Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные тенденции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование предпринимательской деятельности с целью выявления проблем и недостатков ее применения в современной экономике.
Достижение поставленной темы обусловлено необходимостью реализации следующих задач:
определить понятие и сущность предпринимательской деятельности;
рассмотреть виды и функции предпринимательства;
изучить организационно-правовые формы предпринимательства;
провести анализ современных тенденций и описать современное состояние предпринимательства в России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы исследования предпринимательской деятельности……………………………………………………………………...
1.1. Понятие и сущность предпринимательства………………………………..
1.2. Виды предпринимательства……………………………………
1.3.Организационно правовые формы предпринимательской деятельности…
Глава 2. Современные тенденции предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………………….
2.1.Эволюция предпринимательской деятельности в России…………………..
2.2.Современное состояние предпринимательской деятельности………………
2.3.Тенденции предпринимательской деятельности в России…………………...
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая 2012.docx

— 100.51 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение высшего 

профессионального образования 

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО» 

 

АРЗАМАССКИЙ ФИЛИАЛ

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И  ПРАВА

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

 

Студента очной формы обучения, гр. 6-Б11 ГМУ/12

Направления подготовки

081100 Государственное и муниципальное управление

Платонова Максима Юрьевича

на тему: «Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные тенденции в России»

 

 

 

                   Научный руководитель:  к.э.н., доцент  Федотова Е.И.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы исследования предпринимательской деятельности……………………………………………………………………...

1.1. Понятие и сущность  предпринимательства………………………………..

1.2. Виды предпринимательства……………………………………

1.3.Организационно правовые формы предпринимательской  деятельности…

Глава 2. Современные тенденции предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………………….

2.1.Эволюция предпринимательской  деятельности  в России…………………..

2.2.Современное состояние  предпринимательской деятельности………………

2.3.Тенденции предпринимательской  деятельности в России…………………...

Заключение…………………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………………..

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

  Проблеме изучения  предпринимательской деятельности  посвящено достаточное количество  трудов отечественных и зарубежных  ученых таких как: С.А Брю, Й.А Шумпетер ,Я.Ф Борисов, М.Н Чекурин, А.Ф Журавлева Л.И Абалкин и другие.

  Однако, проблемам практического  применения предпринимательской  деятельности в современной экономики  уделяется явно недостаточное внимание, поэтому выбранная тема является актуальной и предоставляет особый интерес для исследования.

  Целью курсовой работы  является исследование предпринимательской  деятельности с целью выявления  проблем и недостатков ее применения  в современной экономике.

  Достижение поставленной  темы обусловлено необходимостью  реализации следующих задач:

  • определить понятие и сущность предпринимательской деятельности;
  • рассмотреть виды и функции предпринимательства;
  • изучить организационно-правовые формы предпринимательства;
  • провести анализ современных тенденций и описать современное состояние предпринимательства в России;

  Объектом исследования  в курсовой работе  выступает предпринимательство в процессе социальных изменений. Предметом исследования является подходы к исследованию бизнеса и предпринимательства.

Теоретической основой курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по экономической теории, экономики социологии труда, экономики организации и другие.

Базой исследования являются законодательные и нормативные  акты, Гражданский кодекс РФ, отчетные, программные и прогнозируемые материалы, СМИ, социальная сеть-интернет.

Методами исследования в курсовой работе являются диалектический и формально-логический, анализ и синтез индукции и дедукции, систематичный и структурно-функциональные подходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования предпринимательской деятельности

    1. Понятие и сущность предпринимательства

Предпринимательство в нашей  стране находится вместе с развитием  рыночной экономики в стадии становления, равно как и научно- методические подходы к его организации и определению эффективности деятельности. В западных странах с научно-практической точки зрения современное предпринимательство характеризуется как особый новаторский, анти- бюрократический вид (стиль) хозяйствования, в основе которого находится поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников. Наиболее типичное и емкое, на наш взгляд, определение предпринимательства дано в работе американских ученых Р. Хизрича и М. Питерса: «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым».1Й.Шумпетер считает, что для развития предпринимательства необходимо два составляющих фактора: а) организационно-хозяйственное новаторство; б) экономическая свобода. Он является защитником свободного предпринимательства.2

П. Друкер считает, что предпринимательство основано на экономической и социальной теориях, согласно которым изменение – вполне нормальное и естественное явление. Новые идеи как раз и составляют смысловую основу термина «предпринимательство», поэтому предпринимательской задачей является «созидательное разрушение». Предпринимателей, подчеркивает П. Друкер, отличает инновационный тип мышления. И далее -предпринимательским является предприятие не потому, что оно новое, и не потому, что оно небольшое (мелкое), хотя и быстро развивающееся, а потому, что в основе его деятельности лежит осознание того факта, что выпускаемые изделия имеют индивидуальные характеристики, спрос на них вырос до такой степени, что образовалась «рыночная ниша», а новая техника делает возможным превращение сложных операций в научный процесс.

Функциональной деятельностью  предпринимательства, как считал П. Друкер, являются нововведения во всех сферах деятельности, в том числе  и в управлении. Поэтому управление, отмечал ученый, представляет собой  новую технологию, которая делает американскую экономику и общество предпринимательскими. Этот тезис имеет  важнейшее значение и для российской экономики. Исходя из приведенных положений, правомерно утверждать, что предпринимательство является особым, новаторским, антибюрократическим стилем хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. Такой подход следовало бы использовать и в целях повышения темпов развития нашей страны. Большое теоретическое и практическое значение имеет, по нашему мнению, точка зрения П. Друкера о сущности понятий «предпринимательская экономика», «предпринимательское общество», «предпринимательское управление». Он исследует проблемы формирования предпринимательской среды, мотивации предпринимателей, условий осуществления ими своего бизнеса.3В конечном итоге во всех научных определениях предпринимательства учеными Запада, по сути, речь идет о таком поведении (процессе), в котором требуется проявление инициативы, организации и реорганизации социально-экономического механизма, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию и взять на себя ответственность за возможную неудачу, то есть готовность рисковать. В определении, как видно, сочетаются экономический, социальный, личностный и управленческий подходы. В сущности, категория «предпринимательство» сродни другому понятию — «инновация». Много лет на всех уровнях управления народным хозяйством его субъектов призывают развивать инновационную деятельность. Но эффект этих лозунгов близок к нулю, что тормозит развитие страны. Рассмотрим понятие «инновации» более подробно, что позволит не только более глубоко понять природу предпринимательства, но и правильно определить пути его развития. Нам представляется удачной формулировка, предложенная Л. И. Абалкиным: «Инновация (англ. Innovation) — новшество, примененное в области технологии производства или управления какой-либо хозяйственной единицы» .4

Хотелось бы обратить внимание на две особенности данного определения. Во-первых, имеется в виду «новшество примененное», то есть, практически  использованное (внедренное, как принято  говорить). Во-вторых, это новшество  может быть применено как в  области технологии производства, так  и в области технологии управления. Следовательно, необходимо найти «новшества», которые позволят развивать предпринимательство  желательными темпами. Инновация представляет собой главный источник прибыли, по существу, являющейся результатом  выполнения новых комбинаций. И. Шумпетер фактически противопоставляет неизменяющийся экономический мир экономическому миру, развивающемуся благодаря инновациям, динамика которого является генератором  прибыли: «без развития нет прибыли; без прибыли нет развития». Прибыль, следовательно, возникает из инновации, которая, в свою очередь, побуждает  предпринимателя, получившего дополнительные средства, вводить все новые и  новые инновации .Для развития предпринимательства в нашей стране существенное значение, на наш взгляд, имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством (хотя, конечно, и считать предпринимательством любое дело в области формирования рыночной экономики можно лишь с определенными оговорками). Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами, получения в конечном итоге материального и морального вознаграждения.

Предпринимательство – по сути, тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников  предприятий, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, и поэтому  должно быть тщательно обоснованно, опираясь на знания рынка сбыта и  конкурентов, не пренебрегая при  этом собственной интуицией и, безусловно, поддержкой государственных органов (особенно когда речь идет об экономически перспективных и социально значимых проектах).

Итак, предпринимательство  в обобщенном смысле отражает совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с организацией предпринимателями  своего дела, с производством товаров (работ, услуг) и получением желаемых результатов в виде прибыли (дохода). Предпринимательство отражает и  систему отношений, которые возникают  у предпринимателей как хозяйствующих  субъектов друг с другом (финансовые, экономические, социальные), а также  с потребителями их продукции (работ, услуг), поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, электроэнергии и т.д.), с банками  и др. субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления. Поступательное развитие предпринимательства направлено на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), их доведение до конкретных потребителей (домохозяйств, других предпринимателей, государства) с наименьшими затратами и является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов ВВП и национального дохода, повышения эффективности общественного производства. Развитие предпринимательства, предполагая эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов, в то же время требует к себе и государственного регулирования в направлении создания определенных благоприятных для этого условий.

Предпринимательство как  экономическое явление отражает товарный характер отношений с хозяйствующими субъектами на основе действия экономических  законов рыночной экономики (спроса и предложения, стоимости, конкуренции  и др.) и всех инструментов товарного  производства и обращения (цены, денег, финансов, кредита и т.д.) Предпринимательство, как социальное явление, отражает возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, проявлять с наибольшей отдачей свои индивидуальные способности, творчество; проявляется в формировании нового слоя людей – предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленных целей. При этом оно способствует увеличению численности наемных работников которые, в свою очередь экономически и социально заинтересованы в устойчивости предпринимательской деятельности. Чем эффективнее функционирует предпринимательская организация, тем устойчивее экономика региона, увеличиваются поступления средств в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды, растет численность рабочих мест, сокращается уровень безработицы, повышается уровень материального положения наемных работников. В известной мере предпринимательство отражает и политическую ситуацию в стране. С одной стороны, условия и факторы его развития зависят от политической обстановки в стране (благоприятной или неблагоприятной), а с другой стороны, предпринимательские ассоциации, объединения, союзы сами оказывают влияние на формирование политической обстановки в стране, принимая участие в политической деятельности государства.

  В первой части Гражданского Кодекса РФ дано комплексное определение сущности предпринимательской деятельности, как самостоятельной деятельности, осуществляемой на свой страх и риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В соответствии с понятием предпринимательской деятельности, трактуемом ГК РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательской деятельности в России: 1) это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений. Никто не может заставить принудительно заниматься этой деятельностью; 2) это инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества; 3) это деятельность рисковая, поэтому будущий предприниматель должен будет рисковать и преодолевать сопротивление среды; 4) это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, так как получить прибыль можно при условии профессиональной и компетентной деятельности; 5) это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц; 6) это мотивированная деятельность — получение прибыли от выполнения работ (услуг), пользования имуществом, продажи товаров.

Информация о работе Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные тенденции в России