Преимущества и недостатки приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является анализ теории и практики приватизационного процесса, который занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами:
1) Необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике;
2) Постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности;
3) Использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения его хода и результатов.

Файлы: 1 файл

Контрольная по экономич. теории.docx

— 40.32 Кб (Скачать файл)

 
        2.3 Преимущества и недостатки  приватизации

 

 
       Анализ организации приватизационного  процесса в российской экономике  показывает ряд присущих ей  черт, носящих как позитивный, так  и негативный характер. Основными  негативными чертами являются следующие:  
1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции». 
2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации  в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности. 
3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя. 
4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации. 
      Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них – порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости. 
       Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам. 
       Процесс приватизации предприятий обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществом и фонды имущества различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров. 
       В настоящее время в России складывается ситуация, при которой темпы слома административно-командной модели значительно опережают создание новой модели государственного управления экономикой. В результате возникает организационно-управленческий вакуум, усложняющий процесс вхождения предприятий  в рыночную среду. 
       Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и методах оценки имущества. 
       Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость («чековая приватизация»)     . 
       Передача собственности на государственное имущество сложившимся коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночный результат – долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа лежит критерий не эффективности (или массовости), а приоритета трудового коллектива. 
      Приватизация муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно проходила в 1993г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности  преимущественно является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизации муниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций. 
       Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах. 
       Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной программе приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако, я считаю, что банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 
        В заключении хотелось бы  отметить, что сравнение с практикой  других стран Восточной Европы  показывает, что хотя во многих  из них, как и в России, при  решении проблем приватизации  преобладали политико-идеологические  мотивы, относительно больший положительный  эффект от приватизации наблюдался  в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного хуже, чем в России  результаты приватизации почти  в двух десятках бывших социалистических  стран и союзных республик  бывшего СССР. Сопоставление таких  параметров, как уровень и динамика  реальных доходов, инфляция, глубина  и продолжительность экономического  спада позволяет констатировать, что переход к частной собственности  идет в России средними темпами и с относительным успехом. 
        В большинстве переходных экономик игнорировался опыт таких стран, как Франция, Великобритания или Италия, где в ходе развития рыночных систем приватизационные процессы сменялись процессами национализации. Во всех случаях эти решения были призваны обеспечивать эффективное функционирование предприятий и национальной экономики в целом. Программы приватизации для всех отраслей и компаний тщательно готовились и не менее тщательно контролировалось их реализация. Для этих целей разрабатывалось законодательство не только о разгосударствлении собственности, но и ее "деприватизации" в случае неэффективного использования, поскольку частная собственность - это не столько право на получение выгоды (в виде присвоения конечного результата), сколько определенное поведение, ответственность за развитие и созидание, способность к воспроизводству за счет собственных ресурсов. В некоторых случаях национализация выполняла корректирующую роль, если в ходе приватизационных процессов возникали непредвиденные провалы рынка. 
      Этот мировой опыт обязательно должен учитываться при совершенствовании и преобразовании экономики России. 
        Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили  начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы  общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.  
        Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр. 
        Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были. На это есть много своих причин, но как мне кажется, основными негативными моментами приватизационного процесса в РФ были: 
-       Слабая, а иногда и просто недостаточная законодательная база проводимого процесса, недоговоренность возвращения собственности ее первоначальному владельцу, в случае ее не рационального использования; 
-       Формальные гарантии прав трудящихся, но не исполнения их на практике на не государственных предприятиях; 
-       Не использование на начальном этапе приватизации огромных по своим масштабам денежных средств в реальном секторе экономики, а простое их разворовывание; 
-       Лоббирование крупными финансовыми группами выгодных им политических решений; 
-       Малая информированность населения о ходе приватизационного процесса и о его задачах в целом; 
-       Не учитывается опыт экономически развитых стран в подобного рода процессах. 
       Считаем, что процесс приватизации, проводимый в России в конце XX века – начале XIX века имел огромное значение. Он затронул практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их. По моему мнению, приватизация государственной собственности была необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей. Мне кажется, приватизацию не стоило проводить такими ускоренными темпами. Не хватало четко сформулированного плана приватизации, подтвержденного законодательной базой. 
        Необходимо, чтобы все реформы и преобразования проводились последовательно, не отставая друг от друга и не забегая вперед, и это относится не только к проведенному процессу приватизации, но и ко всем российским реформам, они должны проводиться по четко определенной линии государственной политики в области экономики и не только.  
 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 
1. Протас В.Ф., Макроэкономика: структурно-логические схемы: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1997, - 297с. 
2. Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001, - 486с. 
3. А.С. Булатов,  Экономика: Учебник. М.: Издательство БЕК, 1997, - 275с. 
4. А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков и др.; Под ред. И.П. Николаевой, Экономическая теория: Учебник для вузов/ - М.: Финстатинформ, 1997, - 256с. 
5. Валовой Д.В., Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки-размышления. – М.: Политиздат, 1991, - 352с. 
6. Каспин В.И., Острина И.А., Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2005, - 176с. 
7. Программа углубления экономических реформ в России. – М.: Республика, 1992, - 274с. 
8. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. – М.: Юстицинформ, 1992, - 384с. 
9. Куликов В., Итоги ваучерной и концепция нового этапа приватизации//Российский экономический журнал ,1994 , - 291с. 
10. Стигну Д., Экономика государственного сектора, Москва, 1997, - 359с. 
 

 


Информация о работе Преимущества и недостатки приватизации