Предмет экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 09:54, лекция

Описание работы

Макроэкономика – (от греч. macros – большой и экономика) – часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются свободные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по экономической теории для заочников.docx

— 65.64 Кб (Скачать файл)

Выделяют два подхода к определению полезности:

  1. Количественный (кардиналистский) подход;
  2. Порядковый (ординалистский) подход.

 

Количественный подход

Авторы: Джевис, Менгер, Вальрас. Считают, что потребитель всегда принимает решения приростного характера (купить больше, чем было и т.д.). Выявили закономерность: потребляемые последовательно части конкретного блага обладают убывающей полезностью. То есть, чем большим количеством блага мы обладаем, тем, меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Например, в жару Вы выпиваете первый бокал кваса, потом второй, а третий – уже оставляете недопитым. Соответственно, полезность кваса в третьем случае снизилась для Вас до минимума (нуля). Ввели понятия:

1. Предельная полезность (MU) – это полезность, которую извлекает потребитель из дополнительной единицы блага. С потреблением дополнительной единицы блага предельная полезность падает.

2. Общая полезность (TU) – это удовлетворение, полученное в результате потребления общего количества блага за определенный период времени. С потреблением дополнительной единицы блага общая полезность растет.

Закон убывающей предельной полезности: По мере увеличения количества потребляемого блага степень насыщения потребностей растет, а прирост полезности с каждой новой единицей блага уменьшается. Поэтому каждая последующая потребляемая единица блага обладает меньшей предельной полезностью, чем предыдущая.

Закон Госсена (или Оптимальный потребительский выбор) заключается в максимизации функции полезности рационального потребителя в условиях ограниченных ресурсов. Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход полностью распределяется таким образом, что каждый дополнительный рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

 

Вопрос 2. Порядковый подход

Авторы: Фишер, Парето, Ален. Считают, что максимизация полезности осуществляется путем выбора потребителем наиболее предпочтительного товара из всех доступных для него.

 

Кривые безразличия

Графически предпочтения потребителей можно показать с помощью кривых безразличия – кривой, показывающей различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя; кривой, показывающей альтернативные наборы товаров, обеспечивающих одинаковый уровень полезности.

Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия.

 

Рис.27. Карта безразличия

 

Конфигурация кривой безразличия определяется предельной нормой замещения (MRS) – показывает количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение или увеличение потребления другого блага на одну дополнительную единицу.

Производство и производственные отношения

 

Вопрос 1. Производство, факторы производства

Производство – это процесс создания благ. Производство – это деятельность по использованию факторов производства (труд (L), земля (M), капитал (K), предпринимательские способности (N)) с целью достижения наилучшего результата. Результатом процесса производства является произведенный продукт – то есть благо, существующее длительное время.

Выделяют:

1. Натуральное производство – это производство, при котором продукты производятся не для обмена, а для собственного потребления через прямое распределение.

2. Товарное производство – производство, где продукты становятся товарами, то есть они предназначены не для собственного потребления, а для обмена через куплю-продажу с помощью денег.

Товарное производство


 

Простое – наемный                                                        Капиталистическое -

труд не применяется                                                работают наемные рабочие

 

 

Экономические ресурсы, используемые в процессе производства называются факторами производства.

 

Вопрос 2. Производственные возможности. Кривая производственных возможностей

Производственные возможности – это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

В условиях ограниченности ресурсов перед обществом всегда стоит проблема выбора приоритетного направления производства товаров. Так, изменяя структуру производства в пользу потребления, страна уменьшает долю самого производства. С другой стороны, расширение производства за счет снижения потребления, ведет к снижению уровня жизни населения.

Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей (сокращенно КПВ). Кривая производственных возможностей – это кривая, показывающая различные комбинации двух товаров или услуг, которые могут быть произведены при полном и наиболее эффективном использовании ресурсов и неизменной технологии.

Количество средств


производства)                            А


                                                           В             F


                                                 Е


                                                                     С


                                                                       D 


 


Количество предметов

потребления)

Рис.41. Кривая производственных возможностей

 

где: Линия АВСD – граница производственных возможностей;

Точки на границе (А, В, С, D) – это вариант комбинирования товаров – точки соответствуют полному и эффективному использованию ограниченных ресурсов;

Точка внутри кривой (Е) – свидетельствует о неэффективном выпуске продукции, так как не все ресурсы использованы до конца;

Точка вне кривой (F) – свидетельствует о недостижимости выпуска продукции при данном уровне применяемых технологий и имеющихся ресурсах.

Выпуклость (от начала координат) кривой производственных возможностей объясняется действием закона возрастающих альтернативных издержек.

Нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется тем, что экономика функционирует в условиях ограниченности и полной занятости ресурсов.

Вывод: в соответствии с графиком получается, что для увеличения производства одного товара необходимо снизить производство другого товара.

Расширение границы производственных возможностей связано с экономическим ростом. Экономический рост – это способность страны производить больший объем продукции, что выражается в смещении кривой производственных возможностей вправо.

          равномерный                                                одностороннее развитие

экономический рост

Рис.42. Сдвиг кривой производственных возможностей

 

Пример одностороннего развития: в постсоветском пространстве потребительский рынок был дефицитен, поэтому с появлением возможности выбора, были в первую очередь расширены отрасли, связанные с производством предметов потребления.

 

Предприятие как основной субъект экономических отношений

 

Вопрос 1. Производственное предприятие: сущность, классификация

Предприятие – это обособленный субъект рынка, обладающий производственной и финансовой самостоятельностью, зарегистрированный как юридическое лицо, имеющий счет в банке и другие нормативно-закрепленные права.

Предприятие может трактоваться как синоним фирмы. Фирма – это организация или учреждение, владеющее одним или несколькими предприятиями и управляющее деятельностью этих предприятий.

Предприятие (фирма) осуществляет коммерческую деятельность, производя товары и услуги для продажи с целью получения экономической выгоды – прибыли.

Предприятия классифицируют по ряду признаков:

I. Размеры предприятий

1. Малые  – к ним относят, если доля  государства и иных организаций  в уставном капитале организации  не более 25%, а численность работников  не превышает 100 человек.

2. Крупные.

II. Правовые формы:

1. Частнопредпринимательская  фирма – это фирма, владелец  которой самостоятельно ведет  дела, получает всю прибыль и  несет неограниченную ответственность  по ее долгам всем своим  имуществом.

2. Партнерство  – фирма, организованная рядом  лиц, совместно владеющих и управляющих  предприятием.

3. Корпорация  – фирма, имеющая форму юридического  лица, где права и ответственность  каждого собственника ограничена  его вкладом в данное предприятие.

III. Структура предприятий:

1. Узкоспециализированные  – изготавливают ограниченный  ассортимент продукции. Например, производство  чугуна.

2. Многопрофильные  – выпускают продукцию широкого  ассортимента и различного назначения. Например, изготовление авто, стиральных  машин, велосипедов.

3. Комбинированные  – один вид сырья или продукции  превращается последовательно в  другой, а затем в третий. Например, выращивание хлопка, изготовление  волокна, полотна, одежды.

IV. Организационно-правовые формы (см. рис.).




 



 










 


 

Рис.. Организационно-правовые формы коммерческих организаций

 

Теория затрат

Затраты – это сумма средств (материальных, трудовых, финансовых), использованных в процессе производства. Часто понятие затрат заменяют понятием «издержки».

Все затраты носят альтернативный характер.

Выделяют:

1. Постоянные (фиксированные, условно-постоянные) затраты (FC) – это затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, а изменяется лишь относительная величина данных затрат на единицу продукции (аренда, затраты на амортизацию, аренду, лизинг, % по кредитам; оплата труда управленческого персонала и др.).

При увеличении объема выпуска продукции величина постоянных затрат в сумме остается неизменной, но в расчете на единицу продукции – уменьшается. С этой точки зрения – больший объем производства предпочтителен.

Графическое изображение постоянных затрат представлено на рисунке.

Рис.52. Графическое изображение постоянных затрат

 

2. Переменные затраты (условно-переменные) (VC) – это затраты, величина которых зависит от объема выпускаемой продукции: чем больше объем производства, тем больше переменных затрат и наоборот. К ним относят: затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, коммунальные услуги, используемые в производстве; заработную плату основных производственных рабочих, работающих по «сделке». К непроизводственным переменным затратам относят расходы на упаковку продукции, транспортные расходы, комиссионные выплаты и др.

При увеличении объема выпуска продукции (несмотря на то, что в расчете на единицу продукции размер переменных затрат остается неизменным) величина совокупных переменных затрат увеличивается, С этой точки зрения больший объем производства способствует формированию больших переменных затрат.

Графическое изображение переменных затрат может быть представлено как:

В упрощенном виде график переменных затрат следующий:

 

Рис. Графическое изображение переменных затрат в упрощенном виде

 

3. Общие (валовые) затраты (TC) – это сумма затрат для производства данного товара.

TC = FC + VC     (25)

Рис.54. Графическое изображение общих затрат

 

4. Средние  затраты – показывают во сколько  обходятся затраты производителю  для производства единицы продукции  в среднем. Выделяют:

4.1. Средние постоянные затраты (AFC) – это постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции.

 

AFC = FC       (27)

                                                            Q

 

4.2. Средние переменные затраты (AVC) – это переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции.

 

AVC = VC             (28)

                                                          Q

 

4.3. Средние общие затраты (ATC) – показывают общие затраты на единицу продукции. Сокращенно иногда обозначают АС.

 

ATC =  TC  =  FC + VC  = AFC + AVC                     (29)

                              Q              Q

Информация о работе Предмет экономической теории