Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные тенденции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование предпринимательской деятельности с целью выявления проблем и недостатков ее применения в современной экономике.
Достижение поставленной темы обусловлено необходимостью реализации следующих задач:
определить понятие и сущность предпринимательской деятельности;
рассмотреть виды и функции предпринимательства;
изучить организационно-правовые формы предпринимательства;
провести анализ современных тенденций и описать современное состояние предпринимательства в России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы исследования предпринимательской деятельности……………………………………………………………………...
1.1. Понятие и сущность предпринимательства………………………………..
1.2. Виды предпринимательства……………………………………
1.3.Организационно правовые формы предпринимательской деятельности…
Глава 2. Современные тенденции предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………………….
2.1.Эволюция предпринимательской деятельности в России…………………..
2.2.Современное состояние предпринимательской деятельности………………
2.3.Тенденции предпринимательской деятельности в России…………………...
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая 2012.docx

— 100.51 Кб (Скачать файл)

Немецкий экономист В. Зомбарт (1863-1941) сделал попытку более широкого осмысления сущности предпринимательства, чем  его предшественники. Его понятие  предпринимателя не совпадает ни с капиталистом, ни с фабрикантом, ни с купцом, ни с работодателем. Предпринимательство, по Зомбарту, - это  «осуществление дальновидного плана, требующее длительного сотрудничества нескольких людей», а предприниматель - это буржуа, который если хочет  иметь успех, должен осуществлять в  единстве функции «завоевателя», «организатора» и «торговца». Главной целью предпринимателя  он называет стремление к процветанию  и росту своего дела, а подчиненной  целью - рост прибыли. Тот, кто стремится, прежде всего, к прибыли, по утверждению  Зомбарта, никогда не станет настоящим  предпринимателем.

Представляется, что подобная позиция  пока еще не стала всеобщим убеждением сегодняшних российских предпринимателей.

Таким образом, классическая экономическая  теория допускает различные воззрения  на роль и сущность предпринимательства. Сегодня существуют различные, порой  противоположные точки зрения на предпринимательство - от признания  предпринимателей «праздным классом» до определения его в качестве основной движущей силы экономического развития.

Немецкий социолог М. Вебер (1884-1920) вообще рассматривал предпринимательство  через категорию духа, носителем  которого является предприниматель  и связанную с религиозными устоями. А известные отечественные философы, такие как С. Н. Булгаков и И. А. Ильин считали любую хозяйственную  деятельность, включая и предпринимательство, духовным и творческим актом18.

Наконец, современный классик менеджмента  П. Друкер (1909 - 2005) считал, что предпринимательство  это не наука и не искусство, а  конкретная практическая деятельность, базой для которой являются современные  знания. Содержанием, функцией предпринимательства  являются нововведения во всех сферах деятельности, в том числе и  в управлении. Нововведения - это  особый инструмент предпринимателей, средство, при помощи которого они  используют изменения как благоприятную  возможность для осуществления  своих замыслов в сфере бизнеса  и услуг. В задачи предпринимателей входят целенаправленный поиск источников нововведений, а так же изменение  их признаков, что позволяет добиться успеха. В отличие от многих своих  предшественников, Друкер не считает  предпринимательство рисковой деятельностью. По его мнению, рискуют разориться лишь те предприниматели, которые являются некомпетентными людьми в той  сфере бизнеса, в которой функционируют  их предприятия. Поэтому он, в противовес тем, кто рассматривает предпринимательство  даром или талантом, считал, что  ему можно и нужно учиться19.

Безусловно, одно, что предпринимательство - это выполнение множества самых  разнообразных функций. Обобщенно  можно говорить о тех, которые  связаны с осуществлением предпринимательства  как вида деятельности (мобилизационную, организационную, инициативно-новаторскую, охранную) и тех, которые являются способами взаимодействия с внешней  средой (функции реагирования и преобразования).

Представленный выше краткий исторический обзор эволюции взглядов на роль и  сущность предпринимательства и  предпринимателей, наглядно свидетельствует  не только о развитии самих взглядов, но и об исторической эволюции самого «духа» предпринимательства и «экономической психологии» людей его выражающих - предпринимателей. Подтверждение  такому выводу находим, например, у  Зомбарта, противопоставившего понятие «хозяйственной системы» понятию «хозяйственная эпоха», под которым он понимал исторический промежуток времени, в течение которого преобладала определенная хозяйственная система. Взгляды Зомбарта, как известно, сформировались под влиянием идей К. Маркса, который развивал учение о смене общественно-экономических формаций. Марксизм в основу классификации исторических формаций кладет господствующие в них общественно-экономические уклады или способы производства.

Не составляет труда заметить, что  господство того или иного способа  производства во многом зависит от уровня используемых в обществе технологий, которые в свою очередь напрямую связаны с количеством и уровнем  имеющихся в данном обществе знаний. Впрочем, само по себе знание еще не ведет к обязательному появлению  новых, более совершенных технологий. Это хорошо иллюстрирует пример с  изобретением китайцами пороха и  реактивных снарядов, используемых ими  на протяжении столетий только в качестве увеселительных фейерверков. Но это  же знание, попавшее в руки европейцев, породило совершенно новые технологии и, применив их, западная цивилизация  смогла «перевернуть» весь мир, обогнать в своем развитии все существовавшие задолго до нее иные цивилизации.

Следовательно, возникновение того или иного технологического уклада, нового способа производства, во многом зависит от предпринимательского таланта  конкретных людей, способствующих созданию на базе того или иного знания новых  технологий20, а главное распространяющих использование новых технологий на все общество. Поэтому вполне приемлемо говорить и об эволюции предпринимательства. Выше приведенные аналогии развития современного российского предпринимательства с ускоренным прохождением всех фаз его мировой эволюции, еще раз подтверждает данный вывод.

Сегодня мировое сообщество вступило в новую эпоху, характеризующуюся  небывалыми достижениями в области  электроники и биотехнологий, эпоху, где наиболее ценным ресурсом стала информация. Этот период характеризуется своей особой экономической системой, получившей в разных источниках, название «информационной экономики», «экономики знаний» или «новой экономики». Это период когда меняются многие понятия, являвшиеся «традиционными» или «классическими» для индустриальной и постиндустриальной эпохи.

Мир вокруг постоянно меняется, причем в наше время гораздо быстрее, чем в предыдущие исторические периоды. Изменения происходят настолько  быстро, что человек уже не способен своевременно уловить и проанализировать происходящие изменения. В некотором  смысле экономическая наука (как  и всякая другая) постоянно оперирует  понятиями и законами вчерашнего дня. Отсюда мы выводим важное следствие  о том, что одной из главных  функций предпринимательства в  новой экономике является не только умение использовать новые знания для  введения инноваций, но это функция предвидения. Чтобы быть успешным в современном мире, предприниматель вынужден, делать сегодня то, что будет, востребовано обществом завтра. Ярким примером «неопредпринимателя» является знаменитый американский миллиардер, основатель компании Microsoft Билл Гейтс. Способностью предвидения, несомненно, наделены и абсолютное большинство других успешных предпринимателей. Например, мексиканский миллиардер Карлос Слим Эллу, признанный в 2007 году самым богатым человеком в мире, начал практически с «нуля», а сегодня является владельцем розничных сетей и телекоммуникационной корпорации. Это и легендарный американский инвестор Уоррен Баффет, замыкающий «тройку» самых богатых людей мира. Все они обрели успех в результате своих способностей к стратегическому «предвидению», которое, по нашему мнению, не имеет никакого отношения к мистике.

Генри Минцберг, в своих работах  по классификации видов стратегических школ, даже выделяет «школу предпринимательства», в которой подчеркивается роль одного человека - руководителя, наделенного свойственной только ему индивидуальной интуицией, опытом, здравомыслием. Стратегия в ней понимается как перспектива и зависит от индивидуального видения главы организации. Видение - это центральное понятие, означающее мысленное представление в сознании стратегии, которая более напоминает некое мировоззрение руководителя, чем четкий план. Как правило, руководитель-предприниматель делает акцент не столько на построении стратегии, сколько на активном поиске новых возможностей, решительном движении вперед вопреки неопределенности ситуации, на постоянном развитии и упреждении негативных ситуаций .

Еще раз укажем, что успех предпринимателя  зависит не от его мистических  способностей к предвидению. Так  или иначе, предвидеть развитие событий  в бизнесе, предугадать коммерческий результат своих действий и нововведений, пытается если не каждый, то большинство  предпринимателей. И делают они различными способами, среди которых, все-таки главная роль отводится собственной  интуиции, опыту и здравомыслию. Однако успех или неудачи зависят  от множества причин, одни из которых  предвидеть невозможно, а другие, даже предвидя, невозможно устранить21. Поэтому предпринимательскому предвидению, безусловно, должна сопутствовать еще и удача, выражающаяся в известном «золотом правиле» бизнеса: «нужное действие, в нужном месте, в нужное время». И если предприниматель, даже «зная» (т.е. предвидя), что следовало бы сделать для того, чтобы добиться выдающихся результатов не смог оказаться в «нужном месте» или в «нужное время», то он не сможет добиться тех результатов, что другой предприниматель, возможно менее талантливый, но более удачливый. В качестве «места» могут выступать, например, доступ к необходимым связям и знакомствам для получения информации или тех или иных прав, или, действительно, физическая необходимость оказаться там, где надо. «Время» может выступать как ограниченный ресурс, необходимый, например, для заведения и укрепления тех же связей, приобретения стартового капитала, или получения необходимого образования и т.п. Кстати, именно поэтому на протяжении многих веков человеческой истории вплоть до наступления индустриальной эпохи, в обществе ценились не столько достоинства ума или предприимчивость человека, а то где и кем он был рожден. Ведь именно происхождение, семейные владения и богатства (т.е. «время» и «место») обеспечивали большинству знатных и богатых людей их успех в жизни.В новой информационной, сетевой экономике, для успешного предпринимательства роль таких мало зависимых от предпринимателя факторов как «время» и «место» резко снижается Время, необходимое для осуществления коммуникаций, получения необходимой информации и даже для получения образования заметно (в разы) сокращается благодаря современным телекоммуникационным технологиям (сотовая связь, Интернет, цифровое телевидение и т.п.). «Место» тоже становится доступнее, благодаря тем же технологиям. Предпринимателю зачастую нет необходимости физически присутствовать в том или ином месте для осуществления своих замыслов. Виртуальная реальность или сотовая связь во многих случаях является вполне достаточным заменителем такого присутствия.

Таким образом, в новой экономике  на первое место выходит фактор «нужного действия», которое к тому же должно осуществляться заранее, то есть еще  до того, как всем стала ясна его  необходимость. Это очень сложно. Поэтому сегодня в предпринимательской  и научной среде пристальное  внимание уделяется работам, связанным  с управлением и принятием  решений в условиях неопределенности. Отсюда и признание в качестве базовой ценности - ценности человеческого  капитала, сопоставимо с ценностью  материального капитала, выраженного  в средствах производства, чего никогда не было в предыдущие эпохи развития человеческой цивилизации.

Сегодня в постиндустриальных обществах  самыми востребованными и, следовательно, самыми обеспеченными являются люди творческих профессий. Творчество побуждает  к поиску и созданию того, чего прежде никогда не было, позволяет заглянуть  за грань привычной реальности, оно  является одним из необходимых элементов  предпринимательского предвидения. Именно поэтому в наше время (опять таки как никогда ранее) творчество и  предпринимательство переплетаются  столь необычайно плотно. Потому что  люди, обладающие тем или иным из этих способностей, нуждаются в поддержке  друг друга - столкновение с творческими  находками и решениями усиливает  прогностические способности предпринимателей, но для того, чтобы они появлялись, предприниматели должны тратить  значительные суммы денег на поддержание  и развитие творчества. Результатом  этого естественного и взаимовыгодного  процесса стало то, что в постиндустриальную эпоху творчество способных к  нему людей, стало целенаправленно  организовываться и направляться предпринимателями! Хорошо это или плохо - особая тема, но факт появления и развития массовой культуры связан именно с этим явлением.

Новые информационные технологии, которыми сегодня общество пронизано насквозь, не только ставят во главу угла предпринимательского успеха «предвидение» тех действий, которые следует осуществить  предпринимателю, но и многократно  усиливают его прогностические  способности. Это происходит вследствие увеличения всеобщей информированности, институциализации самой информации. Постоянное обновление информации, информационная среда существования, становятся привычным  образом жизни современного человека. Точно так же как и «предвидение», прогнозирование, превращается в привычные  рутинные ежедневные действия предпринимателей, их образом мышления. В такой ситуации предпринимательское предвидение  из особого дара превращается в обычную, эволюционно закономерную, предпринимательскую функцию, необходимую для осуществления предпринимательства в условиях новой экономики.

2.2 Современное состояние предпринимательской деятельности.         Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурный развитие предпринимательства.

         Предприниматель - это лицо,  занимающееся  предпринимательской деятельностью.  Предприниматели входят в особый  слой общества - бизнес-слой. Формирование  этого  общества происходит  вместе с  развитием предпринимательства.

Бизнес-слой - общее понятие, объединяющее всех  россиян, в той  или иной степени занятых в бизнесе,  начиная с классических предпринимателей и заканчивая наемными работниками,  в свободное время тоже пытающиеся "делать деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов  производительной,  коммерческой и финансовой деятельности,  осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли. Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп:

Информация о работе Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные тенденции в России