Предпринимательская деятельность в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2015 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в выявлении проблем развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
2) рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
3) провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;
4) выявить проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь и предложить пути их решения.

Содержание работы

Введение
1 Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие
1.2 Функции предпринимательства
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе
2 Основные формы предпринимательской деятельности
2.1 Основные сферы предпринимательской деятельности и предпринимательские решения
2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь
3 Проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь
Заключение

Файлы: 1 файл

эконм теория 2.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

По отраслевой структуре лидируют занятые на промышленных предприятиях (34,9% от общей численности занятых на малых предприятиях), на предприятиях торговли и общественного питания (29,3%), в строительстве (14,6%), на транспорте (9,1%).

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 апреля 2009 г. в республике состоит на учете 68944 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 13957 (или на 25,4%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 2524 (или на 3,8%) .

Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2009 г. составило 216713 человек. Количество индивидуальных предпринимателей по сравнению с количеством на начало года выросло на 1129 человек (или на 0,5 %).

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за январь-март 2009 года составил 16,7%, в том числе от юридических лиц - 14,3%, от индивидуальных предпринимателей - 2,4%.

По состоянию на 1 мая 2009 г. в республике состоит на учете 70101 субъект малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 12478 (или на 21,6%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 3681 (или на 5,5%). Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 мая 2009 г. составила 217088 человек. К уровню 1 мая 2008 г. количество индивидуальных предпринимателей увеличилось незначительно - на 460 человек (или 0,2%). Численность индивидуальных предпринимателей по сравнению с их численностью на начало года возросла на 1504 человека (или на 0,7 %) [14].

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 4 месяца 2009 года составил 16,1%, в том числе от юридических лиц - 13,5%, от индивидуальных предпринимателей - 2,6%.

По состоянию на 1 июня 2009 года в налоговых органах состоит на учете 70,6 тысяч субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11,5 тысяч (или на 19,5%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 4,0 тысячи (или на 6,3%). Сумма налоговых поступлений от юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, составила 1680,2 млрд. рублей (13,6% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.06.2009 составила 217,3 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 1580 человек. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 311,6 млрд. рублей (2,5% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).

Региональная структура малого предпринимательства по состоянию на 01.06.2009 г. представлена данными таблицы 2.1.

Таблица 2.1 - Региональная структура малого предпринимательства Республики Беларусь по состоянию на 01.06.2009 г.

 
 

Число малых предприятий

Количество индивидуальных предпринимателей

 
 

единиц

в % к итогу

единиц

в % к итогу

 

Республика Беларусь

70627

100,0

217283

100,0

 

области:

         

Брестская

6998

9,9

34195

15,7

 

Витебская

6557

9,3

29624

13,6

 

Гомельская

6895

9,8

29818

13,7

 

Гродненская

5372

7,6

26370

12,1

 

г. Минск

27866

39,5

46849

21,6

 

Минская

11122

15,7

28465

13,2

 

Могилевская

5817

8,2

21962

10,1

 
           

Примечание - Источник: [14]

По состоянию на 1 июля 2009 г. по информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в республике состоит на учете 72204 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11634 (или на 19,2%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 5784 (или на 8,7%) .

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 июля 2009 г. составила 216411 человек. К уровню 1 июля 2008 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 1107 человек (или 0,5%), по сравнению с их численностью на начало года - выросла на 827 человек (или на 0,4 %). Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 6 месяцев 2009 года составил 16,7%, в том числе от юридических лиц - 14,2%, от индивидуальных предпринимателей - 2,5%.

3 Проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь

Президентом Республики Беларусь с целью создания условий для дальнейшего развития предпринимательства, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата приняты указы 24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» и 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Эти правовые акты решают вопросы, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров из Российской Федерации, совершенствуют регулирование предпринимательской деятельности и определяют условия взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. В целом указы способствуют упорядочению предпринимательской деятельности, созданию оптимального механизма взаимоотношений государства, индивидуальных предпринимателей и потребителей, формированию цивилизованных, общепринятых в мире рыночных механизмов регулирования экономической деятельности [14].

В рамках реализации положений Комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 ”Об утверждении комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года“) приняты:

Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 ”О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)“. Названный Декрет принят в целях активизации предпринимательской деятельности, привлечения в республику иностранных инвестиций, развития экспортного потенциала субъектов хозяйствования.

Для вновь создаваемых с 1 апреля 2008 г. коммерческих организаций с местом нахождения в населенных пунктах с численностью до 50 тыс. человек, в течение пяти лет со дня их создания Декретом предусмотрено: освобождение от уплаты отдельных видов налогов и сборов; предоставление права самостоятельно устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) собственного производства, самостоятельно устанавливать заработную плату своим работникам и другое [14].

Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 ”О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций“ Нормами этого Указа предусмотрена продажа предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций по конкурсу юридическим лицам в случае, если данные предприятия являются устойчиво неплатежеспособными и имеют в течение последних трех и более лет отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или чистый убыток.

При этом начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса определяется в размере 20 процентов от его оценочной стоимости на первое января текущего года. При оценочной стоимости, равной нулю или имеющей отрицательную величину, начальная цена продажи составляет одну базовую величину;

Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 145 (вступил в силу с 1 апреля 2008 г.), согласно которому вместо месячных введены квартальные сроки представления налоговых деклараций и уплаты земельного налога и арендной платы за земельные участки, экологического налога, налога на недвижимость;

Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 ”О мерах по развитию придорожного сервиса“. В целях создания благоприятных условий для развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах, обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь нормами названного Указа предусмотрено, что:

- стоимость объектов придорожного  сервиса не облагается налогом  на недвижимость в течение  двух лет с даты ввода их  в эксплуатацию;

- прибыль организаций, доходы  индивидуальных предпринимателей, полученные от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного  сервиса, не облагаются в течение  пяти лет с даты ввода в  эксплуатацию таких объектов  налогом на прибыль и подоходным  налогом;

- строительство и (или) реконструкция  объектов придорожного сервиса  и инженерной инфраструктуры  к ним осуществляется без возмещения  потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных  земель и земель лесного фонда  для указанных целей [14].

Банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предложено предоставлять кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и (или) реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним на срок до пяти лет по кредитам в белорусским рублях - в размере 2/3 ставки рефинансирования Национального банка, по кредитам в иностранной валюте - в размере 8 процентов годовых.

Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства“ (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 21, ст. 514) и Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 года ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“ (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 34, ст. 607) на основе анализа современного состояния развития малого предпринимательства. В Программе предусматривается реализация основных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства, изложенных в Комплексе мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 131, 5/822741).

Перспективы развития предпринимательства определяется, прежде всего, проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений.

Наиболее актуальными задачами развития малого предпринимательства на ближайшую перспективу являются:

- применение заявительного  порядка регистрации малых предприятий;

- сокращение числа лицензированных  видов деятельности;

- гарантия упрощенного  льготного налогообложения для  малых предприятий, работающих в  приоритетных направлениях, а также  специализированных организаций, оказывающих  кредитные, консультационные, научно-технические  и информационные услуги предпринимателям  и их соблюдение;

- гарантия сохранения  уровня налогообложения действовавшего  на момент регистрации предприятия  в течение установленного законодательством  периода в случае ухудшения  условий налогообложения и закрепление  перечисленных гарантий в налоговом  кодексе;

- расширение сети финансовых  институтов, осуществляющих кредитование  малых предприятий на льготных  условиях, таких как пониженный  процент, более продолжительный  срок кредитования, мягкие требования  к залоговому обеспечению, бесплатное  консультирование;

- активизация государственной  поддержки субъектов малого предпринимательства, увеличение объемов финансирования  на эти услуги;

- создание системы гарантирования  и страхования инвестиционных  рисков малого предприятия, особенно  по долгосрочным инвестициям;

- повышение достоверной  статистической отчетности о  развитии малого бизнеса.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2009 г. № 65 утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2009 год. Мероприятия Программы направлены на дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики [14].

Программа предусматривает:

Информация о работе Предпринимательская деятельность в Республике Беларусь