Предмет и методы экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе даются ответы на вопросы, неизбежно возникающие у каждого, кто берется за изучение новой для него науки: что изучает экономическая теория? каким образом это изучение происходит? зачем нужно знать экономическую теорию? Ответить на все эти вопросы, значит определить объект и предмет науки, ее методы и функции. Экономическая теория тесно связана с экономической практикой. С одной стороны, экономическая теория призвана дать анализ реальной, практической экономики – экономической деятельности людей, их хозяйствования и теоретического отражения его в системе экономических категорий. С другой стороны, развитие экономики, производства невозможно без внедрения экономических новаций, достижений экономической науки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..…….…….……….…..…..2
Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. ТЕОРИИ……………………………………………………………….…….....5
1.1 Основные этапы развития экономической теории …….........………..5
1.2 Предмет и функции экономической теории………………………......9
1.3 Методы экономического исследования………………….…………...12
Глава 2. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ.………….…………………………………………….…………….14
2.1 Сущность экономического роста. .…………………………………...14
2.2 Влияние финансового кризиса на темпы экономического роста…18
2.3 Экономический прогноз на 2010-2013 годы………………………....19
Глава 3. РЫНОК КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………………….……………………….21
3.1 Функции и роль рынка в экономике. Преимущества, недостатки и
особенности рынка…………………………….………………………..21
3.2 Экономические агенты. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и
доходов………………………………………………………………......27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Прогнозные  оценки показателей экономического роста России на 2010- 2013 годы

       Российская экономика начинает оживать, и  главное – не перекормить ее  антикризисными мерами во вред бюджету и на пользу инфляции. При этом нефтяной рынок может оказать поддержку российскому бюджету на 2010 год. Прогноз барреля в этом году до $57, в следующем – до $ 58 Нынешний  и грядущие дефициты бюджета,  высокая инфляция заставляют правительство задумываться о перспективах увеличения объемов финансирования антикризисных мер. Речи об урезании намеченных планов не идет, но, чтобы не усугубить ситуацию, наращивать объемы вливаемых средств нельзя.

Российская экономика наконецто отозвалось на антикризисные меры правительства.Но тенденции к восстановлению пока не приобрели устойчивый и необратимый характер.Россиятолько начала выходить из кризиса.По оценке  Минэкономразвития, с исключением  сезонного и календарного факторов, в июле рост ВВП составил 0,5% по сравнению с июнем. Рост экономики в июне-июле наблюдался впервые с середины прошлого года. С исключением сезонности третий месяц подряд отмечается рост и в промышленном производстве - в мае на 0,4%, в июне – на 1,3%, в июле – на 0,9%. В годовом выражении падение ВВП и промпроизводства замедлилось, в июле до 9,3% и 10,8% соответственно по сравнению с июльскими показателями (10,1% - 12,1% соответственно). Кроме того, произошел перелом в тенденции снижения инвестиций, которые падали с середины 2008 года. С учетом сезонного и календарного фактора инвестиции в основной капитал выросли на 0,3% к июню.  

Надо отметить, что объем российского пакета антикризисных мер является одни из самых больших в мире (в относительных цифрах). Россия выделит на поддержку экономики в 2009 году в общей сложности 4,1% ВВП, что является максимальным показателем среди стран G20, в 2010 году – 1,3% ВВП.

           Правительство оценивало пакет антикризисных мер, финансируемых из федерального бюджета, в 1,5% трлн. Рублей в 2009 году. В частности , на программы по поддержке занятости в этом году было выделено 43 млрд. рублей, а в следующем году планируется выделить 38 млрд. рублей. В бюджете на 2010 год сохраняется субсидирование процентных ставок в ряде отраслей. Сохраняются средства на капитализацию банков в объеме 250 млрд. рублей, а так же сохраняется субсидия РЖД в размере 25 млрд. рублей. Кроме того, правительство закладывает в бюджете на 2010 год резерв в размере 80 млрд. рублей, который может быть оперативно израсходован на антикризисные меры. Правительство так же планирует предоставить в следующем году льготные кредиты отдельным регионам на моногорода общим объемом 10 млрд. рублей.Между тем  нефтяной рынок позволит отощавшему  российскому бюджету несколько  поправить здоровье.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. РЫНОК  КАК СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

3.1.Функции  и роль рынка  в экономике. Преимущества, недостатки и особенности рынка

Одной из наиболее характерных  особенностей организации и функционирования экономических систем в современных условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений.

          Следует отметить, что понятия «рынок «и «рыночная экономика» не являются тождественными. Рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства (полная самостоятельность хозяйственной деятельности, экономическая ответственность и рационализм); свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.  

     В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.

  1. Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капиталы из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.
  2. Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
  3. Стимулирующая функция. Посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
  4. Распределительная функция. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
  5. Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
  6. Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
  7. Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

Реализация  отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной  экономике. В конечном счете, как  можно заключить из указанных  выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

Современный рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.

              Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с  обеспечением производства, а также  элементы материального и денежного  обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов.  

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков. 

В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.

  1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рынок ценных бумаг; рынок труда (рынок рабочей силы); рынок валюты; рынок информации; рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
  2. По товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки потребительских товаров (например, продовольствия); рынки сырья и материалов и т.д.
  3. По географическому положению: местные (локальные) рынки; региональные рынки; национальный рынок; мировой рынок.
  4. По субъектам или их группам: рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
  5. По степени ограничения конкуренции: монопольный рынок; олигопольный рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
  6. По уровню насыщения товарами и услугами: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок.
  7. По степени зрелости: неразвитый рынок; развитый рынок; формирующийся рынок.
  8. По соответствию законодательству: легальный (официальный) рынок; нелегальный, или теневой, рынок («черный» и «серый»).
  9. По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.
  10. По характеру ассортимента товаров: замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
  11. По отраслевому признаку: рынок автомобилей; рынок нефти; рынок компьютерной техники и т.д.

      В рыночной структуре особо выделяют также несколько видов рынков.

    • Рынки товаров и услуг, куда включаются рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
    • Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
    • Финансовые рынки, т. е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
    • Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
    • Рынки рабочей силы (труда), представляющие собой экономическую форму движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

            В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Это происходит в процессе сегментации рынка – разделения потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (критериев).

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.                                                   Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование.

            Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.

Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:

    • как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;
    • как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;
    • как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

 

  

   В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются: биржи, аукционы, ярмарки  и другие формы организационного внебиржевого посредничества; кредитная система, коммерческие банки, система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система; система страхования различных рисков и страховые компании; специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов и т.д.

          Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.  

К основным функциям инфраструктуры рынка относят:

    • облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;
    • повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
    • организационное оформление рыночных отношений;
    • облегчение юридического и экономического    контроля, государственного и общественного регулирования    хозяйственной деятельности.

 Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий (принципов):

    • свобода законной экономической (предпринимательской) деятельности всех участников общественного производства;
    • всеобщность рыночных отношений;
    • договорный характер экономических отношений;
    • равноправие экономических агентов;
    • определенный уровень экономической ответственности;
    • свободное рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;
    • конкуренция, которая является основой рынка;
    • гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;
    • многообразие форм собственности;
    • устойчивые денежная и финансовая системы;
    • стабильная политическая обстановка.

Информация о работе Предмет и методы экономической теории