Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2015 в 16:25, контрольная работа
Целью курсовой работы состоит в выявлении проблем развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
2) рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
3) провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;
4) выявить проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь и предложить пути их решения.
Введение
1 Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие
1.2 Функции предпринимательства
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе
2 Основные формы предпринимательской деятельности
2.1 Основные сферы предпринимательской деятельности и предпринимательские решения
2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь
3 Проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь
Заключение
По отраслевой структуре лидируют занятые на промышленных предприятиях (34,9% от общей численности занятых на малых предприятиях), на предприятиях торговли и общественного питания (29,3%), в строительстве (14,6%), на транспорте (9,1%).
По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 апреля 2009 г. в республике состоит на учете 68944 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 13957 (или на 25,4%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 2524 (или на 3,8%) .
Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2009 г. составило 216713 человек. Количество индивидуальных предпринимателей по сравнению с количеством на начало года выросло на 1129 человек (или на 0,5 %).
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за январь-март 2009 года составил 16,7%, в том числе от юридических лиц - 14,3%, от индивидуальных предпринимателей - 2,4%.
По состоянию на 1 мая 2009 г. в республике состоит на учете 70101 субъект малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 12478 (или на 21,6%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 3681 (или на 5,5%). Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 мая 2009 г. составила 217088 человек. К уровню 1 мая 2008 г. количество индивидуальных предпринимателей увеличилось незначительно - на 460 человек (или 0,2%). Численность индивидуальных предпринимателей по сравнению с их численностью на начало года возросла на 1504 человека (или на 0,7 %) [14].
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 4 месяца 2009 года составил 16,1%, в том числе от юридических лиц - 13,5%, от индивидуальных предпринимателей - 2,6%.
По состоянию на 1 июня 2009 года в налоговых органах состоит на учете 70,6 тысяч субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11,5 тысяч (или на 19,5%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 4,0 тысячи (или на 6,3%). Сумма налоговых поступлений от юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, составила 1680,2 млрд. рублей (13,6% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.06.2009 составила 217,3 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 1580 человек. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 311,6 млрд. рублей (2,5% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).
Региональная структура малого предпринимательства по состоянию на 01.06.2009 г. представлена данными таблицы 2.1.
Таблица 2.1 - Региональная
Число малых предприятий |
Количество индивидуальных предпринимателей |
||||
единиц |
в % к итогу |
единиц |
в % к итогу |
||
Республика Беларусь |
70627 |
100,0 |
217283 |
100,0 |
|
области: |
|||||
Брестская |
6998 |
9,9 |
34195 |
15,7 |
|
Витебская |
6557 |
9,3 |
29624 |
13,6 |
|
Гомельская |
6895 |
9,8 |
29818 |
13,7 |
|
Гродненская |
5372 |
7,6 |
26370 |
12,1 |
|
г. Минск |
27866 |
39,5 |
46849 |
21,6 |
|
Минская |
11122 |
15,7 |
28465 |
13,2 |
|
Могилевская |
5817 |
8,2 |
21962 |
10,1 |
|
Примечание - Источник: [14]
По состоянию на 1 июля 2009 г. по информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в республике состоит на учете 72204 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11634 (или на 19,2%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 5784 (или на 8,7%) .
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 июля 2009 г. составила 216411 человек. К уровню 1 июля 2008 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 1107 человек (или 0,5%), по сравнению с их численностью на начало года - выросла на 827 человек (или на 0,4 %). Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 6 месяцев 2009 года составил 16,7%, в том числе от юридических лиц - 14,2%, от индивидуальных предпринимателей - 2,5%.
3 Проблемы развития
Президентом Республики Беларусь с целью создания условий для дальнейшего развития предпринимательства, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата приняты указы 24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» и 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Эти правовые акты решают вопросы, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров из Российской Федерации, совершенствуют регулирование предпринимательской деятельности и определяют условия взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. В целом указы способствуют упорядочению предпринимательской деятельности, созданию оптимального механизма взаимоотношений государства, индивидуальных предпринимателей и потребителей, формированию цивилизованных, общепринятых в мире рыночных механизмов регулирования экономической деятельности [14].
В рамках реализации положений Комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 ”Об утверждении комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года“) приняты:
Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 ”О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)“. Названный Декрет принят в целях активизации предпринимательской деятельности, привлечения в республику иностранных инвестиций, развития экспортного потенциала субъектов хозяйствования.
Для вновь создаваемых с 1 апреля 2008 г. коммерческих организаций с местом нахождения в населенных пунктах с численностью до 50 тыс. человек, в течение пяти лет со дня их создания Декретом предусмотрено: освобождение от уплаты отдельных видов налогов и сборов; предоставление права самостоятельно устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) собственного производства, самостоятельно устанавливать заработную плату своим работникам и другое [14].
Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 ”О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций“ Нормами этого Указа предусмотрена продажа предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций по конкурсу юридическим лицам в случае, если данные предприятия являются устойчиво неплатежеспособными и имеют в течение последних трех и более лет отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или чистый убыток.
При этом начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса определяется в размере 20 процентов от его оценочной стоимости на первое января текущего года. При оценочной стоимости, равной нулю или имеющей отрицательную величину, начальная цена продажи составляет одну базовую величину;
Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 145 (вступил в силу с 1 апреля 2008 г.), согласно которому вместо месячных введены квартальные сроки представления налоговых деклараций и уплаты земельного налога и арендной платы за земельные участки, экологического налога, налога на недвижимость;
Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 ”О мерах по развитию придорожного сервиса“. В целях создания благоприятных условий для развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах, обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь нормами названного Указа предусмотрено, что:
- стоимость объектов
- прибыль организаций, доходы
индивидуальных
- строительство и (или) реконструкция
объектов придорожного сервиса
и инженерной инфраструктуры
к ним осуществляется без
Банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предложено предоставлять кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и (или) реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним на срок до пяти лет по кредитам в белорусским рублях - в размере 2/3 ставки рефинансирования Национального банка, по кредитам в иностранной валюте - в размере 8 процентов годовых.
Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства“ (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 21, ст. 514) и Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 года ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“ (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 34, ст. 607) на основе анализа современного состояния развития малого предпринимательства. В Программе предусматривается реализация основных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства, изложенных в Комплексе мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 131, 5/822741).
Перспективы развития предпринимательства определяется, прежде всего, проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений.
Наиболее актуальными задачами развития малого предпринимательства на ближайшую перспективу являются:
- применение заявительного
порядка регистрации малых
- сокращение числа
- гарантия упрощенного
льготного налогообложения для
малых предприятий, работающих в
приоритетных направлениях, а также
специализированных
- гарантия сохранения
уровня налогообложения
- расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;
- активизация государственной
поддержки субъектов малого
- создание системы
- повышение достоверной статистической отчетности о развитии малого бизнеса.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2009 г. № 65 утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2009 год. Мероприятия Программы направлены на дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики [14].
Программа предусматривает:
Информация о работе Предпринимательская деятельность в Республике Беларусь