Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 09:54, лекция
Макроэкономика – (от греч. macros – большой и экономика) – часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются свободные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении
Предмет экономической теории
С начала 1930–х годов предмет экономической теории был разделен на две составные части: микроэкономику и макроэкономику.
Макроэкономика – (от греч. macros – большой и экономика) – часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются свободные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Макроэкономика изучает средние по стране показатели, такие как средние доходы, средняя заработная плата, цены, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда. Предметом макроэкономики являются обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны, и происходящие в ней экономические процессы, структурные пропорции.
Микроэкономика – (от греч. micros – малый) – часть, раздел, область экономической науки, связанная с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, потребителей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними, отдельных рынков. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления.
Объектом изучения микроэкономика так же служат отношения между производителями и государством на различных рынках.
Современная трактовка предмета – изучается поведение человека с позиции ограниченности ресурсов и их альтернативного использования.
Базовые экономические понятия
Вопрос 1. Основное противоречие экономического развития
Данное противоречие экономического развития решается путем выбора.
Вопрос 2. Потребности
Потребности – это нужда в чем-либо, необходимость для поддержания жизнедеятельности и гармоничного развития личности, фирмы и общества в целом. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. Потребности подразделяются на:
Вопрос 3. Блага
Благо – это все то (товары, услуги и др.), что используется для удовлетворения потребностей.
Блага подразделяют на:
Экономические в свою очередь в зависимости от времени использования блага в потреблении делятся на:
По целевому назначению блага можно разделить на потребительские и ресурсы.
1. Потребительские блага – это блага, которые непосредственно используются потребителями
2. Ресурсы – это экономические блага, которые используются в процессе производства.
Среди благ выделяют также:
Вопрос 4. Ресурсы
Экономические ресурсы – все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, то есть экономических благ. Ресурсы делят на:
Экономические ресурсы ограниченны, поэтому одновременное и полное удовлетворение всех потребностей общества принципиально не возможно. Возникает проблема экономического выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей человека.
Все имеющиеся у общества ресурсы, в том числе и время, имеют альтернативный характер.
Альтернатива – один из двух возможных взаимоисключающих путей.
Вопрос 5. Экономический кругооборот
Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ между экономическими агентами, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Основными агентами являются:
1. Домохозяйства (семья) – предъявляют спрос на потребительские товары и одновременно поставляют экономические ресурсы (труд и др.).
2. Предпринимательский сектор (фирмы) – предъявляют спрос на ресурсы, предлагая в свою очередь потребительские товары и услуги.
Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом движения ресурсов, потребительских благ и доходов (рис.3).
Так же в модель кругооборота может быть включен:
3. Государственный сектор (государство) – предоставляет специфические блага: безопасность, науку, инфраструктуру и за это собирает часть денег в виде налогов (рис.)
Вопрос 6 Экономические системы
Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов, отвечающих за структуру общества; порядок обмена и потребления экономических благ; производственные отношения.
Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции.
Выделяют четыре экономические системы:
1. Традиционную – отношения строятся на основе традиций. Распределение, обмен и потребление благ осуществляется в зависимости от положения человека в обществе, и закрепляются традицией, моралью, религией. Отсутствует общественное разделение труда. Потребности удовлетворяются только за счет собственных ресурсов. Экономика изолирована от внешнего мира. Система характерна для племенных общин и экономически отсталых стран.
2. Рыночную – цены играют основную роль в распределении ресурсов и выборе товаров. Система основывается на трех принципах: частной собственности, свободном образовании цен, конкуренции. Ограничивается роль государства. Главная движущая сила экономики – личный интерес.
3. Плановую (административно-командную) – распределение ресурсов и производство планируется централизовано. Система основывается на принципах: государственная собственность, директивное ценообразование, централизованное планирование. Монополизм производства. Доход в обществе зависит от должности.
4. Смешанную – сочетание свободного рынка с элементами государственного регулирования. При этом государство имеет право: определять таможенную и налоговую политику, иметь свой коммерческий сектор на рынке, контролировать цены, ограничивать монополию.
Микроэкономика
Тема 2.1. Спрос и предложение
Вопрос 1. Спрос: понятие, кривая, функция. Закон спроса
Спрос (d) – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и хотят заплатить за нужный им товар или услугу. По сути, это разное количество товара или услуг, которое захотят купить потребители при разном уровне цен. Изменение спроса связано с действием неценовых факторов.
Спрос на товар определяется всей кривой спроса (см. рис.5).
Перемещение по этой кривой, например из точки A в точку B, показывает изменение величины спроса.
Величина спроса – это количество товара или услуги, которое готовы купить потребители в определенное время по определенной цене. Величина спроса зависит только от цены (ценовых факторов).
Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Линейная функция спроса имеет вид:
Qd = Q0 - k ∙ Р, (1)
где, k = ΔQ / ΔР
К неценовым факторам относят:
1. Размер доходов потребителей;
2. Изменение
вкусов и предпочтений
3. Цены на другие товары (субституты, комплементы);
4. Общее число покупателей;
5. Инфляционные и дефицитные ожидания;
6. Накопленное имущество.
Закон спроса – обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Чем выше цена, тем меньше величина спроса (см. график).
Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса.
Вопрос 2. Предложение: понятие, кривая, функция. Закон предложения
Предложение (S) – это разное количество товара или услуги, представленных производителем к продаже при разных значениях цены. Изменение предложения связано с действием неценовых факторов.
Движение по кривой предложения из точки A в точку B связано с изменением величины предложения. Величина предложения – это конкретное количество товара или услуги, которое производитель готов продать по определенной цене. Величина предложения зависит от цены (ценовых факторов).
Функция предложения – определяет объем предложения в зависимости от определяющих его факторов. Линейная функция предложения имеет вид:
Qs = Q0 + k ∙ Р, (2)
где, k = ΔQ / ΔР
К неценовым факторам относят:
1. Цены факторов производства (исходные ресурсы);
2. Технологические возможности производителя;
3. Цены на другие товары (субституты, комплементы);
4. Число товаропроизводителей (продавцов);
5. Ценовые
и дефицитные ожидания
6. Налоги и субсидии.
Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Закон предложения – это прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. Чем выше цена, тем выше величина предложения (см. график).
Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения.
Вопрос 3. Равновесие спроса и предложения. Варианты комбинирования линий спроса и предложений
Рыночное равновесие – это состояние рынка, для которого характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений (взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения). По сути, это ситуация на рынке, когда планы продавцов и покупателей совпадают.
Выделяют:
На рис. точка Е – точка равновесия – точка пересечения кривой спроса и кривой предложения. Цена, уравновешивающая спрос и предложение, называется равновесной ценой (РЕ), а соответствующий ей объем – равновесным объемом (QЕ).
Рис.12. Равновесие спроса и предложения
Отклонения от равновесия:
а) Если цена устанавливается выше равновесной (Р1> РЕ), то Qd<Qs – возникает избыток товаров на рынке, равный величине Qs – Qd;
б) Если цена устанавливается ниже равновесной (Р2< РЕ), то Qd>Qs – возникает избыток товаров на рынке, равный величине Qd –Qs.
Рациональное поведение потребителя
Вопрос 1. Полезность блага. Количественный подход
Полезность является целью потребления, однако существует ряд ограничений, не позволяющих человеку потреблять все, чего он хочет. Полезность – это обозначение того удовольствия или удовлетворения, которое человек получает от потребления определенного товара или услуги.