Преимущества и недостатки приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является анализ теории и практики приватизационного процесса, который занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами:
1) Необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике;
2) Постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности;
3) Использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения его хода и результатов.

Файлы: 1 файл

Контрольная по экономич. теории.docx

— 40.32 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ  

 

Рыночная экономика достаточно сложна. К тому же, как показывает практика, введение западных моделей, которые с успехом применялись  в иностранных государствах, не всегда дает положительный эффект и "приживается" в местных условиях. Не будем забывать, что рыночная экономика на Западе формировалась, преобразовывалась  на протяжении более 200 лет, а страны постсоветского пространства идут по этому пути только пятнадцать лет. И  поэтому проблему собственности, и  способы ее влияния на формирование рынка необходимо рассматривать, в  основном, с точки зрения национальной экономики, однако, не исключая опыта, накопленного зарубежными экономистами.        Актуальность темы заключается в том, что собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции.         Целью написания данной работы является анализ теории и практики приватизационного процесса, который занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами: 
1)    Необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; 
2)    Постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; 
3)     Использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения его хода и результатов.   Объектом нашей работы является процесс приватизации, предметом – его содержание, сущность и роль в экономике.       Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: 
-       Изучить сущность, формы и способы процесса приватизации; 
-       Определить цели и этапы приватизации; 
-       Выявить недостатки и преимущества приватизации; 
-       Оценить роль приватизации в экономике России.     Таким образом, общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней содержатся в исторической, философской и художественной литературе. Богатые традиции и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 

1.1 Сущность и необходимость  процесса приватизации 
 

Приватизация является одним  из важнейших преобразований при  переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной»  на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое  содержание приватизации как системы  отношений по изменению формы  собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам.   Выделяют две основные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.   Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.       Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Ее сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета. Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки ее проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное ее осуществление должно быть медленным по трем основным причинам: 
1)    Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно; 
2)    Требуется время, чтобы рынок начал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий; 
3)    Монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.          Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но, ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.      Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди!         

 

1.2 Формы и способы приватизации 

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий  или сфер деятельности из государственных  в частные называется приватизацией  даже в том случае, если пакеты акций  данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда  государство перестает быть основным собственником, а покупателями или  владельцами долей выступают  частные лица или предприятия  с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства  в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.     Формальная приватизация - предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново.        О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы: 
·        Продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий; 
·        При использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению; 
·        При использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги; 
·        В случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.  Открытый и ограниченный тендер – с помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.     Аукцион - целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.             Прямая продажа - по стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.          Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.           Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.          Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере. 
 
             

ГЛАВА 2. ПРИВАТИЗАЦИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 

2.1 Цели приватизации 
 

Приватизация, как и любое  экономическое явление, имеет множество  трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в целом, и в России в частности.          Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими: 
1)    Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства); 
2)    Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки); 
3)    Социальная (обеспечение социального мира); 
4)    Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.    Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, - залог успешного функционирования экономики.      Учет данной закономерности трансформации мировой экономики, а также первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том, что:  
·      долю государственного сектора в структуре ВВП необходимо существенно сократить, при этом ответственность за производство большей части продукции и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти от должностных лиц к частным предпринимателям; 
·      государственный контроль за естественными монополиями и стратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт, оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен; 
·      необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и усилить контроль за сохранностью государственного имущества; 
·      прозрачным и подотчетным должно стать управление государственной собственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц, уполномоченных управлять государственной собственностью, повысится; 
·      реструктуризация и модернизация государственных предприятий должна обеспечить их конкурентоспособность; 
·      с целью недопущения захвата государственного имущества монопольными структурами, сращивания бизнеса с государством и появления привилегированного сектора экономики, ее криминализации, необходимо изменить методы приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально открытым, с детально разработанным правовым механизмом, поскольку только легальная приватизация способна противостоять коррупции и привести к позитивным экономическим и политическим результатам; 
·      должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства и закрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированных государственных предприятий необходимо определять с учетом национальных интересов, обеспечив контроль и периодическое информирование общественности о ходе выполнения принятых им обязательств; 
·      должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачи новому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов, которые управляются неэффективно.         В результате этих мер государство, все в большей мере отказываясь от роли владельца, контролирующего производство, станет гарантом стабильной рыночной среды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективной частной экономической деятельности, будет содействовать выходу на рынок новых экономических субъектов и осуществлять регулирование экономики с помощью преимущественно экономических методов - денежно-кредитной, финансовой, налоговой, амортизационной политики.              Но все, же приватизация выполняла две основные функции. С одной стороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.        Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая к рукам» огромное государственное имущество, а кто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время.           

 
2.2 Этапы приватизации 

 
            Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991г. верх взяло реформистское крыло. На апрельском пленуме ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события того же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунистическим силам. Принятие официального решения о приватизации было в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилась крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золотовалютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа – вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.   В России приватизация проходила в 2 этапа. Первый этап пришелся на 1992-1994 годы. Приватизационный процесс первого периода имел две важнейшие черты: во-первых, "ваучерный" характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывало необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде. "Ваучерный" характер приватизации в России означает, что государственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе 1992 года был издан Указ Президента РФ о внедрении приватизационных чеков (государственных ценных бумаг целевого назначения) – ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей. Это документ на предъявителя. По истечению срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения. Приватизационные чеки действуют однократно в качестве средства платежа в процессе приватизации. На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов.   В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992-1994 годы. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.), они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.), они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы. 
       С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ начался новый период в приватизационном процессе – постваучерный  или денежный. Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, а, следовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность. Поэтому предполагается переход к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже наиболее крупных предприятий.  Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.            Механизм продажи акций на специализированных денежных аукционах полностью повторяет механизм продажи акций на специализированных чековых аукционах. Акции также продаются по единой цене, подаются заявки двух разных типов, где указываются общая сумма платежа и количество приобретаемых акций. Главная особенность - оплата ценных бумаг осуществляется не чеками, а деньгами. Проведение инвестиционных конкурсов предполагает осуществление покупателем акций инвестиций в производство. Это делает инвестиционные конкурсы более целесообразными, так как экономическая цель денежной приватизации состоит в привлечении инвестиций в экономику, а не в пополнении государственного бюджета.   Очевидна устойчивая тенденция к снижению количественных показателей приватизированных предприятий.       Но некоторые эксперты при оценке процесса приватизации выделяют ещё и третий её этап, связанный с понятием «индивидуальный проект». Хотя этот термин и не был легализован в новом законе о приватизации, формальная заинтересованность правительства в "индивидуальных проектах" была оформлена в Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997г. N 363  "О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" (в редакции от 12 мая 1997г.).  Согласно этому документу, индивидуальным   проектом  приватизации федерального имущества  является комплекс мероприятий,  направленных на приватизацию особо важного  для страны  региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение   предпродажной   подготовки  этого  имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных финансовых группировок. 

Информация о работе Преимущества и недостатки приватизации