Предмет экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 21:47, контрольная работа

Описание работы

С развитием экономической теории как науки менялась трактовка ее предмета. Экономистов интересовал широкий круг проблем, и на разных этапах экономического развития во главе угла оказывались некоторые из них. Одни экономисты полагали, что предметом изучения экономической дисциплины являются проблемы материального благополучия общества; другие — проблемы социальной сферы и, прежде всего, многообразные задачи организации обмена и потребления; третьи — проблемы создания и распределения богатства; четвертые — проблемы повседневной хозяйственной деятельности людей. Постепенно выкристаллизовался предмет экономического анализа. Современное его определение исходит из того, что любое общество сталкивается с главной экономической проблемой: ресурсы общества ограничены или редки, а его материальные потребности безграничны

Файлы: 1 файл

Предмет экономической теории.docx

— 22.99 Кб (Скачать файл)

1.Предмет экономической теории

С развитием экономической теории как науки менялась трактовка ее предмета. Экономистов интересовал широкий круг проблем, и на разных этапах экономического развития во главе угла оказывались некоторые из них. Одни экономисты полагали, что предметом изучения экономической дисциплины являются проблемы материального благополучия общества; другие — проблемы социальной сферы и, прежде всего, многообразные задачи организации обмена и потребления; третьи — проблемы создания и распределения богатства; четвертые — проблемы повседневной хозяйственной деятельности людей. Постепенно выкристаллизовался предмет экономического анализа. Современное его определение исходит из того, что любое общество сталкивается с главной экономической проблемой: ресурсы общества ограничены или редки, а его материальные потребности безграничны. В конечном итоге все экономические проблемы сводятся к одной: как добиться наибольшей выгоды при наименьших затратах. Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

С точки зрения объекта изучения в общей экономической теории можно выделить три раздела: введение в экономическую теорию, микроэкономику и макроэкономику. Первый раздел имеет методологическое, фундаментальное значение, так как служит основным средством исследования двух следующих разделов — микроэкономики и макроэкономики. Экономическая теория формулирует свои принципы и законы на различных уровнях анализа. В зависимости от масштаба выделяют микро- и макроэкономику. Микроэкономика изучает малые экономические единицы, дает объяснение тому выбору, который делают частные лица, фирмы, правительственные агенты, рассматривает закономерности и последствия их функционирования в рыночной экономике. Макроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления. Она связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономерности государственной экономической политики. Четкой границы между микроэкономикой и макроэкономикой не существует, так как совокупность решений, принимаемых на микроуровне, определяет макроэкономические показатели функционирования экономики, и наоборот.

  Общее представление  о значении и состоянии экономической  теории в

современном мире

     Экономика - это  особая сфера общественной жизни  со своими законами,

проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический

потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения

физиологических и духовных потребностей людей. Великий английский экономист

конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно

сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект

спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то

есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот

сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию

природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В

отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом

театре.

     Для многих  поколений советских людей основным  источником экономических

знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма

и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена

традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными

положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как

несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.

 

    Сегодня интерес  образованных людей к экономической  теории все более

возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят

во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс"

писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию,

подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.

 

Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная практика, находятся

в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной

магистральной экономической теории дается с большим трудом. В последние

годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования

курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах

зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и

учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на

глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении

людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно

потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей

экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых

стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической

теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала

мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы,

происходящие в нашей экономике.  Этот курс должен быть небольшим по объему.

Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ

мышления", пер. с англ. 1991 г.), кто учит студентов, грешим в том, что

рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать. Желательно,

чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые

помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне

общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам

улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.

 

    Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется  и подвижность

науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-

разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил

термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на

свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая

наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на

экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы

отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия

между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях

рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.

 

     "Экономическая  теория, - говорил выдающийся английский  экономист

первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций,

применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее

методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".

 

Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое,

металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность,

могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем

рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый

стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для

накопления профессиональных знаний и отдыха. В то же время мы должны

признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются

практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа,

накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и

выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер

пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен

озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов;

владелец акций в панике с падением их курса и т.д.

 

Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически

изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ

состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она

не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к

кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение

науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а

предвидение - к действию.

 

     Большинство  взаимодействий в обществе направляется  и координируется

определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную

и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория

пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет

предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

Возникновение и развитие экономической теории

Экономическая теория в своем развитии прошла ряд этапов.

 

1. Истоки экономической  науки следует искать в учениях  мыслителей стран

Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Ксенофонт (430-354 гг. до н. э.) и

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) впервые вводят в научный оборот термин

"экономия", что означает  искусство ведения хозяйства. Аристотель

подразделял два термина: "экономика" (естественная хозяйственная

деятельность, связанная с производством продуктов) и "хремантистика"

(искусство наживать богатство, делать деньги).

 

2. Экономическая теория  как наука сложилась в период  становления

капитализма, зарождения первоначального капитала и прежде всего в сфере

торговли. На требования развития торговли экономическая наука откликается

появлением меркантилизма - первого направления политической экономии.

 

3. Учение меркантилистов  сводится к определению источника  происхождения

богатства. Источник богатства они выводили только из торговли и сферы

обращения. Само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название

"меркантильный" - денежный.

 

4. Учение Вильяма Петти (1623-1686) является переходным мостиком от

меркантилистов к классической политической экономии. Его заслуга в том, что

он впервые объявил источником богатства труд и землю.

 

5. Новое направление в  развитии политической экономии  представлено

физиократами, которые явились выразителями интересов землевладельцев.

Главным представителем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774).

Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд

только в земледелии.

 

6. Дальнейшее развитие  экономическая наука получила  в трудах Адама Смита

(1729-1790) и Давида Рикардо (1772-1783). А. Смит в книге "Исследование о

природе и причинах богатства народов" (1777 г.) систематизировал всю сумму

накопленных к тому времени экономических знаний, создал учение об

общественном разделении труда, раскрыл механизм свободного рынка, который

назвал "невидимой рукой". Давид Рикардо продолжил разработку теории А.

Смита в работе "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809-

1817). Он показал, что единственным  источником стоимости является  труд

рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной

платы, прибыли, процента, ренты).

 

7. Опираясь на высшие  достижения классической политической  экономии, К.

Маркс (1818-1883) раскрыл законы развития капитализма, его внутренний

источник самодвижения - противоречия; создал учение о двойственном

характере труда, воплощенного в товаре; учение о прибавочной стоимости;

показал исторически приходящий характер капитализма как формации.

Современные направления и школы экономической теории.

    Современная  экономическая  теория   характеризуется   неоднородностью,

наличием  ряда  направлений,  школ,  течений.  Такое  разнообразие  является

результатом расхождений в  определении  предмета  исследования  и  характера

теоретического  трактования  экономических  явлений,  соответственно  методу

изучения, его принципов,  а  также  основных  путей  влияния  на  социально-

экономические процессы и роли государства в их осуществлении.

    С конца XIX в. начинают  формироваться новые подходы  в экономической

науке и в течение длительного времени ее различные направления так или

иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории

стоимости и теории предельной полезности.  И в современной экономической

теории можно выделить три основных направления основанных на этих подходах:

-НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ.

-СОВРЕМЕННОЕ КЕЙНСИАНСТВО.

-ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ  В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

-ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.


Информация о работе Предмет экономической теории