Предмет и методы экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе даются ответы на вопросы, неизбежно возникающие у каждого, кто берется за изучение новой для него науки: что изучает экономическая теория? каким образом это изучение происходит? зачем нужно знать экономическую теорию? Ответить на все эти вопросы, значит определить объект и предмет науки, ее методы и функции. Экономическая теория тесно связана с экономической практикой. С одной стороны, экономическая теория призвана дать анализ реальной, практической экономики – экономической деятельности людей, их хозяйствования и теоретического отражения его в системе экономических категорий. С другой стороны, развитие экономики, производства невозможно без внедрения экономических новаций, достижений экономической науки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..…….…….……….…..…..2
Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. ТЕОРИИ……………………………………………………………….…….....5
1.1 Основные этапы развития экономической теории …….........………..5
1.2 Предмет и функции экономической теории………………………......9
1.3 Методы экономического исследования………………….…………...12
Глава 2. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ.………….…………………………………………….…………….14
2.1 Сущность экономического роста. .…………………………………...14
2.2 Влияние финансового кризиса на темпы экономического роста…18
2.3 Экономический прогноз на 2010-2013 годы………………………....19
Глава 3. РЫНОК КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………………….……………………….21
3.1 Функции и роль рынка в экономике. Преимущества, недостатки и
особенности рынка…………………………….………………………..21
3.2 Экономические агенты. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и
доходов………………………………………………………………......27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..…….…….……….…..…..2

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. ТЕОРИИ……………………………………………………………….…….....5

    1.1 Основные этапы развития экономической теории …….........………..5

   1.2 Предмет и функции экономической теории………………………......9

   1.3 Методы экономического исследования………………….…………...12

Глава 2. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ.………….…………………………………………….…………….14

   2.1  Сущность экономического роста. .…………………………………...14

   2.2  Влияние  финансового кризиса на темпы  экономического роста…18

    2.3  Экономический прогноз на 2010-2013 годы………………………....19

Глава 3. РЫНОК  КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………………….……………………….21

      3.1  Функции и роль рынка в экономике. Преимущества, недостатки и           

 особенности рынка…………………………….………………………..21

      3.2  Экономические агенты. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и              

 доходов………………………………………………………………......27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….................31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….34 
  
  
  
 

 

 
      

                                         ВВЕДЕНИЕ

 Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он, прежде всего, нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании доброй семьи, в гарантиях своих прав, свобод и жизненной безопасности. Ему, кроме того, нужны уважение, дружба, любовь, общение с другими людьми.…Однако осуществления всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – таких, как потребности в воде, пище, одежде, жилье. Их обеспечением, то есть созданием материальных условий для жизни людей, и занимается экономика.        Задача теории – сообщать идеи и уже добытые знания, вместе с тем побуждая нас самостоятельно мыслить, искать, пробовать, находить что-то свое лучшее. Сильные умы, говорит Добролюбов, именно тем и отличаются, что не подаются готовым воззрениям и системам, а сами создают свои взгляды и выводы. Когда она выполняет эту задачу исправно, в обществе царят удовлетворенность, мир и порядок.

  История свидетельствует, что впервые понятие «экономика» употребил древнегреческий ученый Ксенофонт. Оно явилось производным от двух греческих слов: «ойкос» -  дом, хозяйство и «номос» - закон, правило. Под экономикой Ксенофонт понимал науку о законах, или правилах, ведения хозяйства, которое в те времена представлялось как домашнее. Позднее, другой, знаменитый представитель Древней Греции

  Аристотеть под  экономикой стал подразумевать не только науку, но и само хозяйство как объект изучения экономики как науки. Однако в современном языке оно более многозначно и имеет, по меньшей мере, три основных значения.

  Во-первых,экономика – это совокупность общественных отношений,

связанных с производством, со всей хозяйственной деятельности людей. По характеру этих отношений, формам собственности, принципам ведения хозяйства и распределение продуктов различают, например, экономику рабовладельческую и феодальную, капиталистическую и социалистическую, рыночную и административно-командную.

  Во-вторых,экономика-это та или иная производственная система,хозяйства(отдельногогорода,района,края,страны,группы,стран   или всего мира)к примеру,экономика Вологды или Улан-Удэ,  народное хозяйство Татарстана или России в целом, экономика  африканских стран, мировое хозяйство. Экономическая теория особенно необходима тем, кто принимает экономические решения, проводя экономическую политику на микро уровне. уровне отдельного предприятия или на макро уровне. уровне всего народного хозяйства. При этом она помогает принимать правильные решения не только с точки зрения интересов отдельного человека, но и всей экономики в целом, интересов большинства людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наконец, в-третьих, экономикой называют научную и учебную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни обществ. Выделяют, например, экономику сельского хозяйства, промышленности, водного транспорта, экономику труда и др.

На основе  этих трех значений можно дать  и более общее определение  термина. Экономика-это любая  деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.  

Экономика –это

Общественные

отношения,

связанные с хоз.  деятельностью людей

хоз. того или иного       района, страны, группы   стран или всего мира          

научная дисциплина

изучающая какую-либо   

область хоз. жизни об-ва


 

  например                   например                               например          

Экономика феодальная,

рыночная, административно-командная

Экономика Самары, Урала, Украины, южной Америки, мировая  экономика и т.д.

Экономика  сельского,      лесного  хозяйства, промышленности и т.д.


Рис 1.1. Основные значения термина «экономика»

Рис.взят:(Экономическая теория (Политическая экономика) Москва 2009год.стр76) 

 

    В данной курсовой работе даются ответы на вопросы, неизбежно возникающие у каждого, кто берется за изучение новой для него науки: что изучает экономическая теория? каким образом это изучение происходит? зачем нужно знать экономическую теорию? Ответить на все эти вопросы, значит определить объект и предмет науки, ее методы и функции.

    Экономическая теория тесно связана с экономической практикой. С одной стороны, экономическая теория призвана дать анализ реальной, практической экономики – экономической деятельности людей, их хозяйствования и теоретического отражения его в системе экономических категорий. С другой стороны, развитие экономики, производства невозможно без внедрения экономических новаций, достижений экономической науки.

    Экономическая теория воздействует на практику не непосредственно, а через экономическую политику.

     С одной стороны, экономическая теория на основе сбора фактов устанавливает экономические принципы, т.е. делает обобщения, выводы о реальном поведении экономических субъектов (познавательная функция).

     С другой стороны, теоретическое осмысление реальной действительности позволяет разработать рекомендации для формирования соответствующей экономической политики, корректировать практику в соответствии с выработанными экономическими принципами и прогнозами (практическая функция).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.1. Основные этапы  развития экономической теории

     Развитие экономической мысли являлось логическим отражением экономической действительности в сознании людей. При этом существенным моментом являлась субъективная сторона восприятия тем или иным представителем экономической науки окружающей действительности исходя из особенностей менталитета, принадлежности к социальному слою, к научной школе. Так в частности, одна и та же экономическая действительность привела к возникновению на территории Германии в середине 19 века приверженцев различных направлений экономической науки: сторонников исторической школы (Ф. Лист и др.), пролетарской политэкономии (К. Маркс, Ф. Энгельс), базирующейся на методологии классической школы, и одного из пионеров маржинализма Г. Госсена. Вместе с тем, несмотря на определенный субъективизм, экономическая теория прошла в своем развитии определенные этапы, при этом во многом более поздние авторы стремились анализировать труды великих предшественников, критикуя или развивая отдельные положения в результате сформировалось современное представление об экономической науке, как это уже отмечалось, на основании синтеза позиций различных школ и направлений.

       Становление экономики как науки ассоциируется с трудами древнегреческого мыслителя Аристотеля Стигарита (4 в. д.н.э.). Именно он разделил как отдельные направления экономику, как науку о рациональном ведении домашнего хозяйства (от греческого ойкос – дом и номос – наука) и хрематистику (науку об искустве торговли и наживы), осуждая последнюю. Вместе с тем, стоит отметить, что впервые термин «экономика» был предложен в трудах другого древнегреческого мыслителя Ксенофонта (444-356 г.г. д.н.э.). В трудах древнегреческих мыслителей встеречаются рассуждения о монете, о сущности цены и пропорций обмена, имеются зачатки теорий стоимости. Так Аристотель рассматривает как справедливую цену ту, которая включает затраты труда, необходимые на его производство. С другой стороны, он говорит о значении потребностей людей и о влиянии потребностей на стоимость товара. Такой подход во многом дал основу дл формирования позднее трудовой теории стоимости и теорий предельной полезности.

        Вместе с тем, нельзя говорить о том, что экономические знания не существовали в письменных источниках человеческой мысли в более ранний период. Так, в колыбели человеческой цивилизации – Древнем Египте – также встречаются письменные свидетельства существования экономических проблем («Поучения гараклеопольского царя своему сыну», «Речение Ипусера»), в частности, актуальные по сей день вопросы эффективности работы чиновников, защиты собственности, распределения. На Древнем Востоке («Артхашастра» в Индии, труды Конфуция, трактат «Гуаньцзы») рассматриваются вопросы нормативного применения рекомендаций по управлению государством, вопросы рациональной организации производства, сельского хозяйства. Вместе с тем, в отличии от Древней Греции, экономические воззрения на Древнем Востоке носили практически -ориентированный, описательный характер.

В Древнем Риме во многом экономические взгляды также  носят прикладной характер, прежде всего в сфере сельского хозяйства. Наблюдается определенная эволюция взглядов на проблему использования труда рабов в сторону смягчения условий труда и быта рабов и перехода к отдельным элементам стимулирования рабского труда.

Во время  господства канонической доктрины в науке в эпоху Средневековья круг рассматриваемых вопросов учеными –богословами (среди которых можно выделить Августина Блаженного (354 – 430) и Фому Аквинского (Аквината) (1225 – 1274) во многом сводился к анализу произведений древнегреческих мыслителей, в частности Аристотеля. При этом ключевым моментом являлось рассмотрение понятия «справедливой цены». Так Августин Блаженный понимал под ней цену, включающую затраты труда, тогда как Аквинат считал справедливой ту цену, которая обеспечивает участникам обмена «пропитание по их социальному статусу». Это допускало ситуацию, когда один и тот же мешок зерна мог быть продан по разной цене феодалом и крестьянином. Также двойственным было и отношение к ростовщичеству. Так, взимание процента «с бедных людей» осуждалось «на первых порах» церковью, но допускалось в случае существования риска потери ссуженных средств .

Двойственность и лицемерие церковных догматов, социальная несправедливость, мечты о лучшей жизни и более справедливом устройстве общества вызвали к жизни появление утопического социализма (Томас Мор «Утопия» (1516), Томмазо Кампанелла «Городе солнца» (1602.). В этих произведениях критикуется несправедливость средневекового общества, роскошь, паразитизм, угнетение, имеющие место в действительности и создают проекты справедливого устройства общества. Залогом справедливого устройства является отсутствие частной собственности.  

В эпоху разложения феодализма появляется меркантилизм - первое экономическое учение в развитии экономической науки, поставившее в центр проблему поиска источника богатства страны. (14- 17 в.в.) В меркантилизме выделяют два этапа развития, ранний – когда богатство ассоциировалось с металлическими деньгами и увеличение денежной массы в стране было задачей государства. Для этого запрещался вывоз из страны монет, и всячески приветствовался ввоз.

       Поздний меркантилизм уже связывал богатство с активным торговым балансом, при этом основной задачей экономической политики было обеспечить его за счет протекционистских мер. С этой целью поощрялся ввоз сырья и вывоз готовой продукции, активно развивались экспорноориентированные отрасли, запрещался ввоз продукции, если ее можно было бы произвести на территории данной страны. В этот же период впервые был упомянут термин «Политэкономия» (А, Монкретьен, 1615 г.)

        Во Франции сформировалась школа физиократов во главе с Франсуа Кенэ (1694 – 1774), которая в противовес меркантилистам утверждала, что богатство создается не в торговле, а в производстве, а именно в сфере сельского хозяйства. Заслуга физиократов также и в анализе воспроизводства («Экономичсекие таблицы Ф. Кэне»), в создании концепции естественного порядка, в выработке лозунга экономического либерализма: „Laissez faire, laissez passer (Позволяйте идти вещам своим ходом).

        Дальнейший этап развития экономической науки связан с классической школой. Хотя отдельные ее элементы присутствуют в произведениях У. Петти(1623 – 1687), Пьера Буагильбера(1646- 1714), фундаментальные положения ее присутствуют в трудах шотландского социального философа и экономиста Адама Смита (1723 – 1790). Основное произведение Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Смит сумел понять и объяснить механизм саморазвития капиталистического способа производства исходя из природы человека, чьим поведением определяются все экономические процессы в обществе. (концепция «невидимой руки»). Смит исходил из того, что люди руководствуются в экономической области индивидуальными корыстными интересами. Но преследовать свой интерес человек может только оказывая услуги другим людям, только предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Удовлетворение чужой потребности – залог достижения собственной цели. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них эгоист и печется о собственных интересах. Помешать нормальному согласованию интересов общества и отдельного человека может отсутствие свободы, поэтому Смит выступает против всего, что её ограничивает, прежде всего – против вмешательства государства.

Информация о работе Предмет и методы экономической теории