Проблема инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие и виды инфляции……………………………………………………………5
Понятие инфляции……………………………………………………………..5
Причины инфляции…………………………………………………………….6
Типы и виды инфляции………………………………………………………...7
Социально-экономические последствия…………………………………….12
Методы регулирования инфляции в Республике Беларусь……………………..15
Показатели инфляции в Республике Беларусь за 2007-2010гг…………..15
Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………15
Методы регулирования инфляции в Российской Федерации……………………25
Показатели инфляции в России в 2007-2010гг……………………………25
Концепции программы антиинфляционной политики в России………….26
Сравнительный анализ уровней инфляции в Республике Беларусь, Российской Федерации и других стран………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая - инфляция.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Одним из направлений  снижения инфляции часто называется экономия бюджетных средств. При  этом предлагается существенно сократить  расходы на социальные программы: образование, здравоохранение, страхование, сокращение расходов на предотвращение незначительных правонарушений (хищения до 1 000 руб. - уже не уголовное преступление), социальную поддержку населения. Представляется, что результатом данных предложений станет дальнейшее ослабление системы государственного образования, массового здравоохранения, повышение уровня криминала, в конечном счете - снижение численности населения вследствие повышения смертности малообеспеченных людей.

Более рациональным представляется другой подход. На мировой арене Россия уже прославилась неограниченными затратами па предметы роскоши, современное искусство и особенно - на проведение праздников. Нигде, в том числе и развитых странах Великобритании, Германии, США и др., не расходуется столько средств на роскошь, наряды, гламурные эксклюзивы, гуляния на праздниках, как в нашей стране. С каждым годом отмечается все большее количество всевозможных отечественных и зарубежных праздников, дат, конкурсов и других "событий", неуклонно сопровождаемых обильными столами и приглашением звезд, в том числе и иностранных. Все мероприятия финансируются за счет бюджетных средств государства и муниципалитетов, а также расходов предпринимателей, осуществляемых нередко под давлением администраций. Упорядочить огромные непроизводительные расходы поможет разработка федерального положения и законов субъектов о праздниках, в которых должны быть четко определены перечни праздников, источники и размеры бюджетного финансирования.

Экономия и  повышение эффективности государственных и муниципальных инвестиций составляют не меньший, а может быть, более значительный путь уменьшения инфляции. История отечественного экономического развития свидетельствует о множестве великих проектов, при реализации которых финансирование не укладывалось в плановые сметы. Перерасход в редких случаях составлял 10 - 20%, обычно - 50 - 100% и больше. В связи с этим важнейшим путем выживания в период адаптации к ВТО может стать всероссийская инвентаризация финансовых проектов и строек с последующим приостановлением и консервацией планов федеральных инвестиционных проектов (стоимостью свыше 10 млрд. руб.) и региональных проектов (более 1 млрд. руб.) на ближайшие 3 - 5 лет. Исключение может быть составлено относительно проектов международного значения (сочинская олимпийская программа и т.д.) и производственных проектов, особенно в сфере сельского хозяйства и производства продовольствия, а также определяющих научно-технический прогресс. При этом следует максимально усилить контроль и повысить ответственность за эффективность использования инвестиций.

2. Приостановление  проведения жесткого курса на  резкое "осветление" заработной  платы, несмотря на то, что в  конвертах до сих пор выплачивается  почти треть оплаты труда. В  первую очередь необходимо решить основные проблемы коррупции, повышения уровня жизни населения, снижения уровня инфляции, а затем заниматься устранением конвертной оплаты труда.

3. Радикальное  изменение характера борьбы с  убыточным и малорентабельным  малым и средним бизнесом путем замены жесткой налоговой политики на курс реальной комплексной поддержки. В первой половине 2008г., по данным Росстата, 30% организаций были убыточными. Большая часть из них - предприятия малого и среднего бизнеса.

Сейчас, как  никогда, им необходима реальная финансовая поддержка, основа которой заключается в возможности формирования неформальных свободных денежных средств в условиях повсеместной коррупции.

На практике с предприятиями малого и среднего бизнеса ведется неформальная борьба на разных фронтах: через повышение тарифов аренды, предъявление многочисленных претензий к объектам (торговли, строительства), закрытие рынков, а также неформальную бюрократизацию и коррумпирование всего процесса предпринимательской деятельности. Идет скрытый интенсивный процесс монополизации сферы обслуживания. В частности, долю открытых рынков в России предполагается сократить с 43 % в 2006 г. до 15 % в 2010 г., соответственно увеличить долю гипермаркетов, что приведет к росту цен на потребительские товары. По данным Генеральной прокуратуры РФ, права предпринимателей нарушаются практически во всех сферах экономики. В 2007г. выявлено более 1 млн. нарушений закона, допущенных в отношении бизнесменов. Чаще всего от чиновничьего произвола страдают на местах. Предпринимателей заставляют вкладывать собственные деньги в развитие городских инфраструктур. Несмотря на издание генеральным прокурором Ю. Чайкой приказа об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав предпринимателей и реализации плана борьбы с коррупцией, решение многих проблем в ближайшие 2 - 3 года может осуществляться, как правило, за счет теневых средств предпринимателей.

Руководство страны в последнее время предприняло  ряд эффективных законодательных  мер по упрощению функционирования малого бизнеса. Целесообразно довести их до реальной финансовой политики развития среднего и малого бизнеса в России.

4. Необходимо  принять Федеральный закон "О  ценах и ценообразовании", в  котором должны быть определены:

- национальные принципы формирования свободных и регулируемых цен;

- критерии расчета экономически обоснованных затрат;

- перечень товаров и услуг, на которые цены и тарифы устанавливаются государственными органами власти;

- механизм обеспечения мониторинга, стабильности и прозрачности принципов государственного ценового регулирования;

- четкие полномочия министерств и субъектов РФ в части государственного регулирования цен.

5. Установление  прироста государственных тарифов  и цен на товары и услуги  естественных монополий на уровне  годового прогноза инфляции или ниже. Сейчас имеет место ситуация, когда "...государство, объявляя крестовый поход против инфляции, само же всячески способствует росту цен". Ценовая политика государственных естественных монополий служит ориентиром для других монополий и организаций в части повышения цен на свою продукцию.

6. Качественное  преобразование работы федеральной  антимонопольной службы (ФАС), радикальное  повышение уровня ее действенности  против монополизации производства  и реализации продукции и услуг  в целях обеспечения свободного доступа на рынки всех желающих продавцов. В настоящее время качество деятельности ФАС оставляет желать много лучшего. В августе - октябре 2007 г. по всей стране, во всех субъектах и населенных пунктах имело место резкое повышение цен сотнями и тысячами продавцов продуктов питания. Однако по фактам злоупотреблений торговыми компаниями и перекупщиками, доминирующими на рынках продуктов питания в части монопольного повышения цен ФАС, как заявил заместитель главы ФАС А. Цариковский, возбудила лишь 30 - 40 дел в Красноярской, Томской, Пермской, Пензенской, Ростовской и Ивановской областях.

Всякое повышение  цены товара на 10 % в месяц считается  категорически недопустимым, а реализация продукции с административным нарушением ведет к последующему наложению существенных санкций (10% от реализации - на руководителя и 40% - на организацию). Повышение цен на 5 - 10% в месяц рассматривается на специальных комиссиях.

7. Кардинальное  изменение механизма косвенного  налогообложения. Прежде всего,  целесообразна отмена нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на экспортируемые товары. В рыночной экономике нулевая ставка позволяет экспортировать товары по ценам ниже отечественных на сумму НДС и получать дополнительную прибыль, как за рубежом, так и на внутреннем рынке за счет искусственного дефицита. Отмена нулевой ставки приостановит вывоз за границу продовольствия, металла, электроэнергии и другой продукции по бросовым (меньшими по сравнению с внутренними) ценам, что лишит предпринимателей возможности создания искусственного дефицита и соответствующего повышения внутренних цен. Целесообразно восстановить налог на наследование и дарение по ставке в 20%, предусмотрев в нем необлагаемый минимум, обеспечивающий сохранность имущества среднего класса. Одновременно разработать и принять закон об именных фондах бизнесменов страны по аналогии с американской практикой. Налог в значительной степени активизирует предпринимательскую деятельность, а также деятельность гуманитарного характера. Меньше будет напрасных трат на излишества, роскошь и т.д., ибо в данном направлении фантазия людей поистине безгранична.

8. Радикальное  совершенствование реальной денежной  политики ЦБ РФ. При официальном  утверждении об отсутствии эмиссии  в стране Россия увеличила  объем международных резервов только за январь - май 2008 г. на 71 млрд. долл. (1 700 млрд. руб.), или 14,9%. Большую часть из них ЦБ РФ купил на дополнительно выпущенную российскую валюту. Тем самым государство если не через Министерство финансов, то через ЦБ РФ осуществляет насыщение экономики огромной не обеспеченной товарами массой российской валюты, что, естественно, служит фактором инфляционных процессов в стране. К сожалению, денежная деятельность ЦБ РФ в значительной степени основывается на так называемом показателе монетизации экономики (соотношение денежной массы и ВВП), по которому РФ существенно отстает от многих развитых стран. При этом упускается из внимания то положение, что валюты, в частности США, Великобритании, Германии, Японии, являются конвертируемыми, а поэтому монетизацию, к примеру, доллара правильнее определять не по отношению к ВВП США, а к сумме ВВП США, доли мирового товарооборота, осуществляемого на долларовой основе, и части финансового долларового рынка.

9. Создание постоянно  действующей комиссии по антиинфляционной политике под руководством председателя Правительства РФ (первого заместителя). В настоящее время за инфляцию отвечает ЦБ РФ, программы по инфляции составляет Минэкономразвития России, цены и тарифы разрабатывает Министерство промышленности и торговли РФ, а динамику важнейших косвенных элементов стоимости цены определяет Минфин. Все министерства действуют в своих интересах, зачастую игнорируя общенациональные интересы. Поэтому необходимо жесткое единое руководство на высшем уровне. В целях обеспечения систематического мониторинга комиссия должна заседать еженедельно с ежемесячным обсуждением итогов на общем заседании правительства в целях разработки мероприятий по корректировке динамики цен.

10. Формирование  и реализация антиинфляционной  политики не представляются возможными без четкой объективной информационной базы о ценах как в населенных пунктах, регионах страны, так и в мире в целом. Данная база формируется специальными статистическими службами. В нашей стране - это Росстат, являющийся структурным подразделением Минэкономразвития России, ответственного за составление прогнозов инфляции. Подчиненность Росстата создает почву для узковедомственной коррекции методики расчета и подачи соответствующих инфляционных данных. В связи с этим представляется целесообразным: во-первых, организационное переподчинение Росстата непосредственно председателю (первому заместителю) Правительства РФ; во-вторых, разработка упрощенной методики определения нескольких видов инфляции, в том числе инфляции потребительских товаров для 70 - 80% населения, в-третьих, обеспечение достоверности, своевременности и гласности данных». [7]

Последовательное  осуществление указанных предложений  позволит стабилизировать инфляцию в 2009 - 2010 гг., что даст возможность  для разработки реальных программ ее снижения в дальнейшем, соответственно, создания условий для стабилизации социально-экономического развития России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Сравнительный анализ уровней инфляции в Республике Беларусь, Российской Федерации и других стран

 

«Как показали результаты 2009 года, инфляция в Беларуси многократно превышает европейский уровень.

По уровню инфляции по итогам минувшего года первое место в Европе заняла Украина. Рост потребительских цен в Украине в 2009 году составил 12,3%. Второе место досталось Беларуси. Потребительские цены в нашей стране за год выросли на 10,1%. Третье же место заняла Россия с уровнем инфляции 8,8%. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат) со ссылкой на данные Евростата, сообщает РБК.

В среднем по странам Евросоюза инфляция за минувший год составила 1,4%.

В декабре минувшего  года среди европейских стран  наибольший прирост потребительских цен отмечался в Беларуси - на 1,3%, в Украине - на 0,9%, в Германии - на 0,9%. В отдельных европейских странах наблюдалось снижение цен по сравнению с предыдущим месяцем.

Среди стран  Европейского союза наибольший прирост  потребительских цен на продукты питания по сравнению с предыдущим месяцем наблюдался в Чешской Республике (+1,7%) и Болгарии (+1,1%), по сравнению с декабрем 2008 года - в Польше (+3,4%) и Венгрии (+1,3%). В то же время в ряде государств ЕС в декабре 2009 года отмечалось снижение потребительских цен на продовольствие.

Более всего  продукты подешевели за месяц на Кипре (-1,4%), Мальте (-1,2%), в Австрии, Греции, Дании, Словении (-0,5-0,6%). В течение  прошлого года во многих государствах ЕС прослеживалась тенденция к снижению цен на продукты питания. За период с начала 2009 года цены на продукты в среднем стали ниже в Ирландии (-7,9%), Латвии (-7,1%), Эстонии (-6,9%), Словакии (-5,6%), Португалии (-5,3%).

Отметим, что  приведенные данные по Беларуси являются официальными. По информации независимых экспертов, инфляция в Беларуси гораздо выше.»[11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и  опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Информация о работе Проблема инфляции