Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа
В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие и виды инфляции……………………………………………………………5
Понятие инфляции……………………………………………………………..5
Причины инфляции…………………………………………………………….6
Типы и виды инфляции………………………………………………………...7
Социально-экономические последствия…………………………………….12
Методы регулирования инфляции в Республике Беларусь……………………..15
Показатели инфляции в Республике Беларусь за 2007-2010гг…………..15
Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………15
Методы регулирования инфляции в Российской Федерации……………………25
Показатели инфляции в России в 2007-2010гг……………………………25
Концепции программы антиинфляционной политики в России………….26
Сравнительный анализ уровней инфляции в Республике Беларусь, Российской Федерации и других стран………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………………37
4. Выравнивание
потребительских цен на
Это позволит, учитывая стратегическое партнерство с Россией и наличие бестаможенных с ней границ, нормализовать продовольственный рынок и целенаправленно ориентировать отечественных производителей на норму эффективности, адекватную российскому рынку (поскольку его размеры превосходят белорусский рынок).
Структурные изменения в системе цен должны обеспечить постепенное приближение отечественных цен к мировым. Этот процесс будет осуществляться как в результате приближения внутренних цен к ценам на российском рынке, который достаточно либерализован по отношению к внешнему миру, так и в результате все большей открытости национальной экономики в «западном» направлении, а также действий по вступлению Беларуси во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вместе с тем этот процесс не столь однозначен и должен учитывать интересы отечественных производителей и потребителей.
Таким образом, это означает применение в рассматриваемом периоде мер защиты национальных производителей (в первую очередь через таможенное и нетаможенное регулирование) и потребителей, прежде всего населения (через субсидии и дотации к цене), которые с ростом эффективности производства и доходов населения будут постепенно сниматься.
3 Методы регулирования инфляции в Российской Федерации
3.1 Показатели инфляции в России в 2007-2010 гг.
Уровень инфляции в России в 2007 году: 11,9%
январь - 1,7%
февраль - 1,1%
март - 0,6%
апрель - 0,6%
май - 0,6%
июнь - 0,6%
июль - 1%
август - 0,1%
сентябрь - 0,8%
октябрь - 1,6%
ноябрь - 1,2%
декабрь - 1,1%
Уровень инфляции в России в 2008 году: 13,3%
январь - 2,3%
февраль - 1,2%
март - 1,2%
апрель - 1,4%
май - 1,4%
июнь - 1,0%
июль - 0,5%
август - 0,4%
сентябрь - 0,8%
октябрь - 0,9%
ноябрь - 0,8%
декабрь - 0,7%
Уровень инфляции в России в 2009 году: 8,1%
январь - 2,4%
февраль - 1,7%
март - 1,3%
апрель - 0,7%
май - 0,6%
июнь - 0,6%
июль - 0,6%
За январь-март 2010 г. инфляция в России составила 3,2%»[6].
3.2 Концепции программы антиинфляционной политики в России
В историю России 2007 - 2008 гг. вошли тем, что после относительной стабилизации динамики инфляции на товары потребления произошел резкий подъем цен на многие товары массового спроса, вызвавший повсеместные недовольства широких слоев населения. Цены могли приобрести более агрессивный характер, если бы Правительство РФ не приняло экстренных мер по замораживанию цен на ряд основных продуктов питания на период с октября по апрель 2008 г. Тем не менее в 2007 г. впервые за последние пять лет запланированный уровень инфляции в 8 - 8,5% был превышен до 11,9 %, а за восемь месяцев 2008 г. составил 9,5 %, что выше первоначального годового прогноза 2008 г. на 1,5 процентных пункта. Из данного факта следуют четыре наиболее важных социально-экономических вывода. Во-первых, произошло снижение уверенности широких масс населения в перспективах стабильности своего материального благосостояния, а также доверия руководству страны. Во-вторых, выявилась несостоятельность многих теоретических концепций рыночного функционирования, значимость рынка как всеобщего независимого регулятора экономических отношений. В-третьих, обнаружилась настоятельная необходимость формирования эффективного государственного экономического и административного регулирования товарно-денежных отношений. В-четвертых, возникла острая потребность в программе антиинфляционной политики и четком менеджменте ее реализации.
Российскую инфляцию 2007 - 2008 гг. определяют не внешние, а внутренние, порожденные отечественной финансовой политикой, причины. Основными из них являются:
1. Жесткая борьба с теневой заработной платой.
2. Повсеместная
административная борьба
3. Монополизация рыночных отношений.
4. Специфика тарифной политики государства на продукцию и услуги естественных монополий.
5. Особенности денежной и налоговой политики государства.
6. Низкая эффективность
использования бюджетных
В 2009 - 2010 гг. их действие усилится, соответственно интенсифицируются негативные факторы и последствия. В связи с этим прогрессивное развитие России представляется невозможным без специальной научно обоснованной программы государственной антиинфляционной политики. В дальнейшем остановимся на основных положениях концепции программы антиинфляционной политики страны.
Прежде всего, следует отметить, что антиинфляционная программа должна состоять из двух частей: методологической и комплекса конкретных адресных мероприятий.
Методологическая часть должна охватывать систему исходных методологических принципов и быть исходной базой для разработки и реализации конкретных мероприятий. К важнейшим требованиям методологи программы надо отнести: 1) всеобщность и долгосрочность программы; 2) системность и иерархичность принципов; 3) четкость, однозначность и прозрачность положений программы для всех граждан; 4) достоверность статистической и аналитической информации.
«Первым и исходным принципом методологической части программы антиинфляционной политики призвано стать однозначное понимание социально-экономического содержания инфляции. Не уходя в теоретические рассуждения, отметим что инфляция - это рыночное явление, суть которого заключается в обесценении денежной единицы государства. Однако разные субъекты страны рассчитают обесценение по-разному.
Центральный банк РФ (ЦБ РФ) устанавливает официальную стоимость национальной валюты по ее отношению (купли-продажи) к конвертируемой мировой валюте, например к доллару. Наряду с официальной ценой ЦБ РФ, существует рыночная цена валюты, которая устанавливается на валютном (организованном и неорганизованном) рынке. Для российской валюты начиная с 2000г. характерна тенденция повышения стоимости рубля по отношению к доллару, т. е. имеет место укрепление рубля, или ревальвация, ведущая, согласно канонам денежного обращения, к дефляции.
Напротив, все агенты отечественного товарного рынка, и прежде всего население, определяют ценность рубля не через валютный курс, а посредством стоимости потребительской корзины или так называемого "гамбургского счета". В России наблюдается совершенно противоположная картина - ежегодное обесценение рубля, или девальвация, вызывающая по соответствующим законам рынка инфляцию.
Таким образом, формирование валютной и потребительской цен денег - два разных процесса, имеющие разные факторы, последствия и значение в развитии экономики страны. Данное положение крайне важно при определении функций и полномочий отдельных органов власти. ЦБ РФ не в состоянии управлять обоими видами движения стоимости рубля а поэтому может отвечать только за валютный курс денежной единицы. Динамика стоимости потребительской корзины - предмет и проблема деятельности всех министерств и руководства страны в целом. В этой связи она имеет первостепенное значение и составит предмет нашего дальнейшего рассмотрения.
Рыночная инфляция не создает новой ценности, а поэтому ее социальная сущность заключается в перераспределении стоимости между агентами рыночной экономики. Соответственно всякое повышение цены на товар предполагает перераспределение ценностей в пользу тех субъектов-продавцов, которые повышают цену первыми. Напротив, в качестве проигрывающих субъектов оказываются последние продавцы и всегда - покупатели. На практике, как правило, выигрывают частные и государственные монополии, проигрывают - конечные потребители - физические лица.
Второй принцип
методологии заключается в
В связи с этим, наряду с существующей потребительской корзиной, Федеральной службе государственной статистики (Росстат) целесообразно, наряду с общей инфляцией, составлять и считать стоимость потребительской корзины для 70 - 80 % населения, исключив из нее специфические товары и услуги состоятельной категории граждан.
Третий принцип заключается в системном учете конкретных особенностей современного этапа развития социально-экономической системы России (низкие темпы роста производства, высокий уровень теневой экономики и коррупции, огромные трансакционные издержки и др.)
И последний, четвертый, принцип
методологии программы
- резкой интенсификацией интеграции России в мировую экономическую и финансовую систему, ожидаемым вступлением России в 2009 г. в систему ВТО и устранением таможенных барьеров;
- возможными локальными и мировыми финансовыми кризисами вследствие перегрева мировой экономики виртуальными финансовыми ресурсами, банковскими денежными суррогатами, значительно превышающими мировой внутренний валовой продукт;
- обострением международных отношений между экономическими центрами мировой экономики (США, Европой, Китаем), ростом дифференциации стран и регионов на богатые и бедные;
- обострением продовольственного кризиса.
Россия находится в исключительных условиях окружения мощных конкурентов, которые неуклонно ведут тайную или явную экономическую борьбу за российский рынок в целях перераспределения богатств страны.
Планируемое вхождение России в ВТО автоматически ставит проблему приведения внутренних цен к уровню мировых. Наиболее эффективный и простой путь ее решения - это корректировка всех цифровых показателей стоимостного и финансового учета, включая параметры оплаты труда на соответствующий коэффициент. Например, стоимость определенной корзины товаров и услуг на мировом рынке составляет 5млн. долл., а на российском - 2,5млн. долл. Определяется коэффициент различия (5/2,5 = 2) и на него умножаются все компоненты внутренних цен (цена, материалы, заработная плата и т.д.). Затем посредством экономического регулирования производится оптимизация цен и доходов отраслевых агентов внутреннего рынка.
Однако руководство страны, по-видимому, избирает другой путь - известный в теории под названием инфляционной спирали "заработная плата - цены", хотя на практике все осуществляется по обратной схеме - "цены - заработная плата". Предполагаемое повышение заработной платы бюджетникам на 30% с 1 декабря 2008г. означает начало сложной финансовой политики индексации доходов, т.е. приспособления к инфляции, смысл которой заключается в масштабном перераспределении финансовых ресурсов по стране и миру. Главный недостаток данной политики в России - отсутствие четкого механизма реализации и многочисленные нарушения нормативных актов, а также огромные затраты на содержание перераспределительного аппарата, в результате чего до конечного потребителя доходят значительно меньшие ресурсы.
С учетом изложенного выше, исходя из отмеченных принципов программы антиинфляционной политики для стабилизации инфляции в России на уровне 8 - 10% годовых и дальнейшего снижения до 5 - 6% в целях обеспечения позитивного развития малого и среднего бизнеса и экономики России в целом, представляется целесообразным осуществление следующих мероприятий:
1. Разработка
мер по повсеместной