Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа
В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие и виды инфляции……………………………………………………………5
Понятие инфляции……………………………………………………………..5
Причины инфляции…………………………………………………………….6
Типы и виды инфляции………………………………………………………...7
Социально-экономические последствия…………………………………….12
Методы регулирования инфляции в Республике Беларусь……………………..15
Показатели инфляции в Республике Беларусь за 2007-2010гг…………..15
Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………15
Методы регулирования инфляции в Российской Федерации……………………25
Показатели инфляции в России в 2007-2010гг……………………………25
Концепции программы антиинфляционной политики в России………….26
Сравнительный анализ уровней инфляции в Республике Беларусь, Российской Федерации и других стран………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………………37
Одним из направлений снижения инфляции часто называется экономия бюджетных средств. При этом предлагается существенно сократить расходы на социальные программы: образование, здравоохранение, страхование, сокращение расходов на предотвращение незначительных правонарушений (хищения до 1 000 руб. - уже не уголовное преступление), социальную поддержку населения. Представляется, что результатом данных предложений станет дальнейшее ослабление системы государственного образования, массового здравоохранения, повышение уровня криминала, в конечном счете - снижение численности населения вследствие повышения смертности малообеспеченных людей.
Более рациональным представляется другой подход. На мировой арене Россия уже прославилась неограниченными затратами па предметы роскоши, современное искусство и особенно - на проведение праздников. Нигде, в том числе и развитых странах Великобритании, Германии, США и др., не расходуется столько средств на роскошь, наряды, гламурные эксклюзивы, гуляния на праздниках, как в нашей стране. С каждым годом отмечается все большее количество всевозможных отечественных и зарубежных праздников, дат, конкурсов и других "событий", неуклонно сопровождаемых обильными столами и приглашением звезд, в том числе и иностранных. Все мероприятия финансируются за счет бюджетных средств государства и муниципалитетов, а также расходов предпринимателей, осуществляемых нередко под давлением администраций. Упорядочить огромные непроизводительные расходы поможет разработка федерального положения и законов субъектов о праздниках, в которых должны быть четко определены перечни праздников, источники и размеры бюджетного финансирования.
Экономия и повышение эффективности государственных и муниципальных инвестиций составляют не меньший, а может быть, более значительный путь уменьшения инфляции. История отечественного экономического развития свидетельствует о множестве великих проектов, при реализации которых финансирование не укладывалось в плановые сметы. Перерасход в редких случаях составлял 10 - 20%, обычно - 50 - 100% и больше. В связи с этим важнейшим путем выживания в период адаптации к ВТО может стать всероссийская инвентаризация финансовых проектов и строек с последующим приостановлением и консервацией планов федеральных инвестиционных проектов (стоимостью свыше 10 млрд. руб.) и региональных проектов (более 1 млрд. руб.) на ближайшие 3 - 5 лет. Исключение может быть составлено относительно проектов международного значения (сочинская олимпийская программа и т.д.) и производственных проектов, особенно в сфере сельского хозяйства и производства продовольствия, а также определяющих научно-технический прогресс. При этом следует максимально усилить контроль и повысить ответственность за эффективность использования инвестиций.
2. Приостановление
проведения жесткого курса на
резкое "осветление" заработной
платы, несмотря на то, что в
конвертах до сих пор
3. Радикальное изменение характера борьбы с убыточным и малорентабельным малым и средним бизнесом путем замены жесткой налоговой политики на курс реальной комплексной поддержки. В первой половине 2008г., по данным Росстата, 30% организаций были убыточными. Большая часть из них - предприятия малого и среднего бизнеса.
Сейчас, как никогда, им необходима реальная финансовая поддержка, основа которой заключается в возможности формирования неформальных свободных денежных средств в условиях повсеместной коррупции.
На практике с предприятиями малого и среднего бизнеса ведется неформальная борьба на разных фронтах: через повышение тарифов аренды, предъявление многочисленных претензий к объектам (торговли, строительства), закрытие рынков, а также неформальную бюрократизацию и коррумпирование всего процесса предпринимательской деятельности. Идет скрытый интенсивный процесс монополизации сферы обслуживания. В частности, долю открытых рынков в России предполагается сократить с 43 % в 2006 г. до 15 % в 2010 г., соответственно увеличить долю гипермаркетов, что приведет к росту цен на потребительские товары. По данным Генеральной прокуратуры РФ, права предпринимателей нарушаются практически во всех сферах экономики. В 2007г. выявлено более 1 млн. нарушений закона, допущенных в отношении бизнесменов. Чаще всего от чиновничьего произвола страдают на местах. Предпринимателей заставляют вкладывать собственные деньги в развитие городских инфраструктур. Несмотря на издание генеральным прокурором Ю. Чайкой приказа об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав предпринимателей и реализации плана борьбы с коррупцией, решение многих проблем в ближайшие 2 - 3 года может осуществляться, как правило, за счет теневых средств предпринимателей.
Руководство страны
в последнее время предприняло
ряд эффективных
4. Необходимо
принять Федеральный закон "О
ценах и ценообразовании", в
котором должны быть
- национальные принципы формирования свободных и регулируемых цен;
- критерии расчета экономически обоснованных затрат;
- перечень товаров и услуг, на которые цены и тарифы устанавливаются государственными органами власти;
- механизм обеспечения мониторинга, стабильности и прозрачности принципов государственного ценового регулирования;
- четкие полномочия министерств и субъектов РФ в части государственного регулирования цен.
5. Установление
прироста государственных
6. Качественное
преобразование работы
Всякое повышение цены товара на 10 % в месяц считается категорически недопустимым, а реализация продукции с административным нарушением ведет к последующему наложению существенных санкций (10% от реализации - на руководителя и 40% - на организацию). Повышение цен на 5 - 10% в месяц рассматривается на специальных комиссиях.
7. Кардинальное
изменение механизма
8. Радикальное
совершенствование реальной
9. Создание постоянно
действующей комиссии по антиин
10. Формирование и реализация антиинфляционной политики не представляются возможными без четкой объективной информационной базы о ценах как в населенных пунктах, регионах страны, так и в мире в целом. Данная база формируется специальными статистическими службами. В нашей стране - это Росстат, являющийся структурным подразделением Минэкономразвития России, ответственного за составление прогнозов инфляции. Подчиненность Росстата создает почву для узковедомственной коррекции методики расчета и подачи соответствующих инфляционных данных. В связи с этим представляется целесообразным: во-первых, организационное переподчинение Росстата непосредственно председателю (первому заместителю) Правительства РФ; во-вторых, разработка упрощенной методики определения нескольких видов инфляции, в том числе инфляции потребительских товаров для 70 - 80% населения, в-третьих, обеспечение достоверности, своевременности и гласности данных». [7]
Последовательное
осуществление указанных
4 Сравнительный анализ уровней инфляции в Республике Беларусь, Российской Федерации и других стран
«Как показали результаты 2009 года, инфляция в Беларуси многократно превышает европейский уровень.
По уровню инфляции по итогам минувшего года первое место в Европе заняла Украина. Рост потребительских цен в Украине в 2009 году составил 12,3%. Второе место досталось Беларуси. Потребительские цены в нашей стране за год выросли на 10,1%. Третье же место заняла Россия с уровнем инфляции 8,8%. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат) со ссылкой на данные Евростата, сообщает РБК.
В среднем по странам Евросоюза инфляция за минувший год составила 1,4%.
В декабре минувшего года среди европейских стран наибольший прирост потребительских цен отмечался в Беларуси - на 1,3%, в Украине - на 0,9%, в Германии - на 0,9%. В отдельных европейских странах наблюдалось снижение цен по сравнению с предыдущим месяцем.
Среди стран Европейского союза наибольший прирост потребительских цен на продукты питания по сравнению с предыдущим месяцем наблюдался в Чешской Республике (+1,7%) и Болгарии (+1,1%), по сравнению с декабрем 2008 года - в Польше (+3,4%) и Венгрии (+1,3%). В то же время в ряде государств ЕС в декабре 2009 года отмечалось снижение потребительских цен на продовольствие.
Более всего продукты подешевели за месяц на Кипре (-1,4%), Мальте (-1,2%), в Австрии, Греции, Дании, Словении (-0,5-0,6%). В течение прошлого года во многих государствах ЕС прослеживалась тенденция к снижению цен на продукты питания. За период с начала 2009 года цены на продукты в среднем стали ниже в Ирландии (-7,9%), Латвии (-7,1%), Эстонии (-6,9%), Словакии (-5,6%), Португалии (-5,3%).
Отметим, что приведенные данные по Беларуси являются официальными. По информации независимых экспертов, инфляция в Беларуси гораздо выше.»[11]
Заключение
В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.