Проблема безработицы в России и методы ее преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

в данной работе отражена проблема безработицы в России (на примере Самарской области) и отражены методы борьбы с ней.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление

1.1 Сущность безработицы

1.2 Виды безработицы и их специфика

1.3 Причины возникновения безработицы

Глава 2. Социально-экономические последствия безработицы

2.1 Социальные последствия

2.2 Экономические последствия

Глава 3. Проблемы безработицы в России

3.1 Особенности безработицы в России

Глава 4. Методы преодоления безработицы

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач по эк теории).docx

— 48.66 Кб (Скачать файл)

Для большинства людей  потеря работы резко меняет жизнь, ставит их в очень тяжелое положение, как в моральном, так и в  материальном плане (при отсутствии значительных сбережений снижается  уровень жизни, приходится отказываться от многих привычных и необходимых  самому человеку и его семье вещей  и услуг, а в самом крайнем  случае - просто не хватает денег  на питание).

Безработица означает потерю постоянно и регулярно получаемого  дохода. В условиях же, когда доходы находятся на низком уровне и человек  не имеет возможности создать  какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств  существования является большой  бедой. А именно такое положение  дел имеет место в России.

Безработица приносит ущерб  не только человеку, но и экономике, поскольку спрос на товары и услуги сокращается, а значит, сокращаются  и объемы их производства.

Однако нельзя не учитывать  и того, что определенная часть  безработных получает пособие по безработице. Собственно, это единственный официальный источник доходов безработного, если, конечно он зарегистрирован  в Государственной службе занятости. Выплата пособия может быть прекращена на срок до трех месяцев в случае: отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы, отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Став безработным, получающим пособие, человек сразу переходит в группу малоимущих, в особенности, если он не может найти работу довольно длительное время, что, как правило, и происходит.

Оценивая материальное положение  безработных, нельзя не отметить, что  у них появляются и новые статьи расходов. От человека требуются определенные затраты для восстановления своего статуса, для поиска подходящей работы. Сюда можно от нести расходы на сбор информации о вакансиях (покупка газет, работа в Интернете, отклик на объявления), на подачу информации о поиске работы; расходы на самостоятельную переподготовку, если она требуется при смене специальности или для повышения квалификации; на составление и рассылку резюме: транспортные расходы; а также на обращение в специализированные фирмы по подбору кадров и т.п.

Последствием безработицы  является и усиление конкуренции  на рынке труда за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень  может привести к тому, что отдельные  и достаточно значимые группы населения  будут вынуждены замещать неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них  будет носить "вынужденный" характер, а такой труда, как известно, не может быть высокоэффективным и  обеспечивать необходимое качество работ.

Более того, в таких условиях не представляется возможным сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость которых очевидна. Кроме того, безработица убивает  инициативу человека, порождает у  него неуверенность в завтрашнем дне, и своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский  потенциал.

Экономические последствия  безработицы для отдельного человека могут выразиться и в понижении  цены рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы.

Известны случаи, когда  работодатели, особенно на малых предприятиях, устанавливают более продолжительную, по сравнению с установленной  законом, рабочую неделю, сокращают  продолжительность отпуска, не оплачивают больничные листы, в том числе  в связи с родами, отказывают в  приеме на работу женщинам. Они могут расторгнуть договор о найме без каких-либо веских оснований.

В конечном итоге рост безработицы  свидетельствует об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом  курсе правительства.

Однако вряд ли правомерно говорить о том, что все последствия  безработицы в равной степени  и всегда выступают исключительно  как отрицательные и проявляются  как потери. Безусловно, существует и позитивный аспект безработицы, который, как и многие негативные последствия, изучен недостаточно.

Безработица, ее рост дают весьма точный и эффективный "сигнал" работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда  устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом  стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального  мастерства. Для отдельного человека безработица в этом случае может  стать "трамплином" для получения  новой профессии (специальности), как  сегодня иногда происходит и в  России, и за рубежом. Она может "побудить" человека повысить свою квалификацию, получить знания по второй, третьей  профессии. Зачастую именно она "заставляет" человека получить высшее образование.

В этом случае безработный  в определенной степени моральных  потерь не несет, а материальные затраты  зачастую просчитаны и с его точки  зрения оправданы. Соответственно они  и воспринимаются им по-другому, т.е. если эффект этих затрат положителен (или  они "окупятся" в будущем), то нет  основания говорить о каких-либо потерях.

Последствия безработицы  могут иметь (и имеют) положительные  результаты и для предприятий. Совершенно не обязательно, чтобы предприятие, сократившее или уволившее работника, оказалось в "минусе", наоборот, чаще всего оно выигрывает. В результате сокращения штатов предприятие может  обеспечить себе увеличение прибыли - экономия на зарплате, на налогах (в  частности, подоходном). Кроме того, уволив работника, предприятие может  найти на рынке труда более  квалифицированного сотрудника.

Позитивным результатом  существования безработицы на уровне страны (при условии, что уровень  безработицы не превышает ее естественного  уровня в разы) является тот факт, что безработица - одно из условий  нормального, бесперебойного функционирования экономики, обеспечивающая формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики. Это обусловлено, в частности, и  необходимостью ввода в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами не может  быть обеспечено только за счет естественного  прироста экономически активного населения.

В то же время действующее  производство систематически предъявляет  спрос на дополнительную рабочую  силу и в связи с необходимостью пополнения естественной убыли, и в  связи с так называемой текучестью кадров. Удовлетворить его в условиях современного рыночного механизма  оказывается возможным лишь за счет резервирования рабочей силы, поскольку  многие из уволенных работников нуждаются  в переподготовке, повышении квалификации.

Осуществить это в целом  ряде случаев возможно только с отрывом  от производства.

Безработица обеспечивает необходимое  производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах  деятельности, которые сегодня нужны  потребителям. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно  для отдельного человека.

И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом  позитивных для производства и населения, процессов [17].

 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ  В РОССИИ

 

3.1 Особенности безработицы  в России

 

Сегодня Россия переживает спад производства. Объемы производства сокращаются в результате структурных  изменений. Казалось бы, спад производства должен сопровождаться ростом зарегистрированной безработицы и адекватным перераспределением рабочей силы по отраслям.

Однако ожидаемые процессы не происходят. Предприятия, находящиеся  в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной  занятости. Фактически сформировалась скрытая безработица. Масштабы ее возрастают по мере свертывания производства.

Следует иметь в виду, что квалифицированные работники  с таких предприятий уходят, что  ведет к снижению квалификационного  уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество за них платит. А она говорит о себе сразу же, ибо первые шаги перехода к рынку значительно снизили уровень потребления населения. Продвижение в направлении реформ ставит и другую проблему сопоставления: во что обходится поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица по сравнению с финансированием содержания безработных, их переобучения и содействия в трудоустройстве.

Безработица в России по состоянию на вторую неделю октября 2009 года составила 7,7%, сообщает Росстат. Общая численность безработных  по методологии Международной ассоциации труда составила 5,839 млн. человек, что  в 2,6 раза превышает официально зарегистрированную безработицу [18].

По мнению вице-премьера РФ Александра Жукова [12], "в любом  случае сегодняшнюю ситуацию нельзя сравнить с той, которая была год  назад, когда мы наблюдали взрывной рост безработицы". "Так, если в  октябре 2008 года количество официально зарегистрированных безработных составляло 1,24 млн. человек, то уже к апрелю 2009 года оно увеличилось до 2,27 млн. человек. Бывали недели, когда прирост численности  безработных составлял до ста  тысяч человек. Перелом на рынке  труда наступил в конце апреля, и к ноябрю этого года удалось  снизить численность официально зарегистрированных безработных до двух миллионов. С ноября вновь наблюдается  небольшой рост, примерно на пять тысяч  человек в неделю, но это существенно  меньше прошлогодних показателей".

А. Жуков [12] отметил, что "в  этом году в программах поддержки  занятости были задействованы 2,5 млн. человек". "Эти программы сыграли  решающую роль в стабилизации на рынке  труда. Профессиональное переобучение прошли 189 тыс. человек, причем в некоторых  регионах все 100 проц. переобучившихся  нашли работу. В среднем по России этот показатель составляет 90 проц. Эффективной  формой борьбы с безработицей стала  организация общественных работ, в  которых приняли участие 2,245 млн. человек" [12].

В феврале 2010г. общая численность  безработных по сопоставимому кругу  лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров  по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2009г. - в 3,6 раза).

Безработица городского и  сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди  городских жителей. В феврале 2010г. это превышение составляло в 1,5 раза.

Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению  с ноябрем 2009г. в составе безработных  увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного  пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта) [5].

В феврале 2010г. среди безработных  в 1,9 раза по сравнению с февралем 2009г. и ноябрем 2009г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работ  в связи с высвобождением или  сокращением численности работников [9].

 

Глава 4. МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ  БЕЗРАБОТИЦЫ

 

Абсолютно ясно одно: с безработицей можно и нужно бороться. Полностью  искоренить ее невозможно, но есть шансы  свести ее к минимуму. Методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется  правительство конкретной страны.

Общие меры по сокращению безработицы  следующие:

1. Трудоустройство непосредственно  на предприятии путем создания  новых рабочих мест (расширение  или создание подразделений, переквалификация  на другие специальности и  т.д.).

2. Организация общественных  работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских  улиц, работа на овощных базах,  по уборке сельскохозяйственной  продукции).

3. Поощрение частного  предпринимательства и стимулирование  самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства).

4. Переподготовка и профессиональная  подготовка по дефицитным специальностям  и профессиям.

5. Использование гибких  форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя).

6. Широкая информация  населения о возможности трудоустройства,  проведение ярмарок вакансий, дней  открытых дверей и т.д. [6, c.16].

Правительство РФ разработало  комплекс мер по борьбе с безработицей в период кризиса. Они представлены в Антикризисном плане правительства. В режиме немедленного реагирования правительство приняло специальные  меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении  ухудшающейся ситуации на рынке труда. На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в  связи с ликвидацией организаций  или сокращением персонала, а  также перевода ряда предприятий  в режим сокращенного рабочего времени.

Документ напоминает, что  федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. руб. на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами РФ приняты 82 региональные программы, предусматривающие  опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового  увольнения, создание временных рабочих  мест, организацию переезда увольняемых  на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан [24].

Программой запланировано  направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных  рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую  инициативу 55,8 тыс. человек, оказать  адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек. Дополнительные бюджетные средства выделяются в  виде субсидий из федерального бюджета  на основании специальных соглашений с субъектами РФ.

Информация о работе Проблема безработицы в России и методы ее преодоления