Применение методов группировки в АХД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Группировка данных – это один из методов анализа. Анализ в буквальном смысле означает расщепление информации о некотором объекте или явлении для его детального изучения, обнаружения взаимосвязей с другими элементами, анализа развития, прогнозирования. Правильная группировка – это основа дальнейшего анализа. Однако группировка и сама по себе может дать очень ценные знания об объекте анализа. Она может отразить структуру данных, однородность, расставить приоритеты и т.д. Группировка позволяет взглянуть на объект с разных сторон, под разным углом зрения, в разном разрезе. В общем, без владения методами классификации данных хорошим аналитиком стать невозможно.
Целью работы является изучение методов группировок и их применение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1.Способы группировки в АХД: теоретический аспект…………………….4-10
1.1 Понятие, сущность и методы группировок в АХД…………………….…4-8
1.2 Способы группировки информации в АХД……………………………..8-10
2.Применение методов группировок в АХД ………….………………....11-18
2.1 Применение методов типологических группировок…………………..11-13
2.2 Применение методов структурных группировок……………………..13-16
2.3 Применение методов аналитических группировок……………………16-18
Заключение……………………………………………………………...……….19
Список использованных источников………………………………….……20-22

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 51.49 Кб (Скачать файл)

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных  по всей совокупности объектов;

3) ранжирование совокупности  по выбранному для группировки признаку;

4) выбор интервала распределения  совокупности и ее деление  на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6) анализ полученных средних  величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

В случае построения комбинированных  группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Применение методов  группировок в АХД на примерах

2.1 Применение  типологических группировок

 

Важнейшим содержанием типологических группировок является выражение из множества признаков, характеризующих изучаемые явления, основных типов в качественно однородные.

Типологические группировки  широко применяются в экономических, социальных и других исследованиях. Необходимость проведения типологической группировки обусловлена, прежде всего потребностью теоретического обобщения первичной статистической информации и получения на этой основе обобщающих статистических показателей. Именно в выделении социально-экономических типов явлений, позволяющих проследить зарождение, развитие и отмирание их, состоит основная задача типологических группировок.

При использовании метода типологических группировок важное значение имеет правильный выбор группировочного признака. При атрибутивном признаке с незначительным разнообразием его значений число групп определяется свойствами изучаемого явления: группировка населения по половозрастному признаку, предприятий торговли – по формам собственности и т.д.

Выделение типов на основе количественного признака состоит  в определении групп с учетом значений величины изучаемых признаков. При этом очень важно правильно  установить интервал группировки, на основе которого количественно различаются  одни группы от других, намечаются границы  выделения их нового качества.

Многообразие общественных явлений обусловливает необходимость  дифференцированного подхода к  образованию и использованию  типологических группировок.

Наряду с выделением типов  хозяйств, разделением населения  по социальным группам в практике коммерческих служб торговли и банка  выделяются однородные группы, которые  различаются между собой качественными  особенностями. Эту многоярусность типологических группировок необходимо определить, поскольку социально-экономическую их сущность нельзя беспредельно расширять. Например, группировку магазинов по специализации не следует ставить в один ряд с социально-экономическими группировками, так как она отражает определенную специфику в характере организации труда и торгового процесса. Среди продовольственных могут быть магазины, разные по формам собственности, организации труда и другим признакам, которые нельзя включать в одну социально-экономическую группу.

Приведем пример типологической группировки (табл.2.1).

 

Таблица 2.1 Распределение промышленной продукции произведенной в различных формах хозяйствования за отчетный период

 
Группы предприятий по формам 
хозяйствования

 
Объем промышленной продукции, млрд. руб.

 
В % к итогу

 
Государственные с традиционными 
методами управления

 
405,0

 
89,20

 
Арендные

 
19,0

 
4,19

 
Кооперативные

 
30,0

 
6,61

 
Всего:

 
454,0

 
100,0


 

Приведенные данные характеризуют  социально-экономический состав промышленной продукции, а также свидетельствуют  о возникших в последнее время новых формах хозяйствования. Происходят изменения в социальной занятости работников в народном хозяйстве: увеличилось число работников в кооперативном и индивидуальном секторах экономики, что является отражением стратегии, социально-экономического развития нашего общества в условиях перехода к рыночной экономике.

 

 

2.2 Применение  структурных группировок

С помощью структурных  группировок изучается, например, состав товарооборота по товарным группам; торговая сеть – по специализации; работники торговли – по профессиям, возрасту, стажу работы, образованию  и т.д. Так, группировка по образованию за ряд лет может характеризовать качественные сдвиги в рабочей силе по данному признаку. Структурная группировка, кроме того, позволяет оценить процесс концентрации, если в их основание положен существенный признак, что видно из данных таблицы 2.2. 

Таблица 2.2 Группировка торговых предприятий района по объему товарооборота (в процентах к итогу)

 
Группы магазинов по объему товарооборота, тыс. руб.

 
Число магазинов

 
Различный 
товарооборот

 
Торговая площадь

 
А

 
1

 
2

 
3

 
До 1700

 
21,87

 
11,22

 
18,05

 
1700-2000

 
28,17

 
19,04

 
21,38

 
2000-3000

 
21,87

 
20,00

 
19,08

 
3000-4200

 
15,63

 
22,23

 
19,47

 
Свыше 4200

 
12,50

 
27,51

 
22,02

 
Всего:

 
100,00

 
100,00

 
100,00


 

Приведенная в таблице 2.2 группировка содержит систему показателей, характеризующих структуру изучаемой совокупности по ряду признаков, концентрацию торгово-закупочного процесса, нашедшего свое выражение в укреплении магазинов по величине товарооборота. Крупные магазины имеют большую долю в обороте, чем в общей их численности. Данная группировка, кроме того, позволяет выявить определенную последовательность в изменении показателей, характеризующих выделенные части. На практике структурная группировка с комплексным решением задач встречается довольно часто. Однако в коммерческой деятельности нередко применяется другой вид группировки. Так, для изучения явления, а также связи между отдельными признаками явления используются аполитические группировки.

В торговле и сфере банка  встречается большое разнообразие взаимосвязей между группировками, выступающими в роли причины или  следствия явления. Из них можно выделить следующие:

    • когда фактором выступает количественный признак, а результативным – качественный;
    • когда в основу группировки положен качественный признак, а результативным – представлен количественный;
    • когда в роли фактора и результата выступает качественный признак;
    • когда в группировке факторный и результативный показатели представлены количественным признаком;

 
Наиболее распространенный вид коммерческих связей представлен в табл.2.3. 
 
Таблица 2.3 Качество продукции и продолжительность договорных связей 
поставщиков с магазином

 
Продолжительность 
связей магазина 
с поставщиками, лет

 
Число поставщиков

 
Доля стандартной продукции, %

 
абсолютная 
величина

 
% к итогу

 
А

 
1

 
2

 
3

 
До 3

 
4

 
16

 
73

 
3-7

 
9

 
36

 
78

 
7-11

 
7

 
28

 
95

 
свыше 11

 
5

 
20

 
98

 
Итого:

 
25

 
100,0

 
88,5


 

Данные группировки позволяют  сделать вывод о том, что устойчивые и надежные хозяйственные связи  между сторонами, основанные на договорах, оказывают положительное влияние  также и на качество поставляемых товаров.

Практическое применение структурных группировок позволяет  на локальном уровне раскрыть структуру совокупности, проанализировать изучаемые явления и процессы, изменение их во времени и закономерности изменения состава совокупности во времени, если совокупности прослеживаются за ряд последовательных периодов времени.

 

2.3 Применение  аналитических группировок

Группировка, выявляющая взаимосвязи  между изучаемыми явлениями и  их признаками, называется аналитической группировкой. Аналитические группировки позволяют изучить многообразие связей и зависимости между изменяющимися признаками.

Преимущество метода аналитических  группировок перед другими методами анализа связи (например, корреляционно - регрессионным) состоит в том, что он не требует соблюдения каких-либо условий для его применения, кроме одного - качественной однородности исследуемой совокупности.

Данный метод группировки заключается в исследовании взаимосвязей между факторными признаками в качественно однородной совокупности. С помощью аналитических группировок удается выявлять признаки, которые могут выступать или причиной, или следствием того или иного явления. В аналитических группировках чаще всего используются неравные интервалы. Пример аналитической группировки представлен в табл.2.4.

Таблица 2.4  Группировка продолжительности договорных связей книжного магазина и качества продукции

Продолжительность договорных связей магазина с поставщиками, лет

Число поставщиков

Доля качественной стандартной  книжной продукции, %

абсолютное

в % к итогу

До 2

3

14

65

3–5

8

38

69

5–8

6

29

74

Свыше 8

4

19

91

Итого

21

100

74,8


 

Результаты группировочного  материала оформляются в виде таблиц, где он излагается в наглядно-рациональной форме. Не всякая таблица может быть статистической. Табличные формы  календарей, тестовых и опросных листов, таблица умножения не являются статистическими.

Аналитическая группировка выявляет взаимосвязи и взаимозависимости между изучаемыми социально-экономическими явлениями и признаками, их характеризующими.

В статистике признаки делятся на факторные и результативные. Факторными называются признаки, под воздействием которых изменяются другие, результативные, признаки.

Особенностью аналитической  группировки является то, что в  основание группировки кладется факторный признак, затем подсчитывается количество единиц совокупности и общее суммарное значение результативного признака по каждой выделенной группе и даже производится расчет среднего значения результативного признака по выделенным группам. Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием (убыванием) значения факторного признака систематически возрастает (убывает) среднее значение результативного признака Результаты группировки излагаются в статистической таблице. Пример аналитической группировки представлен в табл. 2.5.

 

Таблица 2.5 Группировка зависимости суммы выданных кредитов коммерческими банками от размера процентной ставки

№ п/п

Группы банков по величине процентной ставки

Число банков

Сумма выданных кредитов, млн.руб.

всего

В среднем на один банк

1

11-15

7

168,1

24,0

2

15-19

13

200,5

15,4

3

19-23

7

54,4

7,8

4

23-27

3

6,8

2,3

Итого

 

30

429,8

14,3


 

Данные табл. 4.3. показывают, что с ростом процентной ставки, под которую выдается кредит, средняя  сумма кредита, выдаваемая одним  банком, уменьшается. Это говорит  о том, что между исследуе­мыми признаками существует обратная связь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Метод группировок применяется  для решения задач, возникающих  в ходе научного статистического  исследования:

    • выделение социально-экономических типов явлений;
    • изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
    • изучение связей и зависимостей между отдельными при знаками явления.

Для решения этих задач  применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные  и аналитические (факторные).

Информация о работе Применение методов группировки в АХД