Предпринимательство как фактор производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность очень важна при изучении экономической науки, так как именно предприниматель - главное действующее лицо в рыночной экономике, её стержень. Без предпринимательской деятельности невозможно представить рынка и эффективной экономики в целом. Развитие предпринимальства - одна из важных задач для государств, переходящих к рыночным отношениям.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие предпринимательской деятельности
1.1 Экономическая сущность предпринимательства 5
1.2 Концепция рационального и реального человека в теории Шумпетера 10
1.3 «Эффективная конкуренция», «эффективная монополия», кредит 11
1.4 Капитализм и предпринимательство 15
Глава 2.Особенности развития малого и среднего бизнеса в современной России
2.1 Особенности среднего бизнеса в России 18
2.2 Возрождение среднего бизнеса в России 21
2.3 Разработка и внедрение инноваций 25
2.4 Трудности в развитии среднего бизнеса в России 26
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (У) МИД РОССИИ


Факультет Политологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Предпринимательство

как фактор производства

 

 

Работа выполнена

студенткой I курса

факультета политологии 

 

Научный руководитель:

Москва, 2011

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие предпринимательской  деятельности

1.1 Экономическая сущность предпринимательства 5

1.2 Концепция рационального и  реального человека в теории  Шумпетера 10

1.3 «Эффективная конкуренция», «эффективная монополия», кредит 11

1.4 Капитализм  и предпринимательство 15

Глава 2.Особенности развития малого и среднего бизнеса в современной России

2.1  Особенности среднего бизнеса в России 18

2.2 Возрождение среднего бизнеса в России 21

2.3 Разработка и внедрение инноваций 25

2.4 Трудности в развитии среднего бизнеса в России 26

Заключение 29

Список использованной литературы 30

 

 

Введение

Предпринимательство – это одна из разновидностей экономической активности и рыночных отношений, которые в  свою очередь порождают у многих естественное желание иметь "свое дело", с помощью которого они стремятся приумножить свою собственность.

Предпринимательская деятельность очень важна при  изучении экономической науки, так  как именно предприниматель - главное  действующее лицо в рыночной экономике, её стержень. Без предпринимательской  деятельности невозможно представить  рынка и эффективной экономики  в целом. Развитие предпринимальства - одна из важных задач для государств, переходящих к рыночным отношениям.

В свою очередь развитие предпринимательства  является условием решения следующих  проблем: занятость населения; расширение ассортимента и повышение качества товаров, услуг и культуры обслуживания; формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему  удовлетворению потребностей населения  и общества; содействие структурной  перестройке экономики;  приближение  производства товаров и услуг  к конкретным интересам и потребностям потребителей.  Предпринимательство  придает экономике гибкость, мобильность, маневренность. Из мировой практики известно, что даже в наиболее развитых с точки зрения рыночной экономики  странах предпринимательство весьма существенно влияет на экономическое  развитие государства, помогает решить социальные проблемы и увеличивает численность рабочих мест. Однако отношение экономистов к феномену предпринимательства долгое время оставалось неоднозначным, например, марксисты видели в предпринимательстве эксплуататорскую сущность. И только в начале XX столетия новейшие теории стали рассматривать предпринимательство как ключевой фактор экономического прогресса и главный источник обеспечения занятости населения.

Несомненно, исследование данной темы является актуальным, так как предпринимательская  деятельность – непременное условие  успешного функционирования рыночной экономики. И для лучшего понимания  темы несомненно следует затронуть  вопрос сущности предпринимательства  в условиях рыночной экономики; раскрыть понятие, особенности и характерные  черты предпринимательской деятельности. Осознание важности поддержки и  развития предпринимательства и  выявление мер для успешного  функционирования его в условиях рынка также очень значимо.

 

Глава 1. Понятие предпринимательской  деятельности

Экономическая сущность и  содержание предпринимательства

Понятие предпринимательской деятельности в современном его представлении  сложилось в период становления  и развития капитализма, основой  и источником процветания которого стало свободное предпринимательство.

Сейчас  на Западе предпринимательство определяют как особый, новаторский, антибюрократический  стиль хозяйствования, ориентированный  на инновации, постоянный поиск новых  возможностей, умение привлекать и  использовать для решения поставленной задачи ресурсы из различных источников. Подобным образом описал предпринимательство  в своих работах и известный  австрийский экономист и социолог Йозеф Шумпетер.

Он открыл совершенно новый подход к экономике, отличный от идей неоклассической  теории, которая тяготела к рассмотрению статических моделей, как например модель Вальраса,1 которая представляла чистую неоклассическую модель. Шумпетер заметил, что в ней отсутствует не только прибыль, но и процент. Но основной  вклад Шумпетера в экономическую теорию заключен в том, что он исследует новые производственные комбинации2, которые и определяют динамические изменения в экономике. Он также заметил, что экономическое развитие нарушает ход циркулярного развития рыночной экономики, вызывает к жизни новые отрасли промышленности и прекращает существование устаревших.

Так, с изобретением автомобиля появилась  не только автомобильная промышленность, но также произошла реструктуризация в производстве стали, резины, стекла. С другой стороны автомобиль "похоронил" конные заводы и шорные фабрики. Шумпетер утверждал, что экономическое развитие не происходит непрерывно, по крайней  мере, потому, что новые идеи появляются неежедневно. Экономический цикл объясняется  прерывистым характером инноваций. Эти идеи противоречат теории неоклассицизма, базирующейся на статичности и равновесии экономики. Шумпетер выделил следующие  виды принципиально новых комбинаций факторов производства, которые позднее  получили название «нововведения» или  «инновации»:

  • создание принципиально нового продукта,
  • использование совершенно новой технологии производства,
  • использование ранее неизвестной организации производства,
  • открытие новых рынков сбыта и источников сырья,
  • а также поиск иных новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращающем идею в конкретный результат.

Но для Шумпетера "нововведение" не синоним "изобретение", так  как предпринимательская деятельность связана не с созданием, а  с  применением уже имеющихся средств. Но, не смотря на то, что возможности  нового применения средств находятся  сами по себе и зачастую известны,  это, по мнению Шумпетера, "мертвые" возможности3. А человек, который высвобождает потенциал различных средств производства, преодолевая технические и финансовые трудности, который открывает новые пути получения прибыли, рассматриваемой как избыток над доходом, установившимся в процессе кругооборота, назван предпринимателем. Предприниматель - основной субъект экономического развития, и благодаря его активности осуществляется технический прогресс и экономика получает толчок к развитию. В концепции экономического развития Шумпетер отводит ведущую роль именно предпринимателю4 - человеку, в обязанности которого входит реализация новой комбинации факторов производства, ведь для Шумпетера предпринимательство - особый дар, свойство человеческого характера, не зависящее от классовой, социальной принадлежности. Шумпетер приписывал этому типу характера некоторые особенности5:

  • опора на собственные силы,
  • предпочтение риска,
  • ценность собственной независимости,
  • ориентация на собственное мнение,
  • потребность в достижении успеха (ценность денег не на первом месте),
  • стремление к нововведению,
  • стремление к минимизации издержек.

Так, деятельность, самостоятельно осуществляемую на свой страх и риск, на собственные  средства и под имущественную  ответственность, направленную на получение  прибыли или экономической выгоды в иной форме, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц и организаций  назвали предпринимательством.

Принимая инновативные решения, предприниматели, как ранее уже говорилось, создают  новые, ранее неизвестные комбинации факторов производства. Именно поэтому  Й.Шумпетер рассматривал предпринимательство  как четвертый фактор производства, неизвестный классикам.

Новая теория Шумпетера совершенно неожиданно получила практическое подтверждение. Если предпринимательская способность  является фактором производства, то ее фиксированное количество должно вызывать убывающую отдачу при наращивании  прочих факторов производства. Именно к такому выводу в начале 1960-х  годов пришел Милтон Фридман, блестящий  экономист из университета Чикаго.

Фридман изучал наступление убывающей  отдачи в американских телекоммуникациях  и совершенно неожиданно заметил, что  наступление убывающей отдачи никак  нельзя объяснить ограниченностью  земли, труда или капитала. Только фиксированное количество предпринимательской  способности (то есть умения комбинировать  факторы производства) могло привести к тому, что остальные факторы  стали использоваться менее эффективно.

 

Концепция рационального и реального  человека в теории Шумпетера

Изучив мотивы хозяйственной деятельности в статическом  состоянии неоклассической модели, Шумпетер выделил мотив удовлетворения потребностей на основе максимизации полезности  (рационального поведения). С другой стороны, изучая динамическую модель, он справедливо предположил, что мотивы предпринимательской  деятельности могут быть иррациональны, так как основными целями становятся саморазвитие личности, успех, жажда  деятельности и воля к победе. Удивительно, но, по мнению Шумпетера, успешный предприниматель  не должен обладать избытком интеллекта6, так как относительная ограниченность кругозора не дает ему возможности сравнивать огромное количество различных вариантов достижения цели и предаваться колебаниям. Этот вывод на первый взгляд кажется неожиданным, но при дальнейшем изучении обнаруживается, что это наблюдение Шумпетера имеет практическое подтверждение. По данным британских ученых, около 45% всех успешных предпринимателей различного уровня не имеют высшего образования вовсе или имеют неполное высшее образование, что еще раз подтверждает факт того, что ограниченный кругозор является выигрышным качеством для предпринимателя.

 

Эффективная конкуренция  и эффективная монополия

Производство  в условиях капитализма неэффективно без постоянных революционных изменений  в технологии производства, освоения новых рынков, реорганизации рыночных структур и т.д. Эти осуществляемые в производстве инновации являются главным источником прибыли, которая  не существует в ситуации простого «хозяйственного кругооборота»7. Прибыль возникает, когда экономика находится в непрерывном процессе динамического развития. Для разработки динамической модели экономического развития, Шумпетер ввел понятия "эффективной конкуренции" и "эффективной монополии" и связал их с функцией предпринимательства и инновациями. Инновации, по Шумпетеру, стержень конкуренции нового типа, более эффективный, чем ценовая конкуренция, так как они дают возможность изменять не только технологию и продукцию, но и оказывают влияние на структуру спроса, условия формирования цен и издержек. Конкуренцию, которая стимулируется жаждой получения прибыли за счет преимуществ в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер назвал "эффективной конкуренцией".

В концепции  Шумпетера с нововведениями связана  и монополия нового типа, которую  отличает отсутствие основы на особенных  правах и привилегиях, собственности  на ограниченные ресурсы или дефицитные блага8. Монополию, которая построена на постоянном введении инноваций, Шумпетер назвал эффективной, так как она формируется в условиях активной конкуренции и несовместима с застойностью и эксплуатацией посредством механизма цен. Монопольная прибыль, получаемая предпринимателем в данной ситуации, является стимулом и вознаграждением за нововведения. Однако она одновременно и явление преходящее для той или иной компании, так как исчезает под действием того же механизма конкуренции, которому обязана своим существованием монополия, то есть вследствие конкретных нововведений. Следовательно, "эффективная монополия"9 является естественным элементом экономического развития.

Кредиту10 также была отведена важная роль, так как он рассматривался как условие использования существующих факторов для создания новых производственных комбинаций, так как чтобы предприниматель мог получить в свое распоряжение средства производства, он должен пользоваться банковским кредитом. С предоставления банками кредитов начинается перераспределение общественного капитала. А, следовательно, банки, выступая необходимыми посредниками между желанием предпринимателя осуществить инновацию и возможностью сделать это,  являются особым феноменом развития; выдают полномочия на осуществление новых производственных комбинаций. Платой за предоставление таких возможностей является процент. Получив ссуду, предприниматель идет на рынок факторов производства, где царит полное равновесие спроса и предложения, и нарушает его следующим образом: он предлагает за дополнительное количество ресурсов повышенную цену, так как нуждается в них, тем самым оно нарушает систему равновесных цен, изменяет направление потоков ресурсов и потоков потребительских товаров, ломает всю систему цен, издержек и доходов. Такой "взрыв" системы происходит постоянно и именно он является обычным состоянием рынка, а не равновесный кругооборот. Поэтому постоянно существует предпринимательская прибыль и по этим причинам капитализм не стоит на месте, а непрерывно развивается.

Увеличение  денег в обращении благодаря  предоставленному кредиту вызывает общее повышение цен. Но, Шумпетер утверждает, это не просто инфляция, так как в ее результате течение  хозяйственного кругооборота нарушается: предприятия, работавшие традиционно, терпят банкротство, предприниматели-новаторы, наоборот, получают сверхприбыль. Происходит не только повышение цен, но и переход  на новый виток спирали развития экономической структуры. Следовательно, кредит становится тесно связан с  экономическим развитием, а деньги выполняют функцию не только средства обращения и измерителя ценностей, но и катализатора экономического роста.

Информация о работе Предпринимательство как фактор производства