Проблемы государственого долга в современных экоомических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель работы – исследование сущности государственного долга и анализ методов по его управлению.

Содержание работы

Введение............................................................................................................4
1. Бюджетный дефицит и государственный долг..........................................5
1.1Сущность, структура и виды бюджета.....................................................5
1.2.Способы финансирования бюджетного дефицита.................................7
1.3.Понятие государственного долга............................................................10
1.4.Управление государственным долгом....................................................12
2.Виды государственного долга....................................................................15
2.1.Классификация государственного долга................................................15
2.2.Формы и виды государственного долга.................................................16
2.3.Экономические последствия государственного долга..........................18
3.Пути сокращения государственного долга................................................21
3.1.Управление государственным долгом....................................................21
3.2.Меры по сокращению государственного долга.....................................24
Заключение......................................................................................................27
Библиографический список...........................................................................29

Файлы: 1 файл

курсовая Дубовая.docx

— 65.49 Кб (Скачать файл)

д) Перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Рассмотрим последствия государственного долга отдельно для внутреннего долга и внешнего.

Внутренний долг можно определить как долг своему населению. В связи с этим большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его различными способами.

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.

Рост внутреннего долга особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.[7]

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем ВВП, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25%.

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Пути сокращения государственного долга

3.1. Управление государственным долгом

 

Управление государственным долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства; регулированию рынка государственных ценных бумаг; обслуживанию и погашению государственного долга; предоставлению кредитов и гарантий.

Цель  управления  госдолгом  заключается  в  нахождении  оптимального  соотношения  между  потребностями  государства  в  дополнительных ресурсах  и  затратами  по  их  привлечению,  обслуживанию  и  погашению.

В  числе  финансовых  мероприятий,  проводимых  в  рамках  управления  государственным  долгом,  наиболее  распространены  в  мировой практике следующие: 1) Рефинансирование  долга,  т.е.  погашение  ранее  выпущенных  долговых  обязательств  за  счет  новых  заимствований  или  изменение условий  их  предоставления.  Многие  страны  мира  (например,  Англия,  Италия,  Мексика,  США,  Россия,  Украина,  Беларусь  и  др.)  активно применяют  этот  механизм  пролонгации  своих  долгов.  Особенно  часто  рефинансирование  принимается  при  выплате  процентов  и погашений  по  внешней  части  государственного  долга.   
Самым  главным  недостатком  рефинансирования  долга  является  то,  что  если  полученные  средства  не  идут  на  расширение  производства, а  «проедаются»,  то  в  будущем  могут  возникнуть  проблемы,  связанные  с  уменьшением  поступления  налогов  в  государственную казну. Рефинансирование активно используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны – заемщика средств. Поэтому важно обеспечить и в дальнейшем поддерживать высокую финансовую репутацию страны. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых странам специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.

2) Конверсия  займов ,изменение  первоначальных условий  государственных  займов,  выражающихся  в  понижении  процента, изменении  срока  действия  и  способа  погашения  займа,  объединения облигаций  разных  займов  и  т.д.  В  результате  государство  получает временную  экономию,  поскольку  продолжившийся  выпуск  займов  вел  к росту  государственного  долга  и,  следовательно,  расходов  бюджета  по  нему. В  целях  снижения  расходов  по  управлению  госдолгом  государства  чаще всего  снижет  размер  выплачиваемых  процентов  по  займам.  Однако  не исключено  и  повышение  доходности  государственных  ценных  бумаг  для кредитов 

3)  Государство,  заинтересованное  в  получении  займов,  на  длительные  сроки,  достигает  этого  за  счет  консолидации  государственного долга.  Под  консолидацией  понимается  изменение  условий  займов,  связанное  с  их   сроками  увеличение  либо  уменьшение  срока действия  государственных  ценных  бумаг,  т.е.  перенос  даты  их  погашения.   Когда внешний долг превышает приемлемый уровень, правительство предпринимает определённые меры, чтобы его уменьшить. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если они имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить кратко- и среднесрочную задолженности в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга. Возможно  совмещение  консолидации  с  конверсией. Следует  отметить,  что  при  применении  рассматриваемых  механизмов  управления  государственным  долгом  власти  должны  понимать,  что изменение  первоначальных  условий  займов  может  вызвать  социальную  напряженность  в  обществе,  а  также  оказать  негативное воздействие  на  дельнейшее  заимствование.

 4) Новация – соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством. В  принципе,  новация  является  аналогом  конверсии  с  той  лишь  разницей,  что  конверсия  предполагает  замену  как  одной  формы  займа  на другую,  так и на аналогичную (например, кредит на облигацию  или  облигацию  на  облигацию),  а  новация  обычно  предполагает  замену одной  формы  займа  на  аналогичную  (т.е.облигацию на облигацию).

5)  Унификация – объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Это метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.

6)  В  исключительных  случаях  правительство  может  провести  обмен  облигаций  по  регрессивному  соотношению,  т.е.  когда  несколько ранее  выпущенных  облигаций  приравниваются  к  одной  новой  облигации.  Такой   обмен избавляет  государство  от  необходимости выплачивать  проценты  и  от  погашения  в  полноценных  деньгах  ее  облигациям,  продававшимся  им  за  обесценившуюся  валюту.

7) Отсрочка  погашения  займа  или  всех  ранее  выпущенных  займов  проводится  в  условиях,  когда  дальнейшее  активное  развитие  операций по  выпуску  новых  займов  не имеет  финансовой эффективности для государства.  Это  происходит  в  тот  момент,  когда  правительство  уже выпустило  слишком  много  займов  и  условия  их  эмиссии  не  были  достаточно  выгодными  для  государства.  В  таких  случаях  большая часть  поступлений  от  реализации  облигаций  новых  займов  направляется  на  выплаты  процентов  и  на  погашение  ранее  выпущенных займов.  Чтобы  разорвать  этот  порочный  круг  правительство  объявляет  об  отсрочке  погашения  займов,  которая  отличается  от консолидации  тем,  что  не  только  отодвигаются  сроки  погашения,  но  и  прекращается  выплата  доходов  (во  время  консолидации  же займов  владельцы  облигаций  продолжают  получать  по  ним  свой  доход).

Конверсия,  консолидация,  унификация  государственных  займов  и  обмен  облигаций  государства  обычно  осуществляется  только  в отношении внутреннихзаймов.Что  касается  отсрочки  погашения  обязательств,  то  эта  мера  возможна  и  по  отношению  к  внешней задолженности.  При  этом  отсрочка  погашения  внешних  займов  как  правило,  проводится  по  согласованию  с  кредиторами  и  может  не повлечь  приостановку  выплаты  процентов  по  ним

8) В отличии от отсрочки под аннулированием государственного  долга  понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным  займам  (внутренним,  внешним  или  по  всему  госдолгу).  Как  правило,  при  управлении  государственным  долгом  данный метод  является  крайней  мерой  и  может  использоваться  по  двум  причинам.  Во-первых,  аннулирование  госдолга  объявляется  в  случае финансовой  несостоятельности  государства,  т.е.  его  банкротства.  Во  вторых,  аннулирование  задолженности  может  явиться  следствие прихода  к  власти  новых  политических  сил,  которые  по  определенным  причинам  отказываются  признать  финансовые  обязательства предыдущих  властей.

9)  В  последние  два  десятилетия  широкое  распространение  на  мировом  финансовом  рынке  получила  тенденция  к  превращению отношений  между  кредиторами  и  должниками  в  оборотоспособное  имущество.  Эта  тенденция  получила  название  секъюритизация. Превращая  обычные  обязательства  должника  к  кредитору  в  ценные  бумаги,  секъюритизация  дает  этим  обязательствам  повышенную оборотоспособность,  помещает  их  в  готовую  инфраструктуру  фондового  рынка  и  в  конечном  итоге  делает  финансовые  отношения  более мобильными.

3.2. Меры  по сокращению государственного  долга

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.

1. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

2. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев – частично списывали долги.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

Информация о работе Проблемы государственого долга в современных экоомических системах