Проблема повышения внебюджетных доходов образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
Выявить из каких источников и как происходит процесс бюджетного и внебюджетного финансирования образовательных учреждений
Задачи:
1.Раскрыть, что такое бюджетное и внебюджетное финансирование
2.Источники и направления бюджетного и внебюджетного финансирования образовательных учреждений
3.Классификация внебюджетных доходов
4.Объемы бюджетного и внебюджетного финансирования на разных уровнях российской системы образования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
Глава I. Бюджетное и внебюджетное финансирование образовательного учреждения……………………………………………………6
1.1.Бюджетное финансирование …………………………………………….6
1.2.Внебюджетное финансирование……………..........................................10
1.3.Источники и направления бюджетного и внебюджетного финансирования образовательного учреждения…………………………………19
1.4.Объемы бюджетного и внебюджетного финансирования на разных уровнях российской системы образования……………………………………….25
Глава II. Финансирование на примере муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 25 г. Нижний Тагил……………………………………………………………28
2.1.Объемы бюджетного и внебюджетного финансирования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 25 г. Нижний Тагил…………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 102.10 Кб (Скачать файл)

Источники поступления внебюджетных средств. Их можно назвать три (основных, разумеется):

• доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления  различных видов деятельности);

• доходы от внереализационных  мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);

• пожертвования (дары, спонсорская  помощь, передача по завещанию и  т.п.)

Все эти источники поступления  внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений.

Право ведения приносящей доходы деятельности предоставлено  образовательным учреждениям законодательно:

• статьей 50 Гражданского кодекса  Российской Федерации (пункт 3, абзац 2): «Некоммерческие организации могут  осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  они созданы, и соответствующую  этим целям».

• статьей 43 (пункт 5) Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Образовательное учреждение вправе с  согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник  получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним  объектов собственности в размере, определенном договором между собственником  и образовательным учреждением».

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам  соответствующих бюджетов.

Статьей 48 (пункт 8) Закона «Об  образовании» образовательным учреждениям  предоставлено право осуществления  платной образовательной деятельности. «Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц». Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение его финансирования из средств учредителя.

Образовательные услуги. Основные услуги — обучение по программам общего и профессионального образования на тех местах, на которых учащиеся и студенты обучаются бесплатно за счет финансирования из средств государственного и муниципального бюджета.

Сверх этого учебные заведения  могут принимать учащихся на обучение по договорам (на платной основе). Разумеется, это относится к тем уровням образования, обучение на которых осуществляется на основе конкурсного отбора, т.е. на ограниченном числе мест в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Попутно стоит обратить внимание, что ограничение приема имеет  место по специальностям, пользующимся повышенным спросом.

Разумеется, в условиях отсутствия ограничений государственные учебные  заведения могли бы, в принципе, свернуть бесплатную подготовку по этим специальностям до минимума, если вообще не закрыть, и оставить только платное  обучение.

В результате, это резко  сократило бы доступ молодежи к получению  образования и, возможно, понизило бы его уровень.

Ограничение государственного сектора , порождает ряд процессов.

• Учебные заведения стали  нарушать данное требование закона. Наказание  за такое нарушение не предусмотрено, но ведь законы издаются не для того, чтобы их нарушали.

• Для увеличения «платного» приема учебные заведениямвынуждены расширять бесплатный прием по этим специальностям за счет других, ведь контрольные цифры приема растут медленно. Следовательно, идет реструктурирование подготовки, что, как минимум, неоднозначно.

• Открывается подготовка по «ходовым» специальностям в учебных  заведениях, не имеющих для этого  необходимых преподавателей, учебников, пособий, методических материалов. Идет накопление опыта «по ходу дела», качество подготовки страдает.

• Для увеличения доходов  учебные заведения вынуждены  повышать цены за обучение. Особенно это  актуально в свете недостатка бюджетного финансирования. Это порождает  определенную социальную напряженность  среди учащихся и сокращает доступность  образования.

В результате создаются более  благоприятные условия для негосударственных  учебных заведений, на которые указанные  ограничения не распространяются. «Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов»

Предпринимательской деятельности образовательного учреждения посвящена  статья 47 Закона «Об образовании».

1. Образовательное учреждение  вправе вести предпринимательскую  деятельность, предусмотренную его  уставом.

2. К предпринимательской  деятельности образовательного  учреждения относятся:

• реализация и сдача  в аренду основных фондов и имущества  образовательного учреждения;

• торговля покупными товарами, оборудованием;

• оказание посреднических услуг;

• долевое участие в  деятельности других учреждений (в  том числе образовательных) и  организаций;

• приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение  доходов (дивидендов, процентов) по ним;

• ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосредственно  не связанных с собственным производством  предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

4. В своей предпринимательской  деятельности образовательное учреждение  приравнивается к предприятию  и подпадает под действие законодательства  Российской Федерации в области  предпринимательской деятельности.

5. Учредитель или органы  местного самоуправления вправе  приостановить предпринимательскую  деятельность образовательного  учреждения, если она идет в  ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения  суда по этому вопросу».

Таким образом, законодательство предоставляет образовательным  учреждениям осуществлять практически  любую деятельность. Следовательно,  главным источником получения внебюджетных средств является образовательная деятельность.  Образовательный потенциал системы и должен приносить ей доход. Однако, как известно, система образования велика и многообразна, а ее потенциал не является только образовательным. Система обладает материальным, финансовым, интеллектуальным потенциалами. Их тоже можно и нужно использовать, в том числе и для получения доходов. Поэтому законодательством предоставлено право учебным заведениям вести предпринимательскую деятельность, т.е. деятельность, направленную на получение дохода, превышающего расходы на его получение (прибыли).

 

 

 

 

 

1.4.Объемы бюджетного и  внебюджетного финансирования на  разных уровнях российской системы  образования.

  Суммарные расходы  муниципального, регионального и  федерального бюджетов на образование  определяются в соответствии  с сетью учреждений и предполагаемым  её развитием в планируемом  году, а также показателями по  контингентам детей, учащихся  воспитанников, студентов. Финансированию  подлежит не только образовательная  деятельность, но и ряд социозащитных функций отрасли: выплата стипендий студентам, питание школьников из малообеспеченных семей, содержание сирот, воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Основными расчётными показателями для определения расходов бюджета  на дошкольное образование в целом  и конкретно ДОУ являются количество воспитанников и количество групп. В типовых положениях о том  или ином виде ДОУ установлены  нормы наполняемости групп, которые  зависят не только от возраста детей, но и от их состояния здоровья. Например, в детском саду обычного назначения норма наполняемости групп составляет 20 воспитанников от 3 до 7 лет, а в  группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи – от 6 до 10 детей. Стоимость содержания одного ребёнка  в садах компенсирующего вида значительно превышает расходы  по содержанию здоровых детей, поскольку  количество штатных единиц воспитателей, нянь и обслуживающего персонала  зависит от количества групп. Существенное влияние на объём ассигнований на заработную плату и питание оказывает временной режим функционирования ДОУ: 10,5 часов в день, 12 часов, круглосуточное пребывание детей. Расходы на питание зависят от количества воспитанников, среднего числа дней посещения ребёнком дошкольного учреждения в год и нормы питания в день. При определении денежных норм питания за основу принимаются натуральные нормы и средние цены продуктов питания в каждом субъекте РФ.

Главная особенность финансового  обеспечения ДОУ заключается  в том, что часть расходов по содержанию детей должна покрываться за счёт средств родителей. На федеральном  уровне установлен предельный размер доли родительских средств в общих  расходах ДОУ, который не должен превышать 20%. В реальности в каждом субъекте РФ установлена собственная шкала  платы. Например, в Санкт-Петербурге размер оплаты установлен на уровне 0,25-1,5 МРОТ в месяц в зависимости  от количества детей в семье, вида учреждения, наличия у ребёнка  одного или обоих родителей и  т.д. В среднем по городу доля родительских средств составляет около 5% от общего объёма расходов на содержание ДОУ.

Содержание учреждений общего образования. К ним относятся общеобразовательные школы, школы-интернаты, специальные и вечерние школы. В системе непрерывного образования они являются вторым звеном после дошкольного уровня. Их деятельность связана с предоставлением всем гражданам РФ возможности реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования.

Основу формирования расходов на содержание учреждений общего и  профессионального образования  составляют «производственные» показатели деятельности. Для школ такими показателями являются число учащихся и классов; для учреждений профессионального  образования – госзаказ по приёму студентов на бесплатное обучение. При финансовом планировании  учитываются  не только показатели на начало и конец  финансового года, но и среднегодовые, которые зависят от сроков комплектования (приёма), выпуска, отсева в процессе обучения. Например, по школам формула  расчёта среднегодовых показателей  имеет следующий вид:

     Кср = К1М1 + К2М2 /12

  Где Кср – среднегодовой контингент; К1 – контингент на начало планируемого года; М1 – число месяцев функционирования учреждения с переходящим контингентом на начало года; К2 – контингент планируемого года; М2 – число месяцев функционирования учреждения с новым контингентом на конец года; 12 – число месяцев в году.

Учреждения высшего профессионального  образования призваны обеспечить потребности  личности в приобретении высшего  образования и квалификации в  избранной области профессиональной деятельности. Одним из важных показателей  для расчёта расходов на профессиональное образование служит число студентов  на одного преподавателя.

При определении расходов на содержание учреждений профессионального  образования шире, чем по дошкольной и школьной сети, применяется нормативный  способ расчёта расходов. Однако при  расчёте используются не реальные нормативы  финансовых затрат, а нормативы минимальной  бюджетной обеспеченности.

Они устанавливаются путём  деления заранее определённой суммы  бюджетных ресурсов на контингент обучающихся  за счёт бюджетных средств. Отличительной  чертой структуры расходов на профессиональное образование по сравнению с затратами  на общее образование является выделение  средств на обеспечение студентов  стипендиями. В соответствии с законодательством  учреждения среднего и высшего профессионального  образования самостоятельно формируют  объём стипендиального фонда  и порядок его использования. Стипендии, как правило, подразделяются на академические и социальные.

Информация о работе Проблема повышения внебюджетных доходов образовательного учреждения