Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:35, контрольная работа
Внелегальная (теневая ) экономика - сфера, в которой экономическая деятельность осуществляется вне рамок закона, т.е. сделки совершаются без использования закона, правовых норм и формальных правил хозяйственной жизни. Внелегальная экономика состоит из трех элементов: неофициального (легальная деятельность без фиксации производства товаров и услуг), фиктивного (приписки, взяточничество и другое мошенничество), и криминального. Для измерения нелегальной экономики используются: монетарный (предполагается, что нелегальная экономика проходит в денежной сфере),
Оценка хозяйствующими субъектами издержек легальности как неприемлемых приводит к перетеканию капитала не только в теневую экономику, но и за рубеж. Таких случаев, когда государство из-за невежества собственных чиновников финансирует бюджеты других стран, в мировой практике немало, и бывало такое не только с отсталыми странами. Интересный случай привел к широкому хождению американских долларов в Европе: "В семидесятых годах американские банки, чтобы обойти трудности, возникшие из-за излишней регламентации их деятельности, в массовом порядке переносили свою деятельность в Лондон, таким образом развился рынок евродолларов». США, кстати, извлекли все-таки из этого пользу, т.к. распространение евродолларов дало им возможность сделать дополнительную эмиссию, но это, пожалуй, редкий случай, когда из ошибок удалось извлечь выгоду.
"В политике
государства могут быть
Проведенный нами
анализ свидетельствует, что государство
имеет реальную возможность повысить
эффективность экономики и
К позитивным последствиям можно отнести стабилизирующую роль внелегальной экономики (компенсация дефицита в условиях командной экономики, парирования кризисной ситуации, реализация невостребованного производственного потенциала).
Негативные последствия: торможение технического прогресса, вследствие невыгодности технического перевооружения, снижение производительности труда, сокращение объема инвестиций, усиление экономического бремени на легальную экономику, что может привести к увеличению числа нелегалов, создание особой институциональной системы мафиозной направленности. Правила, по которым совершаются нелегальные сделки в экономической сфере, имеют специфический характер. Они существенно отличаются от конституции рынка, в первую очередь - делением всех субъектов сделок на своих и чужих. В отношении своих действуют социальные механизмы предотвращения оппортунизма, господствуют нормы доверия и взаимопомощи. По отношению к чужим уже оппортунизм становится нормой, не исключено и использование насилия, если они слабее. Поэтому внелегальная экономика очень близка к модели дикого рынка, базирующегося на завистническом соперничестве. Двойственность стандарта поведения тяжело сказывается на самих субъектах внелегального сектора – они вынуждены постоянно вести двойную игру и живут под давлением бесконечного стресса. Наконец, внелегальная экономика максимально фрагментирована и мозаична, она не принимает форму цельной системы и исключает существование единой и обязательной для всех участников рынка конституции. Альтернатива высокой цене подчинения закону тоже оказывается слишком дорогой. Впрочем, параллельное существование двух секторов экономики, легального и внелегального, оказывает и негативное влияние на социально-экономическое развитие. Ввиду невыгодности технического перевооружения во внелегальном секторе тормозится технический прогресс и в целом снижается производительность труда. Сокращается и объем инвестиций из-за ограниченности их источников (инвестируются только ресурсы, существующие внутри той или иной социальной структуры) и отсутствия гарантий для внешних по отношению к данным социальным структурам инвесторов. Далее, увеличивается налоговое бремя на экономических субъектов, все еще остающихся в легальном секторе: издержки предоставляемых государством услуг распределяются на меньшее число налогоплательщиков. Данная ситуация побуждает к переходу во внелегальный сектор и тех, кто до последнего времени колебался — цена подчинения закону становится непомерно высока. Результатом становится коллапс легального сектора — в нем остаются лишь наиболее крупные предприятия, которые просто не могут полностью уйти «в тень». Кроме того, существование внелегальной экономики делает неэффективными любые меры по проведению последовательной макроэкономической политики: она строится на основе заведомо неадекватных индикаторов и макроэкономических показателей. Изложенное особенно важно в отношении кредитно-денежной политики, ведь внелегальный оборот наличности неподконтролен Центральному банку.
Независимо от того, где происходит теневой процесс - в экономике, в политике или в школе - он сохраняет свои природные черты, которые отличают его от открытых процессов. Ведь любой открытый процесс в обществе оставляет те или иные "следы". Например, масштабы безработицы фиксирует Комитет по статистике РФ, факты рождения фиксируются в роддомах, несчастные случаи - в милиции и т.д. Во всех этих случаях общество (и ближайшее окружение, и население страны в целом) в той или иной степени информируется о происходящих переменах.
В отличие от таких перемен, теневые процессы - это такие перемены в жизни общества, которые не оставляют никаких официальных следов. Здесь нет ни таких документальных следов, как, например, официальные отчеты, которые Комитет по статистике РФ получает от предприятий страны. Нет финансовых следов в виде уплаты налогов. Нет и психологических следов в виде массовых реакций людей (таких, как забастовки, демонстрации, пикеты). То есть процесс идет, но для общества его "как бы" нет. "Тень" находится вне "информационной доступности". Простейшим (и наиболее массовым) примером теневого процесса является неформальная занятость, суть которой состоит именно в том, что трудовая деятельность работников нигде и никак официально не фиксируется. Поэтому для служб статистики и занятости, для Минтруда, для милиции - эти люди не являются работающими, хотя фактически они таковыми являются. Единственный способ выяснения примерной доли таких людей в составе населения - это социологические опросы. То же самое - беспризорные дети. Хотя некоторые цифры сегодня называются, но официальных данных об их количестве, местах проживания, составе семей, состоянии здоровья нет.
Первое и главное последствие описываемого процесса криминализации и теневизации российского общества - усиление закрытости общества. Под "закрытостью" понимается незнание людьми того общества, в котором они живут. Закрытость в этом, информационном смысле относительна, то есть она по-разному проявляется по отношению к разным "срезам" внешней среды. Одно дело закрытость российского общества по отношению к Западу (например, США, Европе); другое дело - закрытость этого же общества по отношению к своему собственному государству; третье - его закрытость по отношению к самому себе. Последняя ситуация означает, что люди не только не знают ничего о деятельности государства, проводимой им политике, о переменах, которые происходят в обществе, но и не особенно стремятся узнать это. Такое состояние общества социологи называют "деполитизациеи". Теневизация общества означает, что и государство, и население все меньше и меньше знают о том обществе, в котором они живут. "Пространство известного" все более сжимается, а "пространство неизвестного" - расширяется.
Второе последствие теневизации
общества: она усиливает отчуждение людей
от государства и от всего того, что называют
"общественным интересом" ("национальным
интересом"). Действительно, чем более
теневой является окружающая людей среда,
чем больше они чувствуют, что в стране
все происходит помимо них и от них ни
в малейшей степени не зависит, тем сильнее
они не только деполитизируются, но и проявляют
явное нежелание участвовать в каких-либо
акциях "верхов". Эта зависимость
отчетливо проявилась в период десятилетия
российских реформ. Если в начале 90-х гг.
страну сотрясали многолюдные митинги
и демонстрации, то сегодня ничего этого
нет. Независимо от того, хорошо это или
плохо, бесспорно то, что в 2000-2002 годах
население страны куда меньше идентифицирует
себя с политическими акциями государства,
с теми или иными политическими лозунгами
и программами, чем это было 10 лет назад.
Конечно, главной причиной этой динамики
является разочарование общества во всех
и всяческих реформах, во всех и всяческих
политических партиях, во всех и всяческих
лидерах. Но несомненно и то, что одним
из факторов этого разочарования является
рост закрытости государства и общества.
Третье последствие теневизации и криминализации
неэкономических обществ – ослабление
действенности права, законов. Смысл этого
понятен: поскольку уход "в тень"
осуществляется для того, чтобы уйти от
законов, то чем больше "тень", тем
больше внеправового поведения в обществе.
Если говорить в более понятных терминах,
то с ростом масштаба "тени" растет
сфера криминального поведения. Об их
росте свидетельствуют данные Главного
информационного управления МВД РФ о состоянии
преступности в России за 1999 г. По этим
данным общее число зарегистрированных
преступлений по состоянию на конец 1999
г. составляло 3001748. Рост по отношению к
соответствующему периоду 1998 г. составлял
16,3%. В том числе прирост по отдельным видам
преступлений составлял (%): тяжкие и особо
тяжкие преступления - 18,4; причинившие
особо крупный ущерб или совершенные в
особо крупных размерах - 27,7; убийства
и покушения на убийства-5,4; грабеж-13,6;
кражи-23,7; мошенничество - 9,0. Связи между
теневизацией общества и преступностью-двусторонние:
"тень" создает благоприятную среду
для преступлений, а преступления нуждаются
в "тени", вследствие чего усиливают
ее.
Особо следует
выделить системный характер "теневизации".
Одним из лозунгов, с которым В.В.
Путин пришел на должность Президента
РФ, была борьба с коррупцией. В связи
с этим в стране началась соответствующая
идеологическая кампания.
Всеобщее внимание к коррупции тут
же обернулось обычной для России "говорильней",
очередной идеологической кампанией.
Действительно, никаких конкретных действий
не последовало: никакие ведомства, никакие
фамилии не названы, никакие меры не намечены,
никакой анализ не проведен. Если бы не
журналистские расследования, которые
ведут известные газеты (например, "Новая
газета" и др.), то общество вообще ничего
бы о коррупции не знало. Единственная
деловая деталь всего потока информации
о коррупции — претензии к государству,
что в России нет Закона о коррупции. Где
бы и кто бы ни обсуждал эту проблему, в
результате все сводится к одному: нужен
Закон о коррупции. В сознании политиков,
следователей, да и прессы, широко распространено
убеждение: если принять тот или иной Закон
или Указ, то коррупции не будет. На самом
деле все сложнее. Коррупция - это лишь
небольшая часть более широкой системной
болезни российского общества, которой
поражены не отдельные чиновники, а многие
слои населения, поражена вся социальная
система.
Никаким отдельным законом, никаким указом излечить страну от этой болезни невозможно. Как невозможно это сделать и путем ловли тех или иных политиков на отдельных фактах нарушений ими финансовой дисциплины, например, в периоды избирательных кампаний или в других ситуациях. Даже если признать, что разбирательства, касающиеся поведения отдельных представителей элиты, и полезны, то совершенно очевидно, что они (разбирательства) работают не на выявление корней "теневизации", не на "осветление" всей сложившейся теневой системы, а лишь на то, чтобы убрать с "хлебного места" отдельных чиновников и заменить их другими. В чем выражается системный характер "теневизации"? В том, что в ее сферу втянуты не отдельные индивиды, а взаимодействующие между собой социальные группы, образующие социальную стратификацию российского общества. По мере распространения теневых процессов, все большая часть общества, то есть его стратификации, тоже становится теневой.
Механизм здесь весьма простой. Как и любая деятельность вообще, теневая происходит в процессе взаимодействий представителей разных социальных групп. Рабочие взаимодействуют с администрацией своих предприятий; чиновники высших уровней власти - с чиновниками средних и низших уровней; журналисты - со своими читателями; врачи - с больными, которых они лечат; преподаватели - с учащимися и т.д. И если какая-либо "группа-инициатор" начинает осуществлять теневое поведение, то это значит, что и "группа-партнер" тоже втягивается "в тень". Например, ясно, что если врачи государственных медучреждений по своей инициативе (то есть теневым путем) начали брать с больных деньги, то это значит, что и обращающиеся к этим врачам больные тоже начали лечиться теневым способом. А точнее - потребности больных в более качественном лечении "втянули" врачей в теневую деятельность. То же самое происходит в политике. Если коррупция начала проявляться в верхних эшелонах власти, то постепенно она распространяется и на нижние этажи. Доказательством "парности" теневых процессов может служить то, что главная договоренность, которая была достигнута на встрече В.В. Путина с бизнесменами 28 июля 2000 г., состояла в следующем: бизнес не должен "покупать" чиновников, а чиновники не должны идти на подкуп со стороны олигархов. "Новая газета" обыграла этот факт: "Теперь олигархи отказались от внедрения своих людей во властные структуры. Теперь власть будет внедрять своих людей в олигархические структуры". Но здесь важна не практическая сторона дела (чем закончатся попытки изжить коррупцию), а теоретическая сторона: теневые отношения в политической системе охватывают все взаимодействующие социальные группы, то есть носят системный характер. Подобная ситуация характерна и для других сфер общества, напоминает цепную реакцию.
Информация о работе Причины возникновения теневой экономики и ее структура