Проблемы бедности в КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:29, реферат

Описание работы

Степень разработанности проблемы. В экономической литературе теоретико-методологическим аспектам исследования благосостояния населения и проблеме бедности уделяется большое внимание. Об этом свидетельствует значительное увеличение за последнее десятилетие числа монографических работ, статей, посвященных этим проблемам.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Кыргызской Республики.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 

 Ядром миграционного притяжения в республике остаются столица и Чуйская область. Менее бедными является население г.Бишкек (18,4%) и Чуйской области (25,2%). Существенное влияние на увеличение числа бедного населения в г. Бишкек оказала внутренняя миграция из менее развитых отсталых регионов страны. Приспособление мигрантов, как правило,  происходит крайне медленно, существенно усиливается давление на городские ресурсы, а в ряде случаев возникает обострение криминогенной обстановки.

Одним из параметров качества жизни выступает доступ населения к чистой питьевой воде. Так централизованным водоснабжением пользуются 12,4% бедных и 33,9% небедных домашних хозяйств. Употребляют питьевую воду из рек и арыков 31,0% бедного и 35,7% крайне бедного населения. Улучшить ситуацию с получением питьевой воды в регионах республики позволила реализация программы "Таза Суу".

Анализ уровня бедности за период 1996-2003 годы показывает, что в  области повышения благосостояния населения в республике произошли позитивные изменения. Об этом свидетельствует положительная динамика Индекса человеческого развития, снижение уровня крайней и общей бедности и другие показатели.  Такая тенденция стала возможной благодаря расширению программ микрокредитования на территории страны, а также принятию комплексных макроэкономических мер.

Согласно данным Национальной переписи населения при  общей численности постоянного  населения в пределах административной границы г.Бишкека около 800 тыс. человек численность жителей кольца "новостроек", возникших в результате массовой миграции сельского населения, оценивается на уровне 100 тыс. человек. Согласно опросам, из общего числа мигрантов 58,1% переезжают по семейным обстоятельствам.

Следующими отмечены причины "в поисках работы" или "по работе", а также в связи с учебой. Появление новых поселений вокруг крупных городов не сопровождается адекватным развитием социальной инфраструктуры. Недостаток объектов социально-экономической инфраструктуры и общественных услуг приводит к росту безработицы и бедности среди переселенцев.

В общей численности  населения в республике около 30% составляют дети в возрасте до 14 лет, из них свыше 61% проживают в бедных семьях. Размер семьи в Ошской области (7,1 человека), в Джалал-Абадской области - 6,6 человека и в Таласской области - 6,2 человека. В среднем на одного работающего в крайне бедных семьях приходится 3,23 иждивенца, в бедных семьях этот показатель составляет - 2,7. Бедность детей находится в прямой зависимости от уровня обеспеченности их родителей. В семьях, имеющих 8 - 9 детей уровень бедности достиг 92 %.

В тяжелом положении  находятся дети из неполных семей - уровень бедности здесь достигает 73%. Проблема питания детей: 7% детей  до 11 лет систематически недоедают  и страдают истощением. Наибольшее недоедание наблюдается у детей  от 4 до 6 лет (23%). Из числа дошкольников наибольший процент с недостаточным весом наблюдается среди детей в возрасте 5 лет (10,5%), при этом у годовалых детей доля истощенных девочек вдвое больше, чем мальчиков. Наибольший удельный вес детей, страдающих истощением, наблюдается в Ошской области (10,5%), в г.Бишкек (9,4%) и в Чуйской области (8,1%).

В проблематике бедности особую роль играет гендерный  аспект. Женщины имеют более низкий уровень доходов, нет индексации выплат для отдельных категорий  женщин, в том числе многодетных  матерей-одиночек.

Женщины имеют  меньше времени для занятия продуктивной экономической деятельностью. Неслучайно в специальных проектах по сокращению бедности одним из самых важных принципов  оказания помощи населению является адресность. Заработная плата составляет в бюджете горожан 51% , а в сельской местности - одну третью часть всех доходов. Реализация на рынке продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, обеспечивает крайне бедным в сельской местности пятую часть их общего дохода. За счет социальных трансфертов формируется 24-26% бюджета семьи. В городской местности эти выплаты наиболее существенны для крайне бедных.

Кроме проявлений бедности по доходам, серьезное ограничение  возможностей реализации человеческого  и социального потенциала состоит  в отсутствии доступа к таким базовым потребностям как здравоохранение и образование. Широко распространенным проявлением бедности по лишениям в Кыргызстане является отсутствие доступа к безопасной питьевой воде.

Правительство с помощью внешних займов и  грантов реализует ряд масштабных проектов, призванных изменить положение в этих важнейших секторах социальной инфраструктуры. В рамках данной Стратегии основной акцент будет сделан на повышении эффективности инвестиционных вложений и их ориентации на сокращение проявлений бедности.

Нельзя не отметить, что Генеральная Ассамблея ООН  провозгласила 2002 год Международным  годом гор Кыргызстана, это касается непосредственно. Проблемы бедности в  высокогорных районах обсуждались  в рамках темы «Экономические проблемы в горных районах».

Бедные в  высокогорных районах, как, впрочем, и  по всей республике – это, в первую очередь, семьи с детьми, безработные, пожилые, не имеющие других источников дохода.

Основные программы, которые направлены на улучшения  благосостояния населения и сокращение бедности в регионах Кыргызстане

 

Таким образом, говоря о причинах бедности и перспективах ее преодоления, надо четко различать  два самостоятельных аспекта  этой проблем - объективное сокращение численности людей, испытывающих множественную депривацию, с одной стороны, и ощущение себя находящимися «на черте» или «за чертой» бедности как субъективное, социально-психологическое явление, связанное с реальным уровнем бедности не более, чем с целым рядом других факторов.

В настоящее  время все внимание сосредоточено лишь на борьбе с «объективной» бедностью, понимаемой к тому же как формальное несоответствие имеющихся доходов официально установленному прожиточному минимуму. Такая постановка задачи применительно к «объективной» бедности является и неправильной, и недостаточной.

Однако на самом  деле «субъективная» бедность также  является весьма опасной для уверенного социально-экономического развития Кыргызстане  в будущем, и борьба с ней является самостоятельной и весьма непростой  задачей, значимость которой пока недостаточно осознается и структурами государственной власти, и специалистами, и широкой общественностью.

Бедность опасна не сама по сeбe. Борьба с бедностью  необходима также не только потому, что это диктуется потребностью в социальной стабильности или гуманитарными соображениями. Если отвлечься от экономических соображений, связанных с тем что бедность способствует узости внутреннего рынка или позиции правоохранительных органов, для которых бедность выступает как генератор бытовой и уличной преступности, то есть по крайней мере одна очень важная и лежащая в русле социальной проблематики причина, требующая резкой активизации усилий общества в этой области. Это взаимосвязь бедности и социальной эксклюзии.

Социальная  эксклюзия - термин пока непривычный и для российских специалистов, занимающихся проблемами бедности, и для российских политиков. В этой связи надо отметить, что за последние два десятилетия в западной социологической традиции сложились два подхода к проблеме социальной эксклюзии.

Первый из них, трактующий социальную эксклюзию в широком смысле слова, рассматривает явление эксклюзии на макроуровне, с позиций общества и сосредотачивает свое внимание на отсутствии доступа у

части населения  к механизмам интеграции. Ключевым словом при таком подходе выступает «дискриминация».

Второй подход анализирует положение самих  носителей социальной эксклюзии  и сосредотачивает свое внимание на том, в чем проявляется специфика  жизненной ситуации членов этой группы по отношению к другим членам общества, почему они оказались исключены, «выброшены» из общества, как они превратились в «отверженных» и как переживают это свое состояние. И если понимать эксклюзию именно так, то к эксклюзии ведет длительное, как правило, продолжающееся не менее 5-7 лет, нахождение за чертой бедности. За это время меняются стереотипы поведения и навыки реализации своих целей, изменяется круг общения, происходят серьезные - сдвиги в ценностных ориентациях людей. Причем в случае плавного многолетнего обеднения эксклюзия длительное время может не осознаваться, пока не актуализируются значимые потребности, которые оказывается невозможным удовлетворить из-за низкого уровня доходов и дискриминации от всех альтернативных форм решения проблем

Это позволяет  говорить о формировании в современном кыргызском обществе особого многомиллионного слоя социально исключенных, которого в принципе не было в социальной структуре Кыргызстана еще десять лет назад. Закономерным следствием этого должно являться понимание того, что включение Кыргызстан в процесс глобализации ведет к развитию в кыргызском обществе всех характерных для современного мира негативных социальных явлений и, соответственно, разработка специальных механизмов интеграции представителей застойной бедности в общество или, по крайней мере, разработка специальных мер интеграции в общество детей из этих семей.

К сожалению, в  Кыргызстане не только общественное сознание, но и широкие научные  или политические круги оказались  не готовы и к принятию мер, необходимых  для нейтрализации негативных эффектов эксклюзии, и даже просто к их осознанию. В то же время справиться с негативными последствиями массовой социальной эксклюзии гораздо сложнее и несопоставимо дороже, чем с бедностью, и время, отпущенное для понимания этого, уже истекает.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2002 год Международным годом гор. Кыргызстана это касается непосредственно. В соответствии с  Указом Президента КР от 22.01.2000г.  и “Планом мероприятий по реализации Национальной программы подготовки и проведения Международного года гор в Кыргызской Республике” в 2000г. состоялась Межвузовская Региональная  Научно-практическая конференция “Наука и наукоемкие горные технологии” и выставка “Научные достижения горного Кыргызстана” с аукционом по продаже научной продукции. 400 ученых республики обсуждали проблемы геологии; экологии; безопасности жизнедеятельности в горных условиях; горной медицины; горного дела, строительства и коммуникаций; культурного и социального развития горных районов; аграрных технологий.

Проблемы бедности в высокогорных районах обсуждались в рамках  темы “Экономические проблемы в горных районах”.

В настоящее  время существует много инициатив  направленных на сокращение бедности в Кыргызстане. Государство разработало  Комплексную Основу Развития, которая  является 15 летней концепцией для развития Кыргызстана. А также, оно создало программу «Национальная Стратегия по Сокращению Бедности», НССБ. Эта программа является первым трехлетним планом, направленным на осуществление национальной концепции для развития. Приоритеты НССБ это экономическое развитие, хорошее управление, создание справедливого общества, включая обязательства по ликвидации детской бедности. Многие международные организации поддерживают приоритеты НССБ. Широкий спектр местных, национальных, международных и неправительственных организаций, также, вовлечены в сокращении бедности и социальном обеспечении, многие из них работают прямо в сфере детской бедности.

Международные организации в Кыргызской Республике , такие как:

  • Всемирный Банк
  • Азиатский Банк развития
  • USAID;
  • ТАСИС (Техническая помощь странам СНГ);
  • Европейский Банк Реструктизации и Развития (ЕБРР);
  • Исламский Банк Развития;
  • GTZ (Техническая помощь Правительства Германии)

Финансируют различные  проекты и программы во всех основных секторах экономики страны, в котором ими сделан определенный акцент на область снижения бедности.

Кроме того в  Кыргызстане представлены некоторые  фонды, целью которых – развитие нражданского общества и подддержки неправительственного сектора:

  • Фонд Евразии
  • Фонд Ага Хана
  • Фонд Сорос
  • Counterpart Consortium
  • Helvetas (Швеция).

Фукнционирует также Институты микрокредитования, такие как:

  • FINKA-Kyrgystan Corp. (USAID)
  • Mercy Corps (NGO)
  • Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов финансируемая АБР.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не следует забывать, что в центре хозяйственной системы и всех провдимых мероприятий должен стоять человек. Если государство не вспомнит о смысле своего существования, оно не сможет развивать главную в условиях глобализации и информационной революции производительную силу и залог конкурентоспособности страны – ее людей.

Государство должно принать своей основной целью  обеспечение прожиточного минимума всем гражданам – конечно поэтапно, но и не затягивая на длительный срок. Природа отпустила не такой  уж большой срок каждому человеку, и каждый член общества желает лучшей жизни не только своим будущим внукам и правнукам, он еще хочет жить счастливо и в настоящее время – это и есть гарантированный прожиточный минимум.

 Как мы  и рассмотрели в данной работе  в настоящее время Кыргызскому народу грозит бедность. В настоящий момент, данные нашего же Нацстаткома опирается на 2009год перепись населения, и она показала, что 31,7 % населения страны бедствует. За чертой крайней бедности оказались 12 % граждан. «Кыргызстан улучшил показатель борьбы с крайней бедностью, об этом свидетельствует второй отчет сделанный Кыргызстаном программы по целям развития это хороший показатель. Но стоить отметить, что еще предстоит большая работа по борьбе с бедностью и ООН готовы помогать и дальше.

Основными инструментами  сокращения бедности являются акцентированность  социальной политики на вопросах бедности и обеспечение устойчивого экономического роста. Предполагаемые меры, направленные на сокращение бедности, сгруппированы  по следующим направлениям:

    1. Социальная защита уязвимых групп;
    2. Противодействие инфляции и обеспечение продовольственной безопасности;
    3. Мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста;
    4. Развитие сельских регионов;
    5. Сокращение регионального дисбаланса.

Информация о работе Проблемы бедности в КР