Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:01, курсовая работа
Предпринимательская деятельность очень важна при изучении экономической науки, так как именно предприниматель - главное действующее лицо в рыночной экономике, её стержень. Без предпринимательской деятельности невозможно представить рынка и эффективной экономики в целом. Развитие предпринимальства - одна из важных задач для государств, переходящих к рыночным отношениям.
Введение 3
Глава 1. Понятие предпринимательской деятельности
1.1 Экономическая сущность предпринимательства 5
1.2 Концепция рационального и реального человека в теории Шумпетера 10
1.3 «Эффективная конкуренция», «эффективная монополия», кредит 11
1.4 Капитализм и предпринимательство 15
Глава 2.Особенности развития малого и среднего бизнеса в современной России
2.1 Особенности среднего бизнеса в России 18
2.2 Возрождение среднего бизнеса в России 21
2.3 Разработка и внедрение инноваций 25
2.4 Трудности в развитии среднего бизнеса в России 26
Заключение 29
Список использованной литературы 30
С инновационной деятельностью Шумпетер связывал и циклическую форму развития экономики в работе "Экономические циклы". Шумпетер выводит существование экономических циклов из периодов внедрения изобретений, установив связь между тремя типами циклов (длительных, классических и коротких). Внедрения осуществляются рывками, одно изобретение приводит к необходимости цепи еще нескольких нововведений. «Каждая инновация вызывает волну «подражаний». Множество таких волн расходится одновременно, они накладываются друг на друга и такое движение (при суммировании всех волн) не может быть плавным и равномерным. Оно порождает периоды общего подъема, которые могут сменяться периодами общего спада»11. Вот суть подхода Шумпетера к анализу экономических циклов. Причиной экономических кризисов он считал панику, вызванную прекращением экономического бума, и видел психологический мотив главной объясняющей этого экономического явления.
Капитализм и
Так как главная движущая сила по Шумпетеру – предприниматель, то основой капитализма Шумпетер считал частнопредпринимательскую систему классического типа12, основанную на мелкой и средней собственности. При накоплении же богатства, возникновении корпораций, происходит деперсонализация инновационной деятельности, меняется культура и характер мышления. И теперь уже главными фигурами в деловом мире становятся менеджеры, управляющие крупными корпорациями. Но менеджер обладает чертами, отличными от предпринимательских: вместо стремления к нововведениям, риску и независимости мы видим - осторожность, стремление к продвижению по службе и власти, к согласованности принятия решений на всех уровнях. Это не удивительно, ведь иерархическая структура корпораций порождает как относительно слабые стимулы деятельности, которые неадекватны стимулам к риску у предпринимателей, так и определенную потерю ответственности за ведение дела. Исчезает фигура предпринимателя, а следовательно и возможность экономического развития. Более того, уход предпринимателя знаменует скорую гибель буржуазии, поскольку процент выплачивается из его прибыли; разрушение социальной базы капитализма, основой которой является индивидуальный собственник. Но главная причина скорой, по мнению Шумпетера, гибели капитализма лежит не в сфере экономики, а в сфере культурной надстройки, так как в обществе формируется враждебное отношение к предпринимателям со стороны других социальных групп, в которой виновны радикальные интеллектуалы с их непомерной амбициозностью. Шумпетер отмечает, что одной из характерных особенностей цивилизации позднего капитализма является растущая доступность образования, в том числе высшего. Число высокообразованных людей растет, но адекватного роста рабочих мест не наблюдается, тогда интеллектуалы начинают искать причины своего неудовлетворительного положения в недостатках существующего общественного строя, реализуясь в его яростной критике. Таким образом, по мнению Шумпетера, формируется среда, непригодная для предпринимательства и оно исчезнет, а вместе с его исчезновением прекратится социальный и общественный прогресс. Отсюда парадоксальный вывод: капитализм исчезнет под бременем собственных успехов - высоких темпов экономического развития, приводящему к господству "большого бизнеса" и доступности образования.
Однако, как
мы можем наблюдать теперь, идеи,
предложенные Шумпетером, уже вышли
за границы экономической науки.
Многие компании (в том числе и
очень крупные) успешно трансформируются
в предпринимательские
Глава 2. Особенности развития малого и среднего бизнеса в современной России
Особенности малого и среднего бизнеса в России
В силу многих факторов малый бизнес
в Российской Федерации существует
как самостоятельное
Малый бизнес является достаточно весомым
социально-экономическим
По итогам опроса, проведенного 4-5 июля 2010 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), “подавляющее большинство россиян никогда не пытались организовать свой бизнес (82%). Тем не менее лишь половина (51%) и не планирует это делать, треть подумывает об этом (31%), каждый десятый (11%) сетует на неудачный опыт, а 4% и сейчас занимаются предпринимательством. Чем моложе россияне, тем более они готовы рискнуть и попробовать себя в бизнесе. Две трети (67%) российской молодежи (группа 18-24-летних) планируют заняться бизнесом. Стартовый капитал - самое необходимое для начинающего бизнесмена, считают 82% респондентов. Затем в рейтинге необходимого следуют "связи" (44%), "предпринимательская жилка" (33%), "опыт" (29%), "специальное образование, знания" (23%), "оригинальная бизнес-идея" (13%), "вера в успех" (12%).” 13
Российский малый бизнес обладает
некоторыми отличающими его от малого
предпринимательства
- совмещение в рамках одного
малого предприятия нескольких
видов деятельности;
- стремление к максимальной самостоятельности;
- высокий уровень квалификации кадров
малого бизнеса в связи с оттоком таких
специалистов из государственного сектора
экономики;
- низкий управленческий уровень, недостаток
знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
- высокая степень приспособляемости к
сложной экономической обстановке;
- неразвитость системы самоорганизации
и инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- стремление успешно функционирующих
малых предприятий выйти за рамки локальных
рынков, в том числе и на международные
рынки;
- работа в условиях отсутствия полной
и достоверной информации о состоянии
и конъюнктуре рынка, неразвитость системы
информационных, консультационных и обучающих
услуг.
Многие характерные
Возрождение среднего предпринимательства в России
Российский средний бизнес —
плодороднейшая почва для инноваций.
Но откуда вообще вдруг возник вопрос
о крайней потребности в
Настало время, когда многие крупные компании, проведшие три-четыре десятилетия в поисках, внедрении инноваций, создании и развитии нового для экономики рынка, смогли позволить себе расслабиться и почивать на лаврах: огромная накопленная финансовая и рыночная мощь скрывает и недостаточное внимание к нуждам потребителей, и незаинтересованность в открытии новых рынков, и потерю некогда присущего компании яркого инновационного темперамента. И если бы экономический рост зависел только от этих гигантов, то его просто бы не было. Конечно, нельзя не отметить вложений крупных компаний в высокотехнологичные проекты, которые обеспечивают плавное течение научно-технического прогресса. «Но им некуда спешить. И поэтому они часто пропускают радикальные инновации, не ищут свободные ниши, брезгуют малыми рынками, и если бы они не были окружены средними динамичными компаниями, то вряд ли бы менялись вообще».14
Следовательно, если речь идет об инновационном развитии экономики, то нельзя возлагать ответственность за это на крупнейшие российские компании. Но где же тогда найти источники инновационной активности? Ответ так же прост: там, где она появлялась и раньше – в малых и средних компаниях.
В последние годы стали появляться так называемые компании-«газели»( данное понятие было введено американским экономистом Дэвидом Берчем в 80-х годах, установившим, что большинство как крупных, так и мелких компаний растет медленно и не вносит большого вклада в увеличение занятости и рост ВВП. Но он отметил, что существует небольшая группа фирм, сочетающая высокую динамичность и устойчивость роста. Берч назвал их «газелями», подчеркнув этим сходство таких фирм с животным, которое не только развивает высокую скорость, но и способно поддерживать ее на длинных дистанциях. По оценке Берча, «газели», составляют всего 4% от общего числа фирм, в то же время они создали примерно 70% новых рабочих мест, появившихся в США в 1988–1992 годах15. И действительно, в Соединенных Штатах число «газелей» сейчас по разным оценкам составляет от 3 до 5% общего числа фирм.
В России же, на современном этапе, наблюдается одна очень интересная особенность – число быстро развивающихся фирм сейчас составляет 8-12%. То есть частота появления «газелей» в России в разы превосходит соответствующий показатель развитых стран. «Причиной тому послужили следующие факторы16:
Одна из отличительных особенностей быстрорастущих фирм – «способность «газелей» создавать спрос на свою продукцию и быстро расти во всех, в том числе в старых, отраслях, а не только в сфере хайтека»17. Соответственно, деятельность «газелей» резко расширяет сферу инновационной активности в стране. «Фирмы-«газели», на деле доказавшие способность создавать повышенный конечный спрос на свою продукцию, заинтересованы в постоянном ее улучшении и потому являются естественными потребителями новых технологий, то есть носителями спроса на инновации»18. Применительно к России это особенно важно, так как сегодня именно недостаток спроса на инновации крупными фирмами стал ключевой проблемой перемен. Этот факт подтверждается и статистикой. В докризисный период 400 крупнейших компаний России выделяли на НИОКР не более 0,5% от оборота, в кризис эта цифра и вовсе упало до 0,2%. Инновативность малого бизнеса также оставляет желать лучшего. Значит единственным потребителем инноваций в России сейчас является только средний бизнес, который активно развивается в последние годы. Еще одна особенность активности «газелей» заключается в том, что интерес в их продукции основан на создании новых рынков, а не на реконструкции существующих. Эта стратегия основана не на жесткой конкуренции с другими компаниями, а на освоении новых аспектов потребительского спроса, которую современные экономисты считают наиболее успешной. Если «газели» удается занять такую нишу, то возникают новые пути развития.
Кроме всего прочего «газели» помогают повышать эффективность хозяйства за счет внедрения производимых ими технологий или уровень жизни, если речь идет о потребительском сегменте рынка. Иногда быстро развивающиеся компании создают такие инновационные продукты, которые побоялись запустить крупные компании, полагая, что на них не будет спроса, но, запустив эти продукты на нашем высококвалифицированном рынке, сами «газели» обходят западных конкурентов за счет этих высокотехнологичных продуктов. Итак, спрос на инновации со стороны «газелей» — это не просто интерес к изобретениям, а опирающийся на структуру бизнеса, в высшей степени жизнеспособный проект.
Разработка и внедрение
Быстро развивающиеся компании, как уже было выяснено ранее, отводят решающую роль инновативности своих проектов. Но порой установление коммерческих отношений с разработчиками, не имеющими коммерческого опыта, проблематично. В этом случае «газелям» приходится самим выстраивать коммерческую среду в техносфере. И без сомнения «именно «умный» спрос «газелей» на инновации (не просто готовность купить, а активная помощь в рождении самой инновации, в том числе через сведение вместе разных партнеров) приводит к конечному успеху»19. Компании на свой страх и риск обзаводятся новыми технологиями, зачастую дорабатывают их и выводят на потребительский рынок, зачастую не имея ни малейшего представления о том, будет ли новый товар реально востребован на рынке, окупится ли нововведение. Но, как уже говорилось ранее, в большинстве случаев именно эти инновации и становятся наиболее востребованным товаром среди покупателей, так как наиболее удовлетворяют потребности потребителей в силу своей проработанности и продуманности. Нужно иметь особое чутье, чтобы угадать, что именно на данный момент будет востребовано на рынке.
Резкий взлет «газелей»
Трудности в развитии среднего бизнеса
Большинство владельцев развивающихся компаний пессимистично настроены по поводу инновационной среды в России. Среди самых распространенных жалоб разваленные научные школы, необязательность бизнес-партнеров, отсутствие необходимого сырья и квалифицированных рабочих рук.
Одной из наиболее серьезных проблем, возникающих на пути внедрения инноваций является нежелание и страх потребителей пользоваться нововведениями в силу различных факторов: отсутствия высококвалифицированных специалистов в данной отрасли, отсутствие четко отлаженных технологий производства и потребления, наконец, отсутствие каких-либо необходимых смежных товаров и услуг. В результате возникает противоречие. Фактически спрос на инновации в таких случаях ограничен тем, что некому приспособить их «под ключ» к нуждам заказчика.
Но и эта проблема, возможно, вскоре будет решена, так как возникают и новые фирмы «интеграторы», которые, в свою очередь тоже становятся своего рода «газелями». Становление в рамках российского среднего бизнеса сильных фирм «интеграторов» приносит «процессам инноваций пользу:
1) в стране и за рубежом отбираются, взаимоувязываются и модифицируются для применения в российских условиях лучшие технологии;
Информация о работе Предпринимательство как фактор производства