Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 10:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение предмета и метода экономической теории. Поставленная цель достигается путем последовательного решения следующих задач:
1)Что изучает экономическая теория.
2)Какие основные процессы в экономической теории.
3)Методы экономической теории.
4)Зарождение и этапы становления экономической теории.
5)Экономическая система общества.
6)Общая характеристика хозяйственной деятельности.
7)Анализ экономической системы общества.
Введение..................................................................................................................2
1.Экономическая теория………………………………………………………..3
1.1.Что изучает экономическая теория……………………………………….....3
1.2.Основные процессы в экономической теории……………………………...8
1.3.Методы экономической теории………………………………………….....12
1.4.Зарождение и этапы становления экономической теории………………..17
2.Экономическая система общества и хозяйственная деятельность………........22
2.1.Экономическая система общества……………………………….................22
2.2.Общая характеристика хозяйственной деятельности……………………..29
2.3.Анализ экономической системы общества…………………………….......32
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………………………..40
Именно они интересуют практика - хозяйственника
и экономиста - теоретика. Утрата этих
благ составляет потерю, ущерб, возмещение
которых требует новых усилий, затрат,
пожертвований. От них зависит благосостояние
людей, поэтому хозяйственник обращается
с ними бережно, экономно, расчетливо.
Хозяйственная деятельность
людей представляет собой очень сложный
и запутанный комплекс разнообразных
явлений и процессов, в котором экономическая
теория выделяет четыре стадии: собственно
производство, распределение, обмен и
потребление.
Производство - это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.
Распределение - процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в произведенном продукте.
Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ.
Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.
Все эти стадии находятся
во взаимосвязи и взаимодействии.2
Но прежде, чем охарактеризовать
взаимосвязь этих 4-х стадий, важно
подчеркнуть, что всякое производство
есть процесс общественный и непрерывный:
постоянно повторяясь, оно исторически
развивается - идет от простейших форм (добычи
первобытным человеком пищи с помощью
примитивных средств) до современного
автоматизированного высокопроизводительного
производства. При всей несхожести этих
типов производства (и с точки зрения материальной
основы, и с точки зрения общественной
формы) можно выделить общие моменты, присущие
производству как таковому.
Производство
вообще есть процесс воздействия человека
на предметы и силы природы с целью приспособить
их для удовлетворения тех или иных потребностей.
Хотя производство вообще - это абстракция,
но абстракция разумная, поскольку она
действительно выделяет общее, фиксирует
его и потому избавляет нас от повторений.
Согласно марксистской
теории, соотношение и взаимосвязь четырех
стадий хозяйственной деятельности выражаются
следующим образом:
производство - основа жизни и источник
прогрессивного развития человеческого
общества. Оно исходный пункт хозяйственной
деятельности;
потребление - конечный пункт; распределение
и обмен - опосредствующие стадии, связывающие
производство с потреблением. Хотя производство
является первичной стадией, оно служит
потреблению. Потребление образует конечную
цель и мотив производства: поскольку
в потреблении продукт уничтожается, оно
диктует новый заказ производству.
Удовлетворенная потребность рождает
новую потребность, развитие потребностей
является движущей силой развития производства.
Но возникновение самих потребностей
обусловлено производством - появление
новых продуктов вызывает соответствующую
потребность в этом продукте и его потреблении.
Распределение и обмен
продукта зависят от производства, ибо
распределять и обменивать можно только
то, что произведено. Но, в свою очередь,
они не пассивны по отношению к производству,
они оказывают активное обратное воздействие
на производство.
Таким
образом, марксизм утверждает примат производства.
Сегодня далеко не все экономисты разделяют
это теоретическое положение. Так, С.В.
Брагинский и Я.А. Певзнер пишут: "Первичность
производства всегда трактовалась в марксизме
как начало начал научной политической
экономии и всей общественной науки. Насколько
такой подход обоснован? Если иметь в виду,
что раньше, чем обменивать, распределять
и потреблять, нужно произвести, то такое
утверждение представляет собой банальность,
лежащую за пределами науки. Экономическая
наука как наука начинается не с производства,
а с обмена, с торговли, с рынка...". Низкий
уровень жизни российских народов отдельные
экономисты связывают с исходной теоретической
посылкой о примате производства в экономической
политике СССР, где производство развивалось
ради производства, в отрыве от необходимости
развивать социальную сферу, сферу услуг,
производство предметов потребления -
то, что чрезвычайно необходимо человеку.
Некоторые экономисты подвергают сомнению это теоретическое положение, указывая на необходимость учета современного реального уровня развития общества, его материальной базы и его зависимости от развития духовной сферы, разума человека, ноосферы.22
2.3 Анализ экономической системы общества
В экономической литературе
существуют различные взгляды на
тенденцию развития экономических
(хозяйственных)систем. Одни считают, что
определяющей тенденцией развития систем
является тенденция к единообразию,
унификации ее структурных элементов(Е.Преображенский).
Такая противоречивость взглядов отражает противоречивость развития экономической системы, когда одна тенденция приходит на смену другой, долговременное развитие многих стран подтверждает этот теоретический вывод: всеобщее огосударствление сменяется разгосударствлением; всеобщее планирование-отказом от него; централизация-децентрализация и т.д. Чем сильнее колебания, тем больше трудности в развитии экономики страны.
Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-либо народа и не в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития, т.е. уяснить его как нечто изменчивое, формирующееся, проходящее определенные фазы, ступени развития.
Вопрос о целостности современного мира является коренным вопросом обществоведения, часть которого составляет экономическая теория.
Современный мир есть результат естественного исторического развития общества. Понимание же этого исторического процесса у отдельных ученых-экономистов современности различно и объясняется это использованием различных критериев для характеристик данного процесса.
Наиболее известен формационный подход, лежащий в основе анализа явлений и процессов общественной жизни. В письме к В. Засулич К Маркс выделил три основные формации:
1.Первичная(архаичная),куда
он относил первобытный
2.Вторичная,основанная на частной собственности(рабство, крепостничество)
3.Коммунистическая
Формационный подход
позволил выявить закономерные ступени
в историческом развитии общества и
выделить пять способов материального
производства(
Сегодня классической выделение пяти способов производства вызывает сомнения по ряду причин, в том числе и потому, что оно применимо лишь к Западной Европе и не имеет всеобщего значения. Сюда не вписывается азиатский способ производства, цивилизации Китая и Индии, с большой натяжкой можно отнести сюда и Россию. Поэтому рассмотрение процессов мирового развития на уровне формации, способа материального производства при всей их теоретической и исторической значимости не может охватить всю сложную гамму происходящих в мире событий и потому очевидна определенная ограниченность такого подхода. В экономической литературе принимаются попытки использования других критериев для анализа явлений и процессов общественной жизни.24
В 1906 г. К.Бюхер на основе
критерия характера связи в обществе
между производством и
1.Замкнутое домашнее
хозяйство, где созданные
2.Городское хозяйство,
где имеет место
3.Народное хозяйство,
где блага на основе товарно-
В свою очередь, американский ученый У.Ростоу, как и К.Маркс, разделяет историю на пять стадий: традиционное общество, переходящее общество, стадия «сдвига», стадия «зрелости», стадия «массового потребления». В основе этой концепции лежит развитие производительной силы и последовательность стадий данного развития.
Современная экономическая мысль на основе использования критерия «степень индустриального развития общества» выделяет: индустриальное, постиндустриальное, неоиндустриальное общества.
Наибольшее распространение
в мировой экономической
1)по форме собственности на средства производства;
2)по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
В совокупности этих признаков, различают:
В российской экономической мысли имеет место классификация хозяйственных систем, в которой получило отражение современное видение мира как результата исторического развития различных типов цивилизации.
Новые подходы в осмыслении окружающего мира обусловлены глубиной, масштабами и характером перемен, происходящих в мире, особенно во второй половине XX века.
К ним относятся:
Одна из величайших трагедий
состоит в том, что мы, сами того не замечая,
находимся в плену самых примитивных стереотипов,
штампов, одним из которых является способность
видеть мир в двухцветном изображении
и мыслить только парными категориями:левые-правые;
Отсюда необходимость поиска новых подходов, новых теорий, характеризующих развитие экономических систем.
Таким образом, формирование
новой цивилизации как
Заключение
Во всех определениях
экономической науки со стороны
известных и малоизвестных
Однако расширенное толкование указанного предмета ведет к тому, что экономическая наука включает в себя всю совокупность функционирования как отдельного производственного звена - предприятия, фирмы, так и всего национального или интернационального хозяйства.
Можно было ожидать, что наука, имеющая дело со столь важными для благосостояния человечества вопросами, привлечет к себе внимание многих талантливейших мыслителей каждой эпохи и окажется теперь на подступах к полной зрелости. Но в действительности число ученых-экономистов было всегда невелико по сравнению со сложностью проблем, которые этой науке надлежало решать, и в результате она все еще пребывает почти в младенческом состоянии.
Одна из причин того заключается в недооценке воздействия экономической науки на достижение высшего благосостояния человека. В самом деле, наука, предметом изучения которой является богатство, часто представляется многим исследователям на первый взгляд отталкивающей, ибо те, кто больше всего делает для расширения границ познания, редко пекутся о приобретении богатства ради него самого.
Рассмотренные понятия и категории, отражающие систему производственных отношений, содержат в себе прочные взаимосвязи между собой. Каждая сторона этих взаимосвязей характеризуется своими особенностями, своими закономерностями. Поэтому для производства характерен один закон, для обмена и распределения другие, для потребления и накопления свои законы и закономерности. Их взаимодействия остаются объективными также, как и то, что объективными остаются и сами эти отношения: производство, распределение и т.д.