Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 21:47, контрольная работа
С развитием экономической теории как науки менялась трактовка ее предмета. Экономистов интересовал широкий круг проблем, и на разных этапах экономического развития во главе угла оказывались некоторые из них. Одни экономисты полагали, что предметом изучения экономической дисциплины являются проблемы материального благополучия общества; другие — проблемы социальной сферы и, прежде всего, многообразные задачи организации обмена и потребления; третьи — проблемы создания и распределения богатства; четвертые — проблемы повседневной хозяйственной деятельности людей. Постепенно выкристаллизовался предмет экономического анализа. Современное его определение исходит из того, что любое общество сталкивается с главной экономической проблемой: ресурсы общества ограничены или редки, а его материальные потребности безграничны
1.Предмет экономической теории
С развитием экономической теории как науки менялась трактовка ее предмета. Экономистов интересовал широкий круг проблем, и на разных этапах экономического развития во главе угла оказывались некоторые из них. Одни экономисты полагали, что предметом изучения экономической дисциплины являются проблемы материального благополучия общества; другие — проблемы социальной сферы и, прежде всего, многообразные задачи организации обмена и потребления; третьи — проблемы создания и распределения богатства; четвертые — проблемы повседневной хозяйственной деятельности людей. Постепенно выкристаллизовался предмет экономического анализа. Современное его определение исходит из того, что любое общество сталкивается с главной экономической проблемой: ресурсы общества ограничены или редки, а его материальные потребности безграничны. В конечном итоге все экономические проблемы сводятся к одной: как добиться наибольшей выгоды при наименьших затратах. Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.
С точки зрения объекта изучения в общей экономической теории можно выделить три раздела: введение в экономическую теорию, микроэкономику и макроэкономику. Первый раздел имеет методологическое, фундаментальное значение, так как служит основным средством исследования двух следующих разделов — микроэкономики и макроэкономики. Экономическая теория формулирует свои принципы и законы на различных уровнях анализа. В зависимости от масштаба выделяют микро- и макроэкономику. Микроэкономика изучает малые экономические единицы, дает объяснение тому выбору, который делают частные лица, фирмы, правительственные агенты, рассматривает закономерности и последствия их функционирования в рыночной экономике. Макроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления. Она связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономерности государственной экономической политики. Четкой границы между микроэкономикой и макроэкономикой не существует, так как совокупность решений, принимаемых на микроуровне, определяет макроэкономические показатели функционирования экономики, и наоборот.
Общее представление
о значении и состоянии
современном мире
Экономика - это
особая сфера общественной
проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический
потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения
физиологических и духовных потребностей людей. Великий английский экономист
конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно
сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект
спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то
есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот
сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию
природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В
отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом
театре.
Для многих
поколений советских людей
знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма
и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена
традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными
положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как
несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.
Сегодня интерес
образованных людей к
возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят
во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс"
писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию,
подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.
Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная практика, находятся
в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной
магистральной экономической теории дается с большим трудом. В последние
годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования
курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах
зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и
учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на
глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении
людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно
потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей
экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых
стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической
теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала
мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы,
происходящие в нашей экономике. Этот курс должен быть небольшим по объему.
Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ
мышления", пер. с англ. 1991 г.), кто учит студентов, грешим в том, что
рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать. Желательно,
чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые
помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне
общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам
улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.
Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность
науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-
разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил
термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на
свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая
наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на
экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы
отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия
между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях
рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.
"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист
первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций,
применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее
методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".
Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое,
металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность,
могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем
рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый
стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для
накопления профессиональных знаний и отдыха. В то же время мы должны
признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются
практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа,
накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и
выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер
пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен
озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов;
владелец акций в панике с падением их курса и т.д.
Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически
изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ
состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она
не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к
кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение
науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а
предвидение - к действию.
Большинство
взаимодействий в обществе
определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную
и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория
пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет
предвидеть направленность в экономическом поведении людей.
Возникновение и развитие экономической теории
Экономическая теория в своем развитии прошла ряд этапов.
1. Истоки экономической
науки следует искать в
Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Ксенофонт (430-354 гг. до н. э.) и
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) впервые вводят в научный оборот термин
"экономия", что означает искусство ведения хозяйства. Аристотель
подразделял два термина: "экономика" (естественная хозяйственная
деятельность, связанная с производством продуктов) и "хремантистика"
(искусство наживать богатство, делать деньги).
2. Экономическая теория как наука сложилась в период становления
капитализма, зарождения первоначального капитала и прежде всего в сфере
торговли. На требования развития торговли экономическая наука откликается
появлением меркантилизма - первого направления политической экономии.
3. Учение меркантилистов
сводится к определению
богатства. Источник богатства они выводили только из торговли и сферы
обращения. Само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название
"меркантильный" - денежный.
4. Учение Вильяма Петти (1623-1686) является переходным мостиком от
меркантилистов к классической политической экономии. Его заслуга в том, что
он впервые объявил источником богатства труд и землю.
5. Новое направление в
развитии политической
физиократами, которые явились выразителями интересов землевладельцев.
Главным представителем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774).
Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд
только в земледелии.
6. Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита
(1729-1790) и Давида Рикардо (1772-1783). А. Смит в книге "Исследование о
природе и причинах богатства народов" (1777 г.) систематизировал всю сумму
накопленных к тому времени экономических знаний, создал учение об
общественном разделении труда, раскрыл механизм свободного рынка, который
назвал "невидимой рукой". Давид Рикардо продолжил разработку теории А.
Смита в работе "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809-
1817). Он показал, что единственным источником стоимости является труд
рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной
платы, прибыли, процента, ренты).
7. Опираясь на высшие
достижения классической
Маркс (1818-1883) раскрыл законы развития капитализма, его внутренний
источник самодвижения - противоречия; создал учение о двойственном
характере труда, воплощенного в товаре; учение о прибавочной стоимости;
показал исторически приходящий характер капитализма как формации.
Современные направления и школы экономической теории.
Современная экономическая теория характеризуется неоднородностью,
наличием ряда направлений, школ, течений. Такое разнообразие является
результатом расхождений в определении предмета исследования и характера
теоретического трактования экономических явлений, соответственно методу
изучения, его принципов, а также основных путей влияния на социально-
экономические процессы и роли государства в их осуществлении.
С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической
науке и в течение длительного времени ее различные направления так или
иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории
стоимости и теории предельной полезности. И в современной экономической
теории можно выделить три основных направления основанных на этих подходах:
-НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ.
-СОВРЕМЕННОЕ КЕЙНСИАНСТВО.
-ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
-ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.