Предмет,метод и содержание курса экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:09, реферат

Описание работы

История экономических учений -- фундаментальная экономическая наука, изучающая эволюцию экономической теории.
Решение проблемы определения положения изучаемого предмета или явления в совокупности всех причинно-следственных связей экономических процессов приводит к рассмотрению развития как самого предмета, так и способов его изучения в исторической ретроспективе.

Файлы: 1 файл

История экономических учений.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

В данную эпоху экономика  благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной  к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув  своего апогея в конце XIX -- начале XX вв., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации  и обрел признаки монополизированного  типа хозяйства.

Но именно обозначенные типы хозяйствования, обусловленные  преобладанием идеи саморегулируемости экономики свободной конкуренцией, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической науке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.

Классическая политическая экономия занимала «командные высоты»  в экономической теории практически  около 200 лет -- с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки. Ее лидеры, во многом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основательно противостояли антирыночным реформаторским концепциям первой половины XIX в., изложенным в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливости на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывавших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего «зла» капиталистического настоящего.

Вместе с тем «классики» совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи  и взаимообусловленности факторов экономической среды с факторами  национально-исторического и социального  свойства, настаивая на незыблемости принципов «чистой» экономической  теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении  в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.

Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию, неоклассическая экономическая  теория стала ее преемницей, прежде всего, благодаря сохранению «верности» идеалам «чистой» экономической  науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах.

Главным же в этой связи  явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом «языке» маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности  и способствовавших обособлению  в ее составе самостоятельного раздела -- микроэкономики.

2.3 Экономические учения  эпохи регулируемой (социально ориентированной)  рыночной экономики

Данная эпоха -- эпоха  новейшей истории экономических  учений -- берет свое начало с 20-30-х  гг. XX в., т.е. с тех пор, когда в  полной мере обозначили себя антимонопольные  концепции и идеи социального  контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность  принципа экономического либерализма  и нацеливающие на многообразные  меры демонополизации хозяйства  посредством государственного вмешательства  в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях.

В этой связи имеются  в виду, во-первых, новое, сложившееся  к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное  направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его  научных течениях часто просто называют американским институционализмом, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления «кейнсианское» (Кейнсианство - экономическое учение, основоположником которого является Дж.М. Кейнс, отстаивающее необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь, посредством как косвенных, так и прямых методов воздействия на рыночный механизм) и «неолиберальное» (Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования хозяйства, свободного от излишней регламентации) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории -- макроэкономике.

В результате на протяжении последних семи-восьми десятилетий  завершающегося XX в. экономическая теория смогла вынести на суд общественности ряд принципиально новых и неординарных сценариев возможных вариантов (моделей) роста национальной экономики государств в условиях переживаемых ими небывалых прежде проблем, вызванных последствиями современной научно-технической революции. Экономическая наука наших детей как никогда близка к выработке наиболее достоверных «рецептов» на пути к стиранию социальных контрастов в цивилизованном обществе и формированию в нем действительно нового образа жизни и мышления.

К примеру, теперь ученые-экономисты многих стран в обозначении прошлого и будущего состояния общества не прибегают более к противопоставлению друг другу (во всяком случае, явному) бывших антиподов экономической теории -- «капитализма» (Капитализм - экономическая  система, в которой широко распространена частная собственность на факторы  производства, а распределение произведенного продукта, товаров, благ, услуг осуществляется в основном посредством рынка. Капитализму свойственны свободное предпринимательство, конкуренция, стремление производителей и продавцов товаров к извлечению прибыли) и «социализма» (Социалимзм -- экономическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая заменяет собой частную собственность) и соответственно «капиталистической» и «социалистической теории». Вместо них всеобщее распространение в экономической литературе получают теоретические изыскания о «рыночной экономике» или «рыночных экономических отношениях».

В завершение необходимо отметить, что  посредством предложенной Ядгаровым Я.С. неклассовой структуры курса истории экономических учений преследуется решение двуединой задачи, а именно -- обосновать, что необходимы идеологизированные принципы периодизации направлений и этапов эволюции экономической мысли как времен предыстории рыночной экономики и рыночной экономической теории, так и сегодняшних реалий в теории и практике регулируемого (социально ориентированного) рынка и что критерием прогресса науки и истины никогда не должны быть ни «всеобщее согласие», ни «согласие большинства».

Изучение экономической среды  в целом и конкретного экономического явления в частности требует  от исследователя организации систематичности  самого исследовательского процесса. Степень данной организованности и  ее характер и будут влиять на характер результатов исследования и их согласованность  вокруг поставленной проблемы. При  этом дробление экономического явления  на фрагменты определяет частность  подхода к его изучению.

Соблюдение условия организации системы изучения явления позволяет проявить в целостном экономическом элементе принцип его незавершенности по сравнению с другими элементами. Данные тенденции присутствуют в развитии экономических учений Древнего Востока, античного мира и средневековья.

3. Методология истории  экономических учений

Как и любая другая социальная дисциплина, история экономических  учений базируется на основных принципах  определенной методологии.

Тенденции развития интересующего  экономиста явления могут быть выявлены наиболее рациональным образом на основе анализа взаимодействия характеристик  данного явления, находящих свое отражение в основных этапах развития экономической науки. При этом структура  исследовательского действия должна совпадать  со структурой единого целостного устройства функционирующего экономического исследуемого явления в зависимости от изменения взглядов на его развитие на конкретном этапе развития экономической науки.

Методология исторического  анализа строится на определенных принципах:

- во-первых, принцип научной  абстракции: становление любой экономической  категории рассматривается в  виде "чистой" модели функционирования, то есть в рамках механизма  внутренних причинно-следственных  связей. Это позволяет выявить  внутреннюю природу большинства  экономических процессов и явлений и совершить первый шаг в сторону практической иерархии всех экономических феноменов;

- во-вторых, принцип материалистической  диалектики: развитие экономики  - это изначально процесс реального  производства в различных его  формах, и потому теоретическая  экономика оперирует категориями,  отражающими этот материальный  процесс, причем, в нашем курсе  с позиций классической диалектики: спонтанного становления, накопления  сущностных характеристик, модификации  в результате действия внутреннего  противоречия и перехода в  иное качественное состояние;

- в-третьих, принцип  историзма, что определено самим  предметом курса: ведь мы анализируем  не только теоретическую эволюцию  представлений об экономическом  базисе, но и историческую составляющую. Ретроспективный взгляд выявляет  не только особенности экономической  истории концепций в различных  странах, но и общий алгоритм  функционирования хозяйственных  систем, несмотря на исторические  обстоятельства, этнографические и правовые особенности, различность мировоззренческих установок;

- в-четвертых, принцип  монизма как основополагающий  и системообразующий элемент. Все многообразие мнений, представлений об экономике в различные эпохи анализируется через призму одного критерия- всеобщности развития, поэтому история экономических учений носит наднациональный характер.

Кроме того необходимо отметить. Что развитие любой науки. В том  числе и истории экономических  учений, зависит от совершенствования  методов её исследования. Поэтому  в течение развития экономической  мысли менялись и методы, которыми пользовались различные ученые.

В работах современных  экономистов нередко встречаются  ссылки на работы, на авторитет, на методологию  классиков. В чем же она заключалась? Вот несколько примеров из истории  экономических учений:

1. Метод исследования, по словам Милля, включает два  исходных постулата. Во-первых, как  правило, выводы и заключения  справедливы лишь при определенных  условиях. Во-вторых, из этого следует,  что они не могут и не  должны носить универсального  характера. Милль уточняет: не  только цена изменяется под  воздействием спроса и предложения.  Имеет место и обратная зависимость  - сама цена оказывает влияние  и изменяет спрос и предложение.  Здесь важен методологический  принцип - причина и следствие  в экономической практике нередко  меняются местами. То, что было  причиной, может стать затем следствием, и наоборот, следствие занимает  место причины.

2. Экономисты, которых принято относить  к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

Одна из особенностей неоклассической  школы - широкое использование графиков, схем, экономических моделей. Это  не только иллюстративный материал, но и инструмент теоретического анализа.

3. Маршалл расширил категорийный аппарат, предложил ряд новых подходов, обогатил методологию. Один из приемов анализа состоит в том, что все элементы, кроме одного, принимаются в качестве постоянных, затем тщательно изучаются последствия происходящих изменений. Основной принцип - учет взаимодействия спроса и предложения как важнейших слагаемых, определяющих рыночные процессы и явления.

4. Ф. Лист считается основоположником  исторической школы, одним из  разработчиков исторического метода  в политической экономии.

5. Сравнительный метод в экономической  науке - наиболее надежный и  результативный инструмент изучения  экономической реальности.

Информация о работе Предмет,метод и содержание курса экономических учений