Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:04, курсовая работа
Группировка данных – это один из методов анализа. Анализ в буквальном смысле означает расщепление информации о некотором объекте или явлении для его детального изучения, обнаружения взаимосвязей с другими элементами, анализа развития, прогнозирования. Правильная группировка – это основа дальнейшего анализа. Однако группировка и сама по себе может дать очень ценные знания об объекте анализа. Она может отразить структуру данных, однородность, расставить приоритеты и т.д. Группировка позволяет взглянуть на объект с разных сторон, под разным углом зрения, в разном разрезе. В общем, без владения методами классификации данных хорошим аналитиком стать невозможно.
Целью работы является изучение методов группировок и их применение.
Введение……………………………………………………………………...……3
1.Способы группировки в АХД: теоретический аспект…………………….4-10
1.1 Понятие, сущность и методы группировок в АХД…………………….…4-8
1.2 Способы группировки информации в АХД……………………………..8-10
2.Применение методов группировок в АХД ………….………………....11-18
2.1 Применение методов типологических группировок…………………..11-13
2.2 Применение методов структурных группировок……………………..13-16
2.3 Применение методов аналитических группировок……………………16-18
Заключение……………………………………………………………...……….19
Список использованных источников………………………………….……20-22
1) определение цели анализа;
2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;
3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;
4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;
5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;
6) анализ полученных средних
величин, определение
В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов.
2 Применение методов группировок в АХД на примерах
2.1 Применение типологических группировок
Важнейшим содержанием типологических группировок является выражение из множества признаков, характеризующих изучаемые явления, основных типов в качественно однородные.
Типологические группировки широко применяются в экономических, социальных и других исследованиях. Необходимость проведения типологической группировки обусловлена, прежде всего потребностью теоретического обобщения первичной статистической информации и получения на этой основе обобщающих статистических показателей. Именно в выделении социально-экономических типов явлений, позволяющих проследить зарождение, развитие и отмирание их, состоит основная задача типологических группировок.
При использовании метода типологических группировок важное значение имеет правильный выбор группировочного признака. При атрибутивном признаке с незначительным разнообразием его значений число групп определяется свойствами изучаемого явления: группировка населения по половозрастному признаку, предприятий торговли – по формам собственности и т.д.
Выделение типов на основе количественного признака состоит в определении групп с учетом значений величины изучаемых признаков. При этом очень важно правильно установить интервал группировки, на основе которого количественно различаются одни группы от других, намечаются границы выделения их нового качества.
Многообразие общественных
явлений обусловливает
Наряду с выделением типов
хозяйств, разделением населения
по социальным группам в практике
коммерческих служб торговли и банка
выделяются однородные группы, которые
различаются между собой
Приведем пример типологической группировки (табл.2.1).
Таблица 2.1 Распределение промышленной продукции произведенной в различных формах хозяйствования за отчетный период
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приведенные данные характеризуют социально-экономический состав промышленной продукции, а также свидетельствуют о возникших в последнее время новых формах хозяйствования. Происходят изменения в социальной занятости работников в народном хозяйстве: увеличилось число работников в кооперативном и индивидуальном секторах экономики, что является отражением стратегии, социально-экономического развития нашего общества в условиях перехода к рыночной экономике.
2.2 Применение структурных группировок
С помощью структурных
группировок изучается, например, состав
товарооборота по товарным группам;
торговая сеть – по специализации;
работники торговли – по профессиям,
возрасту, стажу работы, образованию
и т.д. Так, группировка по образованию
за ряд лет может характеризовать качественные
сдвиги в рабочей силе по данному признаку.
Структурная группировка, кроме того,
позволяет оценить процесс концентрации,
если в их основание положен существенный
признак, что видно из данных таблицы 2.2.
Таблица 2.2 Группировка торговых предприятий района по объему товарооборота (в процентах к итогу)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приведенная в таблице 2.2 группировка содержит систему показателей, характеризующих структуру изучаемой совокупности по ряду признаков, концентрацию торгово-закупочного процесса, нашедшего свое выражение в укреплении магазинов по величине товарооборота. Крупные магазины имеют большую долю в обороте, чем в общей их численности. Данная группировка, кроме того, позволяет выявить определенную последовательность в изменении показателей, характеризующих выделенные части. На практике структурная группировка с комплексным решением задач встречается довольно часто. Однако в коммерческой деятельности нередко применяется другой вид группировки. Так, для изучения явления, а также связи между отдельными признаками явления используются аполитические группировки.
В торговле и сфере банка
встречается большое
Наиболее распространенный вид коммерческих
связей представлен в табл.2.3.
Таблица 2.3 Качество продукции
и продолжительность договорных связей
поставщиков с магазином
|
|
| |
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Данные группировки позволяют
сделать вывод о том, что устойчивые
и надежные хозяйственные связи
между сторонами, основанные на договорах,
оказывают положительное
Практическое применение
структурных группировок
2.3 Применение аналитических группировок
Группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками, называется аналитической группировкой. Аналитические группировки позволяют изучить многообразие связей и зависимости между изменяющимися признаками.
Преимущество метода аналитических
группировок перед другими
Данный метод группировки заключается в исследовании взаимосвязей между факторными признаками в качественно однородной совокупности. С помощью аналитических группировок удается выявлять признаки, которые могут выступать или причиной, или следствием того или иного явления. В аналитических группировках чаще всего используются неравные интервалы. Пример аналитической группировки представлен в табл.2.4.
Таблица 2.4 Группировка продолжительности договорных связей книжного магазина и качества продукции
Продолжительность договорных связей магазина с поставщиками, лет |
Число поставщиков |
Доля качественной стандартной книжной продукции, % | |
абсолютное |
в % к итогу | ||
До 2 |
3 |
14 |
65 |
3–5 |
8 |
38 |
69 |
5–8 |
6 |
29 |
74 |
Свыше 8 |
4 |
19 |
91 |
Итого |
21 |
100 |
74,8 |
Результаты группировочного материала оформляются в виде таблиц, где он излагается в наглядно-рациональной форме. Не всякая таблица может быть статистической. Табличные формы календарей, тестовых и опросных листов, таблица умножения не являются статистическими.
Аналитическая группировка выявляет взаимосвязи и взаимозависимости между изучаемыми социально-экономическими явлениями и признаками, их характеризующими.
В статистике признаки делятся
на факторные и результативные. Факторными называются
признаки, под воздействием которых изменяются
другие, результативные,
Особенностью аналитической группировки является то, что в основание группировки кладется факторный признак, затем подсчитывается количество единиц совокупности и общее суммарное значение результативного признака по каждой выделенной группе и даже производится расчет среднего значения результативного признака по выделенным группам. Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием (убыванием) значения факторного признака систематически возрастает (убывает) среднее значение результативного признака Результаты группировки излагаются в статистической таблице. Пример аналитической группировки представлен в табл. 2.5.
Таблица 2.5 Группировка зависимости суммы выданных кредитов коммерческими банками от размера процентной ставки
№ п/п |
Группы банков по величине процентной ставки |
Число банков |
Сумма выданных кредитов, млн.руб. | |
всего |
В среднем на один банк | |||
1 |
11-15 |
7 |
168,1 |
24,0 |
2 |
15-19 |
13 |
200,5 |
15,4 |
3 |
19-23 |
7 |
54,4 |
7,8 |
4 |
23-27 |
3 |
6,8 |
2,3 |
Итого |
30 |
429,8 |
14,3 |
Данные табл. 4.3. показывают, что с ростом процентной ставки, под которую выдается кредит, средняя сумма кредита, выдаваемая одним банком, уменьшается. Это говорит о том, что между исследуемыми признаками существует обратная связь.
Заключение
Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научного статистического исследования:
Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные).