Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 20:30, курсовая работа
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель работы – исследование сущности государственного долга и анализ методов по его управлению.
Введение............................................................................................................4
1. Бюджетный дефицит и государственный долг..........................................5
1.1Сущность, структура и виды бюджета.....................................................5
1.2.Способы финансирования бюджетного дефицита.................................7
1.3.Понятие государственного долга............................................................10
1.4.Управление государственным долгом....................................................12
2.Виды государственного долга....................................................................15
2.1.Классификация государственного долга................................................15
2.2.Формы и виды государственного долга.................................................16
2.3.Экономические последствия государственного долга..........................18
3.Пути сокращения государственного долга................................................21
3.1.Управление государственным долгом....................................................21
3.2.Меры по сокращению государственного долга.....................................24
Заключение......................................................................................................27
Библиографический список...........................................................................29
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств,срок которых наступил.
Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий, проводимых государством по погашению займов, выплате процентов кредиторам, по определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Основная цель управления государственным долгом - обеспечение потребностей государства в займах, привлеченных с минимальными затратами. В развитых зарубежных странах управление государственным долгом ориентировано на развитие рынка государственных ценных бумаг и финансового сектора в целом.
Важный элемент системы управления государственным долгом - погашение займов и выплата доходов, процентов по ней. Если у государства недостаточно средств для погашения текущей задолженности, правительство может пойти на выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с владельцами облигаций предыдущих займов, такое погашение называется рефинансированием. Действительно, для обслуживания внутреннего и внешнего долга можно прибегнуть к рефинансированию, но обращаться к этому способу государство может (без боязни остаться банкротом) лишь до известных пределов. Если все новые и новые выпуски государственных облигаций идут не на решение структурных проблем экономики, стимулирования научно - технического прогресса, создания новых рабочих мест, то есть всего того, что расширяет базу налогообложения и дает источник выплат процентов по госзаймам, то рано или поздно эта «пирамида» рушится.
Займы погашаются через казначейство, то есть за счет золотовалютных резервов что, конечно, ведет к обеднению страны, так как уменьшается золотой запас государства, или различными способами: выкуп облигаций у кредиторов или на фондовой бирже; проведение тиражей выигрышей; тиражей погашения по выигрышным процентным займам. Кроме того, погашение по займам производится в виде ежегодных выплат, включающих процентную ставку и часть основной суммы займов, что называется «аннуитет».
Государство имеет право уточнять первоначальные условия займа; основным инструментами, которыми пользуется государство в этом случае являются конверсия, консолидация, унификация, новация и отсрочка погашения займов.
Конверсия - это изменение первоначальных условий займов, касающихся доходности государственных ценных бумаг. Различают несколько видов конверсии:
а) принудительные - когда кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой;
б) добровольные - когда кредитор имеет право согласиться на новые условия займа, либо получить обратную сумму, данную в долг государству;
в) факультативные - когда кредитор имеет право либо согласиться, либо отказаться от изменения первоначальных условий займа.
Консолидация - изменения условий займа, связанные со сроками этого займа. Как правило, консолидация направлена на продление сроков займов и сочетается с конверсией.
Унификация - это объединение нескольких займов в один, и при этом облигация ранее выпущенных займов обменивается на облигации новых займов. В особом случае государство может проводить обмен облигаций по регрессивному соотношению, в этом случае несколько ранее выпущенные облигации приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен проводиться в послевоенный период с целью изъятия из оборота облигаций займов военного времени.
Новация - это соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по определенному кредиту другим обязательством.
Отсрочка погашения займов проводится в условиях, когда дальнейшее государственное заимствование не имеет финансового эффекта для государства. Отсрочка отличается от консолидации тем, что при отсрочке отодвигаются не только сроки погашения займов, но и прекращаются выплаты доходов по облигациям.
В отношении внутреннего долга используется конверсия, консолидация и унификация, а также обмен по регрессивному соотношению. Такие методы, как новация и отсрочка могут применяться по соотношению к внешней задолженности. В кризисных ситуациях государство может полностью отказаться от обязательств по выпущенным займам, как внутренним, так и внешним, это называется «аннулирование государственного долга». Причины отказа от погашения государственного долга:
а) банкротство государства;
б) отказ нового правительства признать финансовые обязательства предыдущих властей.
На финансовом рынке осуществляется государственное кредитование, возложенное на Министерство финансов и его подразделения в части изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов. Реализация ценных бумаг, как правило, осуществляется банковскими системами. Внешние займы на иностранных финансовых рынках размещаются, как правило, банковскими консорциумами. Межправительственные займы являются облигационными, и они фиксируются в специальных межправительственных соглашениях. Для совершенствования системы государственного долга ряд стран идет на коммерциализацию, т.е. создаются специализированные финансовые институты.
В зависимости от рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. О размерах государственного долга позволяет судить его доля по отношению к внутреннему валовому продукту или сумме бюджетных расходов.
Внешний государственный долг возникает в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам, а также международным финансовым организациям.
2.3. Экономические последствия государственного долга
Экономические последствия государственного долга можно свести к четырем моментам:
а) Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.
б) Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.
в) Увеличение налогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимула экономической активности.
Информация о работе Проблемы государственого долга в современных экоомических системах