Проблемы государственого долга в современных экоомических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель работы – исследование сущности государственного долга и анализ методов по его управлению.

Содержание работы

Введение............................................................................................................4
1. Бюджетный дефицит и государственный долг..........................................5
1.1Сущность, структура и виды бюджета.....................................................5
1.2.Способы финансирования бюджетного дефицита.................................7
1.3.Понятие государственного долга............................................................10
1.4.Управление государственным долгом....................................................12
2.Виды государственного долга....................................................................15
2.1.Классификация государственного долга................................................15
2.2.Формы и виды государственного долга.................................................16
2.3.Экономические последствия государственного долга..........................18
3.Пути сокращения государственного долга................................................21
3.1.Управление государственным долгом....................................................21
3.2.Меры по сокращению государственного долга.....................................24
Заключение......................................................................................................27
Библиографический список...........................................................................29

Файлы: 1 файл

курсовая Дубовая.docx

— 65.49 Кб (Скачать файл)

 

      Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств,срок которых наступил.

       Согласно  действующему законодательству, следует  выделять  государственный и общегосударственный  долг. Последнее понятие более  широкое и включает задолженность  не только Правительства РФ, но и  органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг. Хроническая дефицитность государственного и местных  бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам.  Это ведет  к росту государственного долга - внутреннего и внешнего. Основными способами  покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные  займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.    Если  пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций  – это способ пополнения государственной  казны за счет заема средств у  населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.[3]       

1.4. Управление государственным долгом

 

Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий, проводимых государством по погашению займов, выплате процентов кредиторам, по определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Основная цель управления государственным долгом - обеспечение потребностей государства в займах, привлеченных с минимальными затратами. В развитых зарубежных странах управление государственным долгом ориентировано на развитие рынка государственных ценных бумаг и финансового сектора в целом.

Важный элемент системы управления государственным долгом - погашение займов и выплата доходов, процентов по ней. Если у государства недостаточно средств для погашения текущей задолженности, правительство может пойти на выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с владельцами облигаций предыдущих займов, такое погашение называется рефинансированием. Действительно, для обслуживания внутреннего и внешнего долга можно прибегнуть к рефинансированию, но обращаться к этому способу государство может (без боязни остаться банкротом) лишь до известных пределов. Если все новые и новые выпуски государственных облигаций идут не на решение структурных проблем экономики, стимулирования научно - технического прогресса, создания новых рабочих мест, то есть всего того, что расширяет базу налогообложения и дает источник выплат процентов по госзаймам, то рано или поздно эта «пирамида» рушится.

Займы погашаются через казначейство, то есть за счет золотовалютных резервов что, конечно, ведет к обеднению страны, так как уменьшается золотой запас государства, или различными способами: выкуп облигаций у кредиторов или на фондовой бирже; проведение тиражей выигрышей; тиражей погашения по выигрышным процентным займам. Кроме того, погашение по займам производится в виде ежегодных выплат, включающих процентную ставку и часть основной суммы займов, что называется «аннуитет».

Государство имеет право уточнять первоначальные условия займа; основным инструментами, которыми пользуется государство в этом случае являются конверсия, консолидация, унификация, новация и отсрочка погашения займов.

Конверсия - это изменение первоначальных условий займов, касающихся доходности государственных ценных бумаг. Различают несколько видов конверсии:

а) принудительные - когда кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой;

б) добровольные - когда кредитор имеет право согласиться на новые условия займа, либо получить обратную сумму, данную в долг государству;

в) факультативные - когда кредитор имеет право либо согласиться, либо отказаться от изменения первоначальных условий займа.

Консолидация - изменения условий займа, связанные со сроками этого займа. Как правило, консолидация направлена на продление сроков займов и сочетается с конверсией.

Унификация - это объединение нескольких займов в один, и при этом облигация ранее выпущенных займов обменивается на облигации новых займов. В особом случае государство может проводить обмен облигаций по регрессивному соотношению, в этом случае несколько ранее выпущенные облигации приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен проводиться в послевоенный период с целью изъятия из оборота облигаций займов военного времени.

Новация - это соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по определенному кредиту другим обязательством.

Отсрочка погашения займов проводится в условиях, когда дальнейшее государственное заимствование не имеет финансового эффекта для государства. Отсрочка отличается от консолидации тем, что при отсрочке отодвигаются не только сроки погашения займов, но и прекращаются выплаты доходов по облигациям.

В отношении внутреннего долга используется конверсия, консолидация и унификация, а также обмен по регрессивному соотношению. Такие методы, как новация и отсрочка могут применяться по соотношению к внешней задолженности. В кризисных ситуациях государство может полностью отказаться от обязательств по выпущенным займам, как внутренним, так и внешним, это называется «аннулирование государственного долга». Причины отказа от погашения государственного долга:

а) банкротство государства;

б) отказ нового правительства признать финансовые обязательства предыдущих властей.

На финансовом рынке осуществляется государственное кредитование, возложенное на Министерство финансов и его подразделения в части изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов. Реализация ценных бумаг, как правило, осуществляется банковскими системами. Внешние займы на иностранных финансовых рынках размещаются, как правило, банковскими консорциумами. Межправительственные займы являются облигационными, и они фиксируются в специальных межправительственных соглашениях. Для совершенствования системы государственного долга ряд стран идет на коммерциализацию, т.е. создаются специализированные финансовые институты.

 

 

 

 

 

 

2. Виды государственного долга

2.1. Классификация  государственного долга

 

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил. Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации.[4] Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении. С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно.[6]

                 

2.2 Формы и виды государственного долга

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

- соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

В зависимости от рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. О размерах государственного долга позволяет судить его доля по отношению к внутреннему валовому продукту или сумме бюджетных расходов.

Внешний государственный долг возникает в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам, а также международным финансовым организациям.

Рост государственного долга - одно из наиболее опасных последствий бюджетного дефицита. Чтобы покрывать дефицит бюджета, правительство прибегает к кредитам и займам недостающих средств через размещение государственных ценных бумаг (векселей и облигаций и т. д.) внутри страны и за рубежом. Накопленные таким образом заемные средства образуют государственный долг.

Рост государственного долга влечет за собой негативные экономические последствия:

  1. Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного национального дохода за рубеж при его обслуживании (выплате процентов и сумм основного долга). Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и может привести к дефолту (отказу государства платить по своим долгам).

  1. Выплата процентов по государственному долгу приводит к усилению неравенства доходов и росту темпов инфляции. Можно, конечно, выплачивать проценты держателям облигаций и за счет увеличения налогов, но это, в свою очередь, снижает объемы инвестиций. Выпуская займы, государство берет с кредитного рынка значительные денежные суммы, что ведет к удорожанию кредита для частного бизнеса. Это тормозит развитие экономики.

  1. Рост государственного долга усиливает неуверенность домохозяйств и бизнеса в перспективах экономического и социального развития.

В ситуациях, когда дефицит государственного бюджета и государственный долг приобретают особо крупные размеры, правительство вынуждено выбирать на определенный период времени первый концептуальный подход к проблеме бюджетного дефицита, что подразумевает под собой следующие мероприятия:

  • рост налоговых поступлений;

  • всемерное сокращение государственных расходов: на оборону, государственное управление, сокращение дотаций из бюджета, свертывание социальных программ.

 

2.3. Экономические последствия государственного долга

 

Экономические последствия государственного долга можно свести к четырем моментам:

а) Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.

б) Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.

в) Увеличение налогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимула экономической активности.

Информация о работе Проблемы государственого долга в современных экоомических системах