Применение методов группировки в АХД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Группировка данных – это один из методов анализа. Анализ в буквальном смысле означает расщепление информации о некотором объекте или явлении для его детального изучения, обнаружения взаимосвязей с другими элементами, анализа развития, прогнозирования. Правильная группировка – это основа дальнейшего анализа. Однако группировка и сама по себе может дать очень ценные знания об объекте анализа. Она может отразить структуру данных, однородность, расставить приоритеты и т.д. Группировка позволяет взглянуть на объект с разных сторон, под разным углом зрения, в разном разрезе. В общем, без владения методами классификации данных хорошим аналитиком стать невозможно.
Целью работы является изучение методов группировок и их применение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1.Способы группировки в АХД: теоретический аспект…………………….4-10
1.1 Понятие, сущность и методы группировок в АХД…………………….…4-8
1.2 Способы группировки информации в АХД……………………………..8-10
2.Применение методов группировок в АХД ………….………………....11-18
2.1 Применение методов типологических группировок…………………..11-13
2.2 Применение методов структурных группировок……………………..13-16
2.3 Применение методов аналитических группировок……………………16-18
Заключение……………………………………………………………...……….19
Список использованных источников………………………………….……20-22

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 51.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский государственный  университет технологии и управления»

(ГОУ ВПО ВСГУТУ)

Кафедра: «Бухучет, анализ и  аудит»

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория  экономического анализа»

на тему: «Применение методов  группировки в АХД»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент(ка)

Проверил(а):

 

 

 

 

Улан-Удэ 2013 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

1.Способы группировки  в АХД: теоретический аспект…………………….4-10

1.1 Понятие, сущность и  методы группировок в АХД…………………….…4-8

1.2 Способы группировки  информации в АХД……………………………..8-10

2.Применение методов группировок  в АХД ………….………………....11-18

2.1 Применение методов  типологических группировок…………………..11-13

2.2 Применение методов  структурных группировок……………………..13-16

2.3 Применение методов  аналитических группировок……………………16-18

Заключение……………………………………………………………...……….19

Список использованных источников………………………………….……20-22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Анализом хозяйственной  деятельности называется научно разработанная  система методов и приемов, посредством  которых изучается экономика  предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.

Группировка данных – это один из методов анализа. Анализ в буквальном смысле означает расщепление информации о некотором объекте или явлении для его детального изучения, обнаружения взаимосвязей с другими элементами, анализа развития, прогнозирования. Правильная группировка – это основа дальнейшего анализа. Однако группировка и сама по себе может дать очень ценные знания об объекте анализа. Она может отразить структуру данных, однородность, расставить приоритеты и т.д. Группировка позволяет взглянуть на объект с разных сторон, под разным углом зрения, в разном разрезе. В общем, без владения методами классификации данных хорошим аналитиком стать невозможно.

В первой главе рассмотрено  общее представление группировок (их сущность значение и методы построения). 

В второй главе на примерах рассмотрено применение методов группировок в АХД.

Целью работы является изучение методов группировок  и их применение.

 

 

 

 

 

 

1 Способы группировки в АХД: теоретический аспект

1.1 Понятие, сущность  и методы группировок в АХД

Группировка — это метод, при котором вся исследуемая совокупность разделяется на группы по какому-то существенному признаку. Можно осуществить группировку по одному или нескольким из следующих признаков: объему товарооборота, численности работающих, величине основных фондов и другие.

 Группировки могут производиться по одному или нескольким признакам. Это зависит от степени сложности массового явления и задач анализа:

    • Если производится группировка только по одному признаку, то она называется простой.
    • Если по двум и более признакам, то такая группировка называется сложной или комбинационной.

        Признаки, по которым производится распределение единиц наблюдаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками, или основанием группировки. Их правильный выбор определяется научным анализом законов развития тех явлений и процессов, по признакам которых и образуются различные группы.

Группировка представляет собой способ подразделения рассматриваемой совокупности данных на однородные по изучаемым признакам группы. Это делается с целью изучения структуры этой совокупности либо взаимосвязей между отдельными элементами этой совокупности. С помощью группировки можно выявить влияние отдельных единиц на средние итоговые показатели. Так, например, группировка рабочих данной организации по уровню производительности труда используется с целью выявления влияния высокой производительности труда отдельных рабочих на среднюю производительность по организации и для определения резерва, кроющегося в повышении производительности труда всех рабочих до уровня передовых рабочих. Выбор группировочного признака зависит от цели данной группировки и предварительного экономического анализа явления.

В общем случае сам процесс  группировки данных включает несколько  этапов:

    • Выбор группировочного признака: в зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по количественным и качественным (атрибутивным) признакам.
    • Определение числа групп: если в основании группировки атрибутивный (качественный) признак, то количество групп равняется количеству значений этого признака

Если в основании группировки  лежит количественный признак, то число  групп определяют по формуле Стерджесса:

n=1+3.322lgN=log2N+1 ,     (1)

где n — число групп

N — число единиц совокупности

 

    • Выбор интервала группировки: интервал группировки — это значение варьирующего признака, лежащее в определенных пределах. Нижняя граница интервала — это значение наименьшего признака в интервале. Верхняя граница — это наибольшее значение в интервале. Величина интервала — это разница между верхней и нижней границами.

Интервалы группировок могут  быть равными и неравными. 
Равные интервалы применяются в тех случаях, когда значение количественного признака внутри совокупности изменяется равномерно.

Величина равных интервалов определяется по формуле:

i=(Xmax – Xmin) / n ,      (2)

где  i — величина интервала

Xmax - максимальное значение признака в совокупности

Xmin — минимальное значение признака в совокупности

n — число групп

Кроме того, интервалы группировки  можно выбрать и неравными, т.е. возрастающими или убывающими. Такой подход чаще всего применяется при большой вариации и неравномерности распределения признака по всему интервалу его изменения. При использовании этого метода интервалы часто выбирают так, чтобы группы были равнозаполненными.1

Правила округления интервалов:

    • Если интервал имеет один знак ДО запятой, то полученное значение округляется до десятых (0,88 = 0,9; 8,715 = 8,7)
    • Если величина интервала имеет два знака ДО запятой, то полученное значение округляется до целых (11,11 = 11; 29,98 = 30)
    • Если интервал трех, четырех и более значимое число, то интервал принимают кратным 50 или 100

Кроме того интервалы могут  быть открытыми и закрытыми. Закрытыми называются интервалы, у которых имеются обе границы: верхняя и нижняя. Открытые - это интервалы, у которых указана только одна граница: как правило, верхняя - у первого интервала и нижняя - у последнего. Например, группы предприятий по числу работающих в них сотрудников (чел.): до 50, 50-100, 100-150, 150 и более. Применение открытых интервалов целесообразно в тех случаях, когда в совокупности встречается незначительное число единиц наблюдения с очень малыми или очень большими значениями вариантов, которые резко, в несколько раз, отличаются от всех остальных значений изучаемого признака.

На практике иногда приходится пользоваться уже имеющимися группировками, которые могут быть несопоставимы  из-за неодинаковых границ интервалов или различного количества выделяемых групп. Для приведения таких группировок к сопоставимому виду используется метод вторичной группировки.

Вторичная группировка заключается в образовании новых групп на основе ранее произведенной группировки.


       Необходимость вторичной группировки возникает в двух случаях:

    • ранее произведенная группировка не удовлетворяет целям исследования в отношении числа групп;
    • для сравнения данных, относящихся к различным периодам времени или к различным территориям, если первичная группировка была произведена по разным группировочным признакам или по разным интервалам.

Во вторичной группировке  применяются два способа образования  новых групп:

    • Первый способ состоит в укреплении первоначальных интервалов. Это наиболее простой и распространенный способ вторичной группировки.
    • Второй способ называется методом долевой перегруппировки и состоит в том, что за каждой группой закрепляется определенная доля единиц совокупности.

 

Метод группировок является основой применения других методов  статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых явлений. По своей роли в процессе исследования метод группировок  выполняет некоторые функции, аналогичные  функциям эксперимента в естественных науках: посредством группировки  по отдельным признакам и комбинации самих признаков статистика имеет  возможность выявить закономерности и взаимосвязи явлений в условиях, в известной мере ею определяемых. При использовании метода группировок  появляется возможность проследить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели.

Таким образом, группировка является важнейшим этапом статистического исследования, соединяющим сбор первичной информации об объекте исследования и анализ этой информации на основе обобщающих статистических показателей.

 

 

1.2 Способы группировки  информации в АХД

Широкое применение в АХД  находит группировка информации — деление массы изучаемой  совокупности объектов на качественно  однородные группы по соответствующим  признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации  явлений, то в анализе группировка  помогает разъяснить смысл средних  величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь  между изучаемыми показателями.12

В зависимости от решаемых задач различают типологические, структурные и аналитические  группировки:

    • Типологическая группировка — представляет собой разделение исследуемой совокупности на однородные группы (группировка населения по роду деятельности, фирмы по формам собственности и т.д.)
    • Структурная группировка — группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-то варьирующему признаку (позволяет изучать внутреннее строение показателей: состав рабочих по профессиям, стажу, возрасту, выполнению норм выработки и т.д.). Анализ статистических данных структурных группировок, взятых за ряд периодов, показывает изменение структуры изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги.
    • Аналитическая (факторная) группировка — позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками (группировка банков по сумме уставного капитала, величине активов и балансовой прибыли). Также используется для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями; по характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка она может быть. качественной (признак не имеет количеств выражения) и количественной.

В процессе проведения экономического анализа, как правило, применяются два основных вида группировок: структурные и аналитические.

По сложности построения различают следующие виды группировок:

    • Простая – это группировка, в которой изучаются явления, сгруппированные по одному какому-либо признаку.
    • Сложной - это группировка, в которой разделение совокупности на группы производится по двум и более признакам, взятым в сочетании.

Сначала группы формируются  по одному признаку, затем группы делятся  на подгруппы по другому признаку и т.д.. Сложные группировки дают возможность изучить единицы совокупности одновременно по нескольким признакам.

Сложная группировка строится в следующей последовательности: сначала производится группировка  по атрибутивным признакам, затем по количественным.

    • Многомерная – это группировка, в которой разделение совокупности на группы производится по двум и более признакам, взятым одновременно.

Методика построения группировок  коротко может быть представлена в виде следующего алгоритма:

Информация о работе Применение методов группировки в АХД