб. изд. - М., 2012. – 485с.
  2. Ермишин П.Г., Основы экономической теории. (Курс лекций).  -М., 2008.
  3. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика)- М., «ВЛАДОС», 2007. – 384с.
  4. Курс экономики: Учебник. - перераб. изд./Под ред. Б.А. Райзберга. - М., 2010. – 652с.
  5. Курс экономической теории: учебник. - 4-е доп. и перераб. изд./Под редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. –М., «АСА», 2011. -447с.
  6. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/ Под ред. С.И. Иванова. - В 2-х книгах. Книга 1. - М., Вита-Пресс, 2009. - 336 с.
  7. Экономическая теория. Учебник. – 2-е доп. и перераб. изд./ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2012. – 448с.
  8. Экономическая теория: Учебник./под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, Л.С. Тарасевича. – М., Инфра –М, 2008.  – С.654
  9. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М., 2009. - 550 с.
  10. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 520 с.
  11. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. - М.: Республика, 2011. - 400 с.
  12. Экономика. Учебник/Под. ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М., "ПРОСПЕКТ", 2009. - 792 с.
  13. Экономическая теория : учеб. для вузов / M. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: «Норма», 2007. — 672 с.

Информация о работе Предмет и этапы развития экономической теории