Предмет и метод экономической теории. Методология периодизации экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ввыделить основные методы исследования экономической теории и типы периодизации экономической науки. В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи.
1) Изучить предмет экономической теории;
2)Рассмотреть Методы исследования экономической теории;
3)Рассмотреть основные этапы развития экономической науки и типы периодизации экономической науки;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………3
I. Предмет экономической теории
1.1Предмет исследования экономической теории……………………………………4-5
1.2 Эволюция представлений о предмете экономической теории………………………………………………….5-8
II. Методы исследования экономической теории
2.1 Общие мировоззренческие методы……………………………………………………….8-9
2.2 Общие научные методы………………………………………………………………………..9-14
2.3 Частные методы……………………………………………………………………………………14-15
III. Методология периодизации экономического развития
3.1 Периодизации как отражение исторического развития экономической науки……………………………….15-16
3.2 Типы периодизации экономической науки…………………………………..16-20
Заключение………………………………………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы………………………………………………..21-23

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Misakyan_I_S.docx

— 65.91 Кб (Скачать файл)

2.2 Общие научные методы

Общенаучные - это методы, которые  используются при изучении любой  науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономики  и т. д. Рассмотрим их подробнее.

Метод абстракции. Абстракция - исключение из экономического анализа не относящихся к исследованию конкретных фактов. Чтобы понять этот метод, представим абстрактную живопись. И нам будет все ясно. Экономические теории, как и абстрактная живопись, не отражают всех форм и красок реальной действительности. Поэтому экономические теории неизбежно становятся абстрактными. Сам по себе процесс сбора нужных фактов уже предполагает абстрагирование от реальности. Однако абстрактный характер экономической теории не делает эту теорию непрактичной и нереалистичной. Нет! В действительности экономические теории практичны именно потому, что они представляют собой абстракции. Мир реальности слишком сложен и запутан, чтобы его можно было представить строго упорядоченным. Экономисты строят свои теории, абстрагируясь от хаотического набора фактов, который в противном случае вводил бы в заблуждение и не приносил бы никакой пользы, т.е. с целью привести факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, абстрагирование, или намеренное упрощение, в экономическом анализе имеет не только научное, но и практическое значение. Экономическая теория - это своего рода модель, абстрактная картина всей экономики или какого - либо сектора экономики. Такая модель позволяет нам лучше понимать действительность именно потому, что она игнорирует сбивающие с толку детали. Если теории основываются не на вымыслах, а на фактах, то они всегда реалистичны.

Метод анализа и синтеза. При анализе происходит мысленное разложение явления на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое, что отличает их друг от друга. Это важно для решения последующей задачи теоретического объяснения тех особенностей, от которых отвлекаются первоначально. При помощи анализа раскрывается существенное в явлении. Если говорить о процессе познания, то анализ используется при движении от созерцания действительности к абстрактному мышлению, т.е. от конкретного к абстрактному, и завершается выработкой экономических научных абстракций.

При синтезе происходит мысленное объединение расчлененных анализом частей, сторон с целью выявить то общее, что связывает эти части, стороны в единое целое. Синтез происходит при движении от абстрактного к конкретному. В процессе синтеза изучаемое явление исследуется во взаимосвязи составляющих его сторон, в целостности и единстве, в движении противоречий, благодаря чему открываются пути и формы их разрешения.

Для демонстрации использования анализа  и синтеза обратимся к миру окружающих нас товаров. Например, хлеб, вино, костюм, туфли и прочие товары нас интересуют как объекты для  выяснения того, что лежит в  основе их обмена. Путем анализа, т.е. посредством расчленения каждого  конкретного блага на составные  части, можно выяснить следующее. Первая сторона - все блага приобретаются потому, что они способны удовлетворить ту или иную конкретную потребность человека. В результате получаем экономическую категорию - потребительную стоимость, которая представляет свойство товара удовлетворить определенную потребность. Таким образом, можно сделать первое заключение, что все товары обладают полезностью, или потребительной стоимостью.

Теперь сконцентрируем внимание на меновых пропорциях в процессе обмена. Предположим, что шесть буханок  хлеба обмениваются на одну бутылку вина, один костюм - на две пары туфель. Следовательно, можно сказать, что все товары обладают меновой стоимостью, или способностью обмениваться в определенных пропорциях между собой. Итак, на уровне анализа выявлены две экономические категории: полезность (потребительная стоимость) и меновая стоимость.

Теперь необходимо воспринять данные товары не как расчлененные на отдельные  свойства, а как единое целое. Эту  функцию и выполняет синтез, устанавливая взаимосвязь между полезностью  и меновой стоимостью. Эта взаимосвязь  выражается в других категориях, а  именно, в ценности и стоимости, которые  отражают и полезность блага, и его  меновую стоимость. Категория «ценность» свидетельствует о необходимости  и полезности блага для общества, а «стоимость» - об его оценке обществом относительно других благ или денег. Иными словами, происходит определение, «чего оно стоит» на самом деле в едином товарном мире.

При анализе различных данных используется такой метод как корреляция - это технический термин, указывающий на то, что соотношение двух групп данных носит системный и взаимозависимый характер; например, можно обнаружить, что, когда возрастает X, возрастает также и Y. Но это не обязательно означает, что Х служит причиной Y. Связь здесь может быть чисто случайной или порождаться каким-либо другим фактором Z, не включенным в анализ. Пример: экономисты выявили положительную корреляцию между образованием и доходом. Обычно люди с более высоким образованием получают более высокий доход, чем люди менее образованные. Житейский здравый смысл заставляет нас усмотреть в образовании причину, а в более высоком доходе следствие.

Существует два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист  может выводить законы, касающиеся экономического поведения. Уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике как целому, либо к таким составляющим ее основным подразделениям, или агрегированным показателям (агрегатам), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор. Агрегат - это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Здесь, не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Неудивительно поэтому, что макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т. д. Короче говоря, макроэкономика изучает не деревья, а лес.

С другой стороны, микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением поведения этих индивидуальных единиц. Когда экономист обращается к такому уровню анализа, он, фигурально выражаясь, помещает экономическую единицу или очень маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты ее функционирования. Здесь мы оперируем терминами: отдельная отрасль, фирма или домохозяйство - и сосредоточиваем внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства, расходы данной фирмы или семьи и т. д. В микроэкономике мы изучаем уже не лес, а деревья.

Индуктивный и дедуктивный методы. Индукция представляет собой исследование, при котором познание действительности совершается в процессе выработки единичных утверждений, обеспечивающих возможность сделать обобщающие выводы и сформулировать общие положения. Индукция характеризуется познанием действительности путем движения от конкретного к абстрактному. А как известно, на уровне абстрактного мышления вырабатываются экономические категории.

Для наглядности рассмотрим индуктивный  метод на примере. Предположим, человек  начинает анализировать окружающий его мир благ. Он видит, что хлеб обменивается на другой продукт или  деньги, следовательно, это позволяет  ему сделать единичное заключение: хлеб обладает меновой стоимостью, т.е. способностью обмениваться на другие блага в определенных пропорциях. Затем он рассматривает другое благо -- вино, применительно к которому можно сделать такое же единичное заключение, как и в отношении хлеба: вино способно обмениваться на другие блага, и, следовательно, оно тоже обладает меновой стоимостью. Расширив круг благ с целью выявления у них данного свойства (меновой стоимости), человек приходит к обобщающему выводу: все блага, вступающие в обмен на другие, обладают меновой стоимостью. Отсюда дается определение меновой стоимости как способности одного блага обмениваться в определенных пропорциях на другие блага. Таким образом, от единичных, частных случаев мы пришли к обобщающему заключению.

Дедукция представляет собой способ исследования, при котором знания о процессах и явлениях формируются  в ходе перехода от общих положений  к частным и единичным суждениям. Дедукция характеризуется восхождением от абстрактного к конкретному. Для лучшего восприятия обратимся к только что рассмотренному выше примеру. Но логика рассуждений направлена в обратном направлении: не от конкретных единичных случаев к общему положению, а от абстрактного, общего, уже сформулированного умозаключения к единичным конкретным случаям. Таковым обобщающим положением является «меновая стоимость».

Для демонстрации дедуктивного метода достаточно взять общее положение  и применить его к тем же или совершенно новым благам. Взяв поочередно вышеупомянутые блага, мы видим, что все они обладают свойством  обмениваться на другие блага, откуда можно сделать заключение, что  они обладают меновой стоимостью. Теперь предположим, что мы только что  сделали «научное открытие»: любой  товар обладает меновой стоимостью. Данная идея не может быть обменена на другие блага, и, следовательно, она  не обладает меновой стоимостью, хотя, несомненно, имеет важное значение для экономических исследований, для которых она стала уже аксиомой. Иохин В. Я. Экономическая теория : Учебник. - М.: Экономистъ, 2004, стр. 25

Проникновение в сущность экономических процессов, явлений обеспечивает единство исторического и логического подходов. Это необходимо не только для выяснения происхождения системы и ее элементов, но и для обоснования тенденций развития, его этапов. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. Вместе с тем она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т.е. логически. 
Каждое экономическое явление имеет количественную и качественную стороны, находящиеся в тесной связи и взаимозависимости. Качественная сторона выражает сущность явления. Она является ведущей, определяющей количественные величины, меру данного отношения. Количественный анализ экономических явлений предполагает широкое использование в экономической теории статистических данных, методов математики, экономико-математического моделирования, и вычислительной техники. Современный уровень обобществления хозяйства требует тщательного и всестороннего учета количественных величин экономики, применения в этих целях электронно-вычислительной техники. Чем совершеннее счетно-вычислительная техника, тем больше возможность оперативной обработки огромного количества экономических фактов, информации в масштабе национальной экономики. Применение математики в экономических исследованиях имеет прикладное и практическое значение. 
Особое значение математическим методам исследования в экономических процессах придавали в своих работах Л.Вальрас, В.Парето, У.С.Джевонс, В.Леонтьев, Л.Канторович, С.Шаталин, А.Аганбегян, А.Гранберг, К.Вальтух, В.Дадаян, А.Анчишкин и др. Особого внимания заслуживают работы Дж. Неймана, математика, физика, кибернетика, который в содружестве, с экономистом Принстонского университета О.Моргенштерном исследовал многие проблемы экономического развития на основе теории игр. Прогностическое моделирование исключительно актуально и в условиях перехода стран СНГ к рыночной экономике. 
Применение математики в экономических исследованиях играет важную роль в изучении количественных связей в экономике, при определении темпов роста отдельных экономических звеньев, установлении оптимальных пропорций, прогнозировании структурных сдвигов в производстве, распределении и использовании валового национального продукта и валового внутреннего продукта и т.д. 
Однако математический и статистический анализ только тогда вскрывает реальные отношения, когда он тесно связан с качественным содержанием анализируемого предмета. 
Экономические явления исследуются системно. Системный подход предполагает трактовку экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще более сложной системы. Экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости.

2.3 Частные методы

Среди частных приемов выделяют графические, статистические, математические, моделирование, сравнительный анализ, экономический эксперимент и т.д. 
 
Экономический эксперимент — научно поставленный опыт в экономической области с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий. Цель эксперимента — доказательство правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения существующей практики экономического развития. Современные средства технического оснащения науки, особенно применение электронных вычислительных машин, дают возможность для широкого проведения экспериментальной экономической работы. Экономические эксперименты позволяют выработать меры, стимулирующие увеличение объемов производства, рост производительности труда, снижение издержек производства и т.д. Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя точно спрогнозировать вероятные результаты эксперимента можно далеко не всегда. Вместе с тем поиск тех или иных методов повышения эффективности производства в странах рыночной экономики дает ощутимые результаты.

Важное место в экономических  исследованиях занимает графический метод. Графики представляют собой изобразительное средство наглядной иллюстрации функциональной зависимости и связей между различными экономическими факторами. Причем одни из них выступают как независимые, а другие — как зависимые переменные. Графически прямая зависимость изображается в виде восходящей линии (слева направо и снизу вверх) в рамках осей координат. Обратная связь предстает в виде нисходящей линии (сверху вниз и слева направо). Выбор осей координат для зависимых и независимых переменных осуществляется произвольно, руководствуясь принципом удобства и лучшей наглядности, т.е. здесь нет строгих требований, как в математике: независимые переменные откладываются только на оси абсцисс. Графики могут выражать как линейную (прямые линии), так и нелинейную зависимости (кривые линии) между анализируемыми экономическими переменными.

Особого внимания заслуживают такие  аспекты экономических законов, как их действие и использование. С одной стороны, действие экономических законов объективно независимо от сознания и устремлений отдельных индивидов или хозяйственных субъектов. В то же время их действие не может протекать вне деятельности людей, вне их отношений и устремлений. С другой стороны, познав экономические законы, люди могут сознательно использовать их в своей хозяйственной деятельности, в собственных интересах. 
Таким образом, можно заключить, что действие экономических законов объективно, а использование — субъективно. Однако ограничиться данным заключением никак нельзя. Дело в том, что объективное в общественной, хозяйственной жизни всегда субъективировано, ибо не может существовать вне деятельности людей, субъектов. Субъективное же всегда объективируется и проявляется как некая общая тенденция поведения субъектов, вытекающая из стремления реализации их собственных интересов. Поэтому действие и использование экономических законов — это две неразрывно взаимосвязанные и взаимодействующие стороны одних и тех же экономических процессов.

Информация о работе Предмет и метод экономической теории. Методология периодизации экономического развития