Предпринимательская деятельность в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2015 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в выявлении проблем развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
2) рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
3) провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;
4) выявить проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь и предложить пути их решения.

Содержание работы

Введение
1 Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие
1.2 Функции предпринимательства
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе
2 Основные формы предпринимательской деятельности
2.1 Основные сферы предпринимательской деятельности и предпринимательские решения
2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь
3 Проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь
Заключение

Файлы: 1 файл

эконм теория 2.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

- совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов  малого предпринимательства;

- финансовую поддержку  субъектов малого предпринимательства;

- совершенствование инфраструктуры  развития и поддержки малого  предпринимательства;

- развитие производственной  кооперации субъектов малого  предпринимательства с крупными  организациями;

- развитие малого предпринимательства  в малых и средних городских  поселениях, сельских населенных  пунктах;

- информационное обеспечение  малого предпринимательства;

- международное сотрудничество  и развитие внешнеэкономической  деятельности в сфере малого  предпринимательства;

- подготовка и переподготовка  кадров для малого предпринимательства.

С учетом планируемых к реализации в 2009 году мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства, объем финансирования из республиканского бюджета составит 216,62 млн. рублей, из средств местных бюджетов - 6 286,0 млн.рублей, других источников - 1 501 657 млн. рублей, из которых 1,5 трлн. рублей составляют средства банков.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать доведению доли малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров (работ, услуг), до 18,5 процентов; численности занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 18,5 процентов от общей численности занятых в экономике республики, позволит вывести сферу предпринимательства на качественно новый уровень развития, повысить его вклад в экономику страны.

На финансирование мероприятий Программы 2008 года направлено 5 199,0 млн. рублей. Из республиканского бюджета выделено 229,0 млн. рублей, местных бюджетов - 2 941,8 млн. рублей, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей - 2 028,2 млн. рублей, что позволило профинансировать 102 инвестиционных проекта субъектов малого предпринимательства и создать 518 новых рабочих мест.

Реализация мероприятий Программы 2008 года способствовала росту численности субъектов малого предпринимательства за 2008 год. Количество состоящих на учете малых предприятий увеличилось по сравнению с 2007 годом на 18 % и на 1 января 2009 г. составило более 66,0 тысячи, а количество индивидуальных предпринимателей - 215,6 тыс. человек.

В приложении А приведен перечень инкубаторов малого предпринимательства Республики Беларусь по состоянию на 15 июля 2009 г. Данные приложения Б содержат информацию о центрах поддержки предпринимательства Республики Беларусь на 15 июля 2009 г.

В настоящее время в Республике Беларусь малому бизнесу уделяется значительное внимание: приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров.

Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается, следовательно, поиск действенных и эффективных организационных экономических инструментов государственной политики поддержки малого бизнеса по-прежнему актуален.

главной целью развития предпринимательства на период до 2010 года является обеспечения развития бизнеса на усовершенствовании организационно-правовой, финансово-инвестиционной, научно-инновационной и управленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектора экономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новых рабочих мест.

Для достижения указанной цели представляется необходимым комплексно решать следующие основные задачи:

- улучшить предпринимательский  климат, создать благоприятную рыночную  среду для ускорения развития  субъектов малого и среднего  бизнеса;

- устранить причины, обуславливающие  отток предпринимательского и  научно-технического потенциала, а  также финансового капитала в  зарубежные страны. Создать условия  для его реинвестирования в  отечественную экономику;

- упростить систему регистрации, учета и отчетности, а также  облегчить налоговое бремя. Упорядочить  лицензируемые виды деятельности  и упростить порядок выдачи  лицензий и других видов государственного  регулирования с учетом опыта  стран с переходной экономикой;

- формировать устойчивую  финансовую базу развития малого  и среднего бизнеса, его самофинансирования. Развивать рынок ценных бумаг, залоговых форм привлечения частных  и иностранных инвестиций и  других форм инвестирования отечественного  бизнеса, обеспечить доступность  банковского кредита, повысить привлекательность  долгосрочного кредитования, надежно  гарантировать возврат используемых  инвестиционных ресурсов;

- совершенствовать систему  государственной поддержки развития  предпринимательства и государственного  регулирования деятельности предпринимательских  структур, повысить всех форм  финансовой поддержки малого  и среднего бизнеса;

- совершенствовать отношения  собственности и внедрять корпоративное  управление производством.

Для выхода на новый уровень государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования представляется необходимым, в свою очередь, обеспечить следующие мероприятия:

- совершенствование нормативно-правовой  базы поддержки развития малого  предпринимательства, в том числе  и с учетом необходимости ее  унификации с законодательством  Республики Беларусь;

- установление ряда налоговых  льгот и льготирование долгосрочного  кредитования, расширение системы  микрокредитования и увеличения  объемов финансового лизинга, в  том числе и международного;

- внедрение залоговых  и других нетрадиционных форм  привлечения финансовых инвестиций;

- совершенствование и  развитие инфраструктуры и поддержки  предпринимательства (центры поддержки, «инкубаторы» предпринимательства, инновационные центры, технопарки, венчурные фонды, общества взаимного  кредитования и страхования, а  также другие инновационно-инвестиционные  структуры);

- формирование разветвленной  системы подготовки переподготовки  кадров для предпринимательских  структур, использования для этих  целей потенциала высших и  средних специальных учебных  заведений страны.

Предпосылки к росту производственной активности малых и средних предприятий могут быть реализованы при скорейшем переходе на нетрадиционные формы привлечения инвестиций, обеспечивающие перелив капитала, накопленного в сфере услуг и торговли. При этом должна быть обеспечена ориентация, прежде всего, на освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий, а также на создание благоприятных условий технологического и организационного обновления производства.

В республике должно предусматриваться дальнейшее совершенствование системы налоговых льгот и льгот по бюджетным и банковским кредитам и других мер по формированию стартового капитала вновь создаваемых предпринимательских структур, а также по увеличению накоплений для самофинансирования инвестиционных решения на действующих предприятиях, в том числе и в сфере бытовых услуг населению.

Основная проблема руководителей и других работников малых и средних предприятий - это отсутствие фундаментальных знаний в области стратегического управления на производстве, что влияет на снижение конкурентоспособности белорусских производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Одним из условий успешного развития предпринимательского сектора Беларуси может стать организация специального переобучения предпринимательских кадров для формирования необходимого профессионализма в условиях реформирования экономики страны.

Для активизации малого предпринимательства необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки.

Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствование форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Немаловажным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных его категорий, увеличение личных доходов, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Деятельность местных органов власти и управления в этой среде следует направить на оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности.

Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

Еще одним шагом в направлении развития малого бизнеса в регионах станет разрешение льготирования кредитов предпринимателям для финансирования проектов малых и средних предприятий в проблемных городах. Это также позволит увеличить количество новых рабочих мест.

Отметим важность принятия программы и указов, чтобы предприниматель, инвестор могли рассчитать свой бизнес и инвестиции на долгосрочную перспективу. Кроме того, эти документы не должны иметь обратной силы. В этом случае претензии предпринимателей к власти будут справедливы. Но государство заинтересовано в стабильном развитии частного бизнеса, поэтому оно будет стремиться не допустить здесь каких-либо узковедомственных интересов.

Немаловажную роль в расширении производственных возможностей также будет играть производственная кооперация крупных производственных предприятий с малыми, позволяющая достичь высокой эффективности производства благодаря разделению труда, специализации, рациональному использованию имеющихся производственно-технологических мощностей и оптимизации использования всех ресурсов участников кооперационных отношений.

Подчеркнем, что сегодня нужно критически взглянуть, где существуют недоработки, где необходимо существенно поднять планку, с тем чтобы успешно решать непростые задачи, а также своевременно принять дополнительные стимулирующие меры для обеспечения максимально высоких темпов роста экономики и развития социальной сферы в регионах. Масштабность стоящих задач требует самого тесного конструктивного взаимодействия всех ветвей и уровней власти, общественных организаций и населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в курсовой работе анализ позволяет сделать следующие выводы.

Концепция государственной политики в отношении бизнеса должна претерпевать корректировку, базирующуюся на принципах всемерной его поддержки и осуществляться с учетом реально складывающейся экономической конъюнктуры. Введение упрощенной системы налогообложения является серьезным реальным шагом государства по развитию сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, возрождению малых городов и сельских населенных пунктов.

Главной целью финансовой политики государства в отношении предпринимательства должно быть устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высоко эффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий.

Анализ сфер деятельности малых предприятий показал, что малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком, данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и, наоборот, это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси и уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса. Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Информация о работе Предпринимательская деятельность в Республике Беларусь