Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...2
1. Методы социологии…………………………………………………………………3
2. Предмет социологии предпринимательства………………………………………8
3. Политические отношения и политические интересы………………....................10
Заключение…………………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………...................13

Файлы: 1 файл

социология(готово).docx

— 30.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………...2

1. Методы социологии…………………………………………………………………3

2. Предмет социологии предпринимательства………………………………………8

3. Политические отношения и политические интересы………………....................10

Заключение…………………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………...................13

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждая   из  отраслей  науки имеет предмет, раскрываемый в  содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и  выполняет особые функции по отношению  к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или  иные явления, процессы, в общем все  общество.  Существует определенная  взаимозависимость между предметом, содержанием   и функциями  науки. Если,  абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком  смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной  науки. Именно  потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни  общества  новые требования  к  гуманитарному  знанию в  целом  и отдельным  его отраслям. Но современное общество—не  механическое соединение различных  механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто  целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает  общество  во всех его аспектах. Такой  наукой и есть социология — наука  об обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Методы социологии

Социология для своих  исследований использует общенаучные  методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.

Кроме того, социология выработала и собственные специфические  методы исследования:

  1. наблюдение;
  2. изучение документальных источников;
  3. опрос;
  4. социометрия;
  5. социальный эксперимент.

Наблюдение.

Наблюдение - это метод  сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленности, систематическом восприятии и регистрации  значимых с точки зрения целей  и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке.

В зависимости от степени  стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности  этого метода.

Схематично можно выделить несколько типов социальных явлений, могущих стать объектами наблюдения: отдельные действия индивидов и  групп, деятельность в целом, значение действий, участники, зависимости между  индивидами и группами, окружение (обстановка).

Виды наблюдения. В зависимости  от роли наблюдателя в изучаемой  ситуации различают четыре вида наблюдения: полное участие наблюдателя в  ситуации; участник ситуации как наблюдатель; наблюдатель как участник; полностью  наблюдатель.

Полное участие в ситуации предполагает включение наблюдателя  в изучаемую группу как полноправного  ее члена. Роль наблюдателя неизвестна членам группы. Примером этой разновидности  наблюдения может служить работа исследователя в изучаемом коллективе рабочих без раскрытия им своего действительного положения.

Ситуация “участник как  наблюдатель” характеризуется включенностью  наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя.

Ситуация “наблюдатель как  участник” означает, что наблюдатель -прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его  участником. Примерами этой разновидности  метода наблюдения могут служить  хронометраж затрат времени, моментные  наблюдения.

И, наконец, в позиции полного  наблюдения исследователь выполняет  лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь  вне их поля зрения. Здесь возможна ситуация с использованием скрытой  камеры либо социально-психологический  эксперимент со скрытым наблюдателем.

Основные достоинства  и недостатки метода наблюдения. Главное  достоинство этого метода состоит  в том, что он дает возможность  уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода - еще одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, дешевизна - обычный атрибут, присущий этому методу.

Среди недостатков, прежде всего, следует отметить качественный (не количественный) характер выводов, которые, в основном, можно получить в результате наблюдения. Метод редко может  быть применен к наблюдению больших  совокупностей. Однако наиболее крупный  недостаток, очевидно, связан с возможностью привнесения определенной доли субъективности в существо метода и меньшими, чем  в других случаях, возможностями  широкого обобщения результатов  исследования.

Изучение документальных источников.

Документальные источники  несут уникальную и разнообразную  информацию о социальных явлениях и  процессах. Важно найти методы, которые  позволили бы извлечь некую информацию с достаточной надежностью. Эти  методы включают все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию  содержания документов в соответствии с целью исследования.

Анализ документов - это  совокупность методических приемов, применяемых  для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой  для решения исследовательских  задач.

Типичным примером анализа  текстовых источников может служить  изучение научных публикаций и отчетов  по проблеме, которое обычно проводится социологом на этапе разработки исследовательской  проблемы.

Существуют некоторые  приемы оценки качества документального  источника. В источниковедении специально выделяются следующие этапы оценки качества документального источника (критика источника):

  • выяснение условий;
  • целей и причин создания документа;
  • установление его авторства.

Т.е. факторов, которые могли  повлиять на достоверность отражения  в документе действительного  положения дел (например, это ведомственный  исследовательский центр или  действительно независимый). Иначе  говоря, выясняются факторы достоверности  документального источника применительно  к целям исследования. Установление полноты и достоверности источника  относительно целей исследования - главные параметры его оценки до начала исследования.

Опрос.

Опрос - метод получения  первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых  представляет проблему исследования.

Особенность этого общения  состоит в том, что оно, с одной  стороны, должно отвечать строгим требованиям  научной процедуры, а с другой -исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники  изучаемых процессов, осознающие эти  процессы в рамках повседневного  житейского опыта.

Таким образом, в опросе реализуется  познавательное взаимодействие двух различных  уровней общественного сознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем которого выступает опрашиваемый респондент.

Анкетирование. Анкета (от франц. enguete - расследование) это упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний в виде опросного листа, вопросника.

При разработке анкеты необходимо соблюдать следующие правила:

  • содержание анкеты должно быть подчинено теме и задачам исследования;
  • язык анкеты должен быть освобожден от распространенных клише, газетных штампов и стереотипных оборотов, он должен быть близок к разговорной речи, последовательность вопросов следует строить таким образом, чтобы в течение всего процесса заполнения анкеты, опроса у отвечающего сохранялся интерес к ней и стимулировалось желание отвечать на вопросы.

Интервью. Интервьюирование - способ проведения социологических  опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.

Социометрии.

Огромное число социологических  задач связано с изучением  процессов, происходящих в малых  группах (например, бригады, небольшие  участки, малые предприятия различных  форм собственности). Далее - процессы налаживания взаимоотношения в  семье или объединении неполных семей, участвующих в общем бизнесе. В рамках социологии малых групп  традиционно изучаются явления, события, характерные для жизнедеятельности  постоянных и временных учебных  коллективов: класс в школе, студенческая группа, слушатели курсов, лица, объединенные по интересам в различных кружках  и т.д. Если говорить о внепроизводственных  социальных образованьях, при исследовании которых могут успешно применяться  логика, процедуры, методы познания механизмов создания и функционирования малых  групп, то отметим общественные движения, неформальные группы. Правда, в отдельных  ситуациях они объединяют под  своими знаменами большое количество людей. Однако в центре или центрах  подобных движений стоят относительно небольшие группы, которые в значительной мере определяют лицо всего объединения, разрабатывают всю стратегию его поведения.

При изучении малых групп  используются различные социологические  методы, в частности, эффективны в  этом случае методы социометрии. Социометрия - метод сочетания опросной методики и алгоритмов специальной обработки  первичных измерений, который сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. Основная заслуга  в создании определенной методологии  социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной  информации принадлежит американскому  социопсихологу Джекобу Морено.

В соответствии с социометрической методикой всем членам изучаемой  группы задается один или два вопроса. Например: “С кем из членов вашей  группы Вы посоветовались бы по интимному  вопросу?”. При этом предлагается сделать  один или несколько выборов в  порядке предпочтения. Затем исследователем фиксируется структура межличностных  отношений и строятся социограммы. В зависимости от целей исследования может быть измерена и сплоченность группы.

Социальный эксперимент. Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.

Социальный эксперимент  выполняет две основные функции:

  • достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности;
  • проверка научной гипотезы.

 

 

 

 

 

      

 

2. Предмет социологии  предпринимательства.

Социология предпринимательства - это междисциплинарная теория, она прибывает на стыке нескольких наук. Наиболее четко проявляется  ее связь с социологией и экономикой.

Социология связанна с  предпринимательством как с социальным феноменом. Изучает его как нестандартное  новаторское поведение и деятельность больших и малых социальных групп  и слоев населения.

Объектом социологии предпринимательства  является предприниматели, как специфическая  функционально-статусная социальная группа. Предмет же этой дисциплины можно определить как особенности  институционализации предпринимательства  в рамках современных социальных процессов.

Предпринимательство - это  инициатива, связанная с риском, экономическая деятельность с целью  осуществления инноваций и достижения высокого социально-экономического эффекта  начатого дела.

Субъектами предпринимательства  могут быть как отдельные граждане, обладающие полной дееспособностью, так  и любые по численности добровольные объединения людей (партнеров) - коллективный предприниматель.

В социологии существует два  основных подхода к изучению предпринимательства: функциональный и структурный.

Функциональный подход, основанный Йозефом Шумпетером, является наиболее предпочтительным при проведении прикладных социологических исследований и  сегодня, хотя, как отмечает В. В. Радаев, довольно трудно реализуемым, поскольку  предпринимательская функция в  шумпетеровском понимании неустойчива  и ограничена по времени. Поэтому  с позиций функционального подхода  говорить о существовании «социальной  группы предпринимателей» неправомерно. Предпринимателей в социальной структуре  нашего общества скорее можно определить как некую серийную группу - постоянно  обновляющуюся, текучую, беспредельно подвижную, состоящую из не связанных  между собой, непрерывно меняющихся, изолированных единичных индивидов.

Информация о работе Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России