Предмет,метод и содержание курса экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:09, реферат

Описание работы

История экономических учений -- фундаментальная экономическая наука, изучающая эволюцию экономической теории.
Решение проблемы определения положения изучаемого предмета или явления в совокупности всех причинно-следственных связей экономических процессов приводит к рассмотрению развития как самого предмета, так и способов его изучения в исторической ретроспективе.

Файлы: 1 файл

История экономических учений.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

6. Сравнивая идеальную «модель»  с действительным процессом экономического  развития, Вебер отслеживает степень  отклонения реальной системы  отношений от идеала. Это - метод  исследования исторического развития  народов, сопоставления национальной  практики и общетеоретической  модели.

7. Современная экономическая теория так или иначе связана с теорией и методологией Кейнса. Кейнс ввел в арсенал экономической науки новые методологические подходы. Обосновал роль мультипликационного эффекта, кредитной политики, показал значение ряда других инструментов.

8. Идею «неоклассического синтеза»  выдвинул американский экономист  Пол Самуэльсон. «Синтез», по Самуэльсону, заключается в согласовании теории трудовой стоимости и теории предельной полезности, анализа на микро- и макроуровне, подходов к изучению статики и динамики, взаимосвязанного анализа равновесия и отклонения от него, плавного и дискретного развития. Характерной чертой становится использование различных способов экономического анализа, широкое применение экономико-математических методов. Математические модели и расчеты помогают уточнить логические обоснования, выявить функциональные взаимосвязи, проверить выводы и предсказания.

Таким образом, на всем протяжении развития экономической мысли четко прослеживается развитие и разнообразие методологии, позволяющей изучить те или иные явления в экономике.

В данной главе приведена только малая часть тех методов которые могут быть использованы при изучении истории экономических учений. Но это основные методы, применяемые когда-либо.

В чем же заключается их сущность? Итак, суть всех методов склоняется к нескольким определениям, которые  необходимо уяснить, чтобы разбираться  в тонкостях каждого метода:

v Историческое и логическое (философские категории, раскрывающие важные особенности процесса развития, а также соотношение между логическим развитием мысли и реальной историей предмета. Историческое выражает структурные и функциональные процессы возникновения и формирования данного объекта. Логическое - те соотношения, законы, связи и взаимодействия его сторон, которые существуют в развитом состоянии объекта);

v Абстрактное и конкретное (Абстрактное - сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое. Конкретное - многостороннее, сложное, развитое, целостное);

v Анализ и синтез (в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях).

 

 

Заключение

В итоге данной работы необходимо попытаться выделить наиболее существенные факторы, под воздействием которых формируются и эволюционируют экономические взгляды и концепции, т.е. предмет, изучаемый историей экономических  учений.

Вполне очевидно, что  появление тех или иных идей и  положений так или иначе связано с объективными условиями, потребностями и интересами живой экономической практики. К примеру, своей популярностью, возникшей во второй половине 70-х гг., монетаризм обязан обострившейся инфляции, проблему которой стремились разрешить представители школы.

На формирование и развитие экономических теорий воздействуют:

- труды и взгляды  представителей более ранних  концепций, их подходы, терминология, проблематика;

- взаимовлияние национальных  школ;

- развитие смежных разделов  экономической науки - статистики, математики, демографии, социологии  и др.;

- совершенствование методов  научного исследования;

- расширение (изменение)  тематики и взглядов на предмет  экономической науки;

- взаимосвязь и согласование  отдельных разделов экономической  теории, наличие или, напротив, отсутствие  внутренней логичности, сопряженности  экономических законов и категорий.

На развитие и содержание экономической науки воздействуют многие тесно взаимосвязанные факторы. Эволюция экономических взглядов и  концепций протекает под влиянием практических нужд и потребностей, в процессе сопоставления и уточнения  различных подходов, позиций, методов, при известной консервативности и несомненной преемственности  знаний и выводов.

Список используемой литературы

1. Бартенев С.А. История экономических  учений в вопросах и ответах. - М., 1998.

2. Бартенев С.А. Экономические  теории и школы (история и  современность): Курс лекций. - М., 1996.

3. История экономических учений: Учебник для вузов/ под ред.  проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова. - М., 2004.

4. История экономических учений: Учебное пособие/ И.П. Павлова,  Е.А. Владимирский, А.А. Оводенко и др. - СПб., 1996.

5. Философский словарь/ под ред.  И.Т. Фролова. - М., 1992.

6. Экономический словарь/ под  ред. А.И. Архипова. - М., 1998.

7. Ядгаров Я.С. «История экономических учений». - М., 1996.


Информация о работе Предмет,метод и содержание курса экономических учений