Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование предпринимательской деятельности с целью выявления проблем и недостатков ее применения в современной экономике.
Достижение поставленной темы обусловлено необходимостью реализации следующих задач:
определить понятие и сущность предпринимательской деятельности;
рассмотреть виды и функции предпринимательства;
изучить организационно-правовые формы предпринимательства;
провести анализ современных тенденций и описать современное состояние предпринимательства в России;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы исследования предпринимательской деятельности……………………………………………………………………...
1.1. Понятие и сущность предпринимательства………………………………..
1.2. Виды предпринимательства……………………………………
1.3.Организационно правовые формы предпринимательской деятельности…
Глава 2. Современные тенденции предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………………….
2.1.Эволюция предпринимательской деятельности в России…………………..
2.2.Современное состояние предпринимательской деятельности………………
2.3.Тенденции предпринимательской деятельности в России…………………...
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………..
Немецкий экономист В. Зомбарт (1863-1941)
сделал попытку более широкого осмысления
сущности предпринимательства, чем
его предшественники. Его понятие
предпринимателя не совпадает ни
с капиталистом, ни с фабрикантом,
ни с купцом, ни с работодателем.
Предпринимательство, по Зомбарту, - это
«осуществление дальновидного плана,
требующее длительного
Представляется, что подобная позиция пока еще не стала всеобщим убеждением сегодняшних российских предпринимателей.
Таким образом, классическая экономическая теория допускает различные воззрения на роль и сущность предпринимательства. Сегодня существуют различные, порой противоположные точки зрения на предпринимательство - от признания предпринимателей «праздным классом» до определения его в качестве основной движущей силы экономического развития.
Немецкий социолог М. Вебер (1884-1920)
вообще рассматривал предпринимательство
через категорию духа, носителем
которого является предприниматель
и связанную с религиозными устоями.
А известные отечественные
Наконец, современный классик
Безусловно, одно, что предпринимательство - это выполнение множества самых разнообразных функций. Обобщенно можно говорить о тех, которые связаны с осуществлением предпринимательства как вида деятельности (мобилизационную, организационную, инициативно-новаторскую, охранную) и тех, которые являются способами взаимодействия с внешней средой (функции реагирования и преобразования).
Представленный выше краткий исторический
обзор эволюции взглядов на роль и
сущность предпринимательства и
предпринимателей, наглядно свидетельствует
не только о развитии самих взглядов,
но и об исторической эволюции самого
«духа» предпринимательства и «
Не составляет труда заметить, что
господство того или иного способа
производства во многом зависит от
уровня используемых в обществе технологий,
которые в свою очередь напрямую
связаны с количеством и
Следовательно, возникновение того или иного технологического уклада, нового способа производства, во многом зависит от предпринимательского таланта конкретных людей, способствующих созданию на базе того или иного знания новых технологий20, а главное распространяющих использование новых технологий на все общество. Поэтому вполне приемлемо говорить и об эволюции предпринимательства. Выше приведенные аналогии развития современного российского предпринимательства с ускоренным прохождением всех фаз его мировой эволюции, еще раз подтверждает данный вывод.
Сегодня мировое сообщество вступило в новую эпоху, характеризующуюся небывалыми достижениями в области электроники и биотехнологий, эпоху, где наиболее ценным ресурсом стала информация. Этот период характеризуется своей особой экономической системой, получившей в разных источниках, название «информационной экономики», «экономики знаний» или «новой экономики». Это период когда меняются многие понятия, являвшиеся «традиционными» или «классическими» для индустриальной и постиндустриальной эпохи.
Мир вокруг постоянно меняется, причем в наше время гораздо быстрее, чем в предыдущие исторические периоды. Изменения происходят настолько быстро, что человек уже не способен своевременно уловить и проанализировать происходящие изменения. В некотором смысле экономическая наука (как и всякая другая) постоянно оперирует понятиями и законами вчерашнего дня. Отсюда мы выводим важное следствие о том, что одной из главных функций предпринимательства в новой экономике является не только умение использовать новые знания для введения инноваций, но это функция предвидения. Чтобы быть успешным в современном мире, предприниматель вынужден, делать сегодня то, что будет, востребовано обществом завтра. Ярким примером «неопредпринимателя» является знаменитый американский миллиардер, основатель компании Microsoft Билл Гейтс. Способностью предвидения, несомненно, наделены и абсолютное большинство других успешных предпринимателей. Например, мексиканский миллиардер Карлос Слим Эллу, признанный в 2007 году самым богатым человеком в мире, начал практически с «нуля», а сегодня является владельцем розничных сетей и телекоммуникационной корпорации. Это и легендарный американский инвестор Уоррен Баффет, замыкающий «тройку» самых богатых людей мира. Все они обрели успех в результате своих способностей к стратегическому «предвидению», которое, по нашему мнению, не имеет никакого отношения к мистике.
Генри Минцберг, в своих работах
по классификации видов
Еще раз укажем, что успех предпринимателя зависит не от его мистических способностей к предвидению. Так или иначе, предвидеть развитие событий в бизнесе, предугадать коммерческий результат своих действий и нововведений, пытается если не каждый, то большинство предпринимателей. И делают они различными способами, среди которых, все-таки главная роль отводится собственной интуиции, опыту и здравомыслию. Однако успех или неудачи зависят от множества причин, одни из которых предвидеть невозможно, а другие, даже предвидя, невозможно устранить21. Поэтому предпринимательскому предвидению, безусловно, должна сопутствовать еще и удача, выражающаяся в известном «золотом правиле» бизнеса: «нужное действие, в нужном месте, в нужное время». И если предприниматель, даже «зная» (т.е. предвидя), что следовало бы сделать для того, чтобы добиться выдающихся результатов не смог оказаться в «нужном месте» или в «нужное время», то он не сможет добиться тех результатов, что другой предприниматель, возможно менее талантливый, но более удачливый. В качестве «места» могут выступать, например, доступ к необходимым связям и знакомствам для получения информации или тех или иных прав, или, действительно, физическая необходимость оказаться там, где надо. «Время» может выступать как ограниченный ресурс, необходимый, например, для заведения и укрепления тех же связей, приобретения стартового капитала, или получения необходимого образования и т.п. Кстати, именно поэтому на протяжении многих веков человеческой истории вплоть до наступления индустриальной эпохи, в обществе ценились не столько достоинства ума или предприимчивость человека, а то где и кем он был рожден. Ведь именно происхождение, семейные владения и богатства (т.е. «время» и «место») обеспечивали большинству знатных и богатых людей их успех в жизни.В новой информационной, сетевой экономике, для успешного предпринимательства роль таких мало зависимых от предпринимателя факторов как «время» и «место» резко снижается Время, необходимое для осуществления коммуникаций, получения необходимой информации и даже для получения образования заметно (в разы) сокращается благодаря современным телекоммуникационным технологиям (сотовая связь, Интернет, цифровое телевидение и т.п.). «Место» тоже становится доступнее, благодаря тем же технологиям. Предпринимателю зачастую нет необходимости физически присутствовать в том или ином месте для осуществления своих замыслов. Виртуальная реальность или сотовая связь во многих случаях является вполне достаточным заменителем такого присутствия.
Таким образом, в новой экономике
на первое место выходит фактор «нужного
действия», которое к тому же должно
осуществляться заранее, то есть еще
до того, как всем стала ясна его
необходимость. Это очень сложно.
Поэтому сегодня в
Сегодня в постиндустриальных обществах
самыми востребованными и, следовательно,
самыми обеспеченными являются люди
творческих профессий. Творчество побуждает
к поиску и созданию того, чего прежде
никогда не было, позволяет заглянуть
за грань привычной реальности, оно
является одним из необходимых элементов
предпринимательского предвидения. Именно
поэтому в наше время (опять таки
как никогда ранее) творчество и
предпринимательство
Новые информационные технологии, которыми
сегодня общество пронизано насквозь,
не только ставят во главу угла предпринимательского
успеха «предвидение» тех действий,
которые следует осуществить
предпринимателю, но и многократно
усиливают его прогностические
способности. Это происходит вследствие
увеличения всеобщей информированности,
институциализации самой
2.2 Современное состояние предпринимательской деятельности. Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурный развитие предпринимательства.
Предприниматель - это лицо, занимающееся
предпринимательской
Бизнес-слой - общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и заканчивая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли. Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп: