Проблемы и перспективы развития валютной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ валютной системы Российской Федерации, анализ ее становления и развития, попытка прогнозирования путей совершенствования в условиях, присущих Российской Федерации.
В результате проведенной работы определился ряд задач, необходимых для решения поставленной цели:
 рассмотреть валютную систему страны;
 выявить её основные элементы;
 показать развитие валютной системы в России;
 выявить основные проблемы, существующие на данном этапе развития валютной системы России;
 рассмотреть возможные пути решения основных проблем валютной системы в РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
3
1 Формирование валютной системы………………………………...
5
1.1Национальная валютная система…………………………………………..
6
1.2 Мировая валютная система………………………………………………...
8
1.3 Этапы развития мировой валютной системы……………………………..
9
1.4 Международная валютная система………………………………………..
12
2 Валютная система Российской Федерации…………………….
14
2.1 Становление валютной системы России………………………………….
14
2.2 Эволюция рубля России…………………………………………………...
19
2.3 Валютный коридор в России……………………………………………...
21
3 Проблемы и перспективы развития валютной системы России……………………………………………………………………………..

24
3.1. Проблемы развития валютной системы России…………………………
24
3.2. Перспективы развития валютной системы России………………………
29
Заключение……………………………………………………………………..
33
библиографический список……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Современная валютная система России.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

С начала осуществления экономических реформ Россия фактически ввела внутреннюю, т.е. только для резидентов (юридических и физических лиц данной страны), конвертируемость рубля по текущим операциям платежного баланса. При этом по финансовым операциям резидентов были установлены валютные ограничения. Ограничивались также валютные операции нерезидентов. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались в соответствии с валютным законодательством России незаконными.

С июня 1996 г. Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны-члены МВФ Статьей VIII (разделы 2, 3, 4) устава Фонда. Эта статья требует от стран-членов устранить валютные ограничения и ввести конвертируемость национальных валют по международным текущим операциям, не прибегать к практике множественности валютных курсов, не принимать участия в дискриминационных валютных соглашениях. Присоединение России к Статье VIII предполагает распространение сферы конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов. В то же время экспортеры России обязаны продавать часть (50%, с начала 1999 г. – 75%) валютной выручки на внутреннем валютном рынке по рыночному курсу.

Валютный курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте и валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Применяется прямая котировка, т.е. единица иностранной валюты выражается в определенном количестве рублей. С июля 1995 г. по август 1998 г. функционировал режим валютного коридора: колебания рыночного курса рубля по отношению к доллару США ограничивались официально устанавливаемыми пределами, которые поддерживались Центральным банком РФ с помощью интервенций на валютном рынке. Границы этого коридора несколько раз сдвигались в сторону понижения курса рубля. После кризиса 17 августа 1998г. валютный коридор был отменен, и курс рубля вновь стал свободно плавающим.

С июля 1992 г. введен единый официальный курс рубля к доллару, который используется для целей статистики и определения размеров таможенных платежей в бюджет. До 17 мая 1996 г. он фиксировался по результатам торгов на ММВБ, а с этого момента стал ежедневно самостоятельно устанавливаться Центральным банком РФ на базе текущих рыночных котировок рубля и определяться как средняя величина между курсами покупки и продажи по операциям Банка России на межбанковском рынке. После валютного кризиса 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ вновь отказался от установления собственных курсов покупки и продажи и начал ежедневно объявлять официальный курс по итогам утренней специальной торговой сессии на ММВБ, а с 29 июня 1999 г. по итогам единой торговой сессии. Курс других валют определяется на основе кросс-курса. При этом в качестве промежуточного показателя используются курсы этих валют к доллару.

Элементом валютной системы России является регулирование международной валютной ликвидности, т.е. в первую очередь официальных золотовалютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Эти резервы находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Величина золотовалютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и конъюнктуры валютного рынка. Так, в середине 1997 году величина золотовалютного резерва составляла 24,5 млрд. дол., в мае 2004 года – 84,6 млрд. дол., в начале 2008 года – 484 млрд. дол.

В составе валютных резервов Банка России приблизительно 75% приходятся на доллары США, 20% – немецкие марки и 5% – на другие валюты; эти средства размещены главным образом в первоклассные государственные кратко- и среднесрочные ценные бумаги США и Германии. После введения с 1999 г. единой денежной единицы ЕС – евро Банк России стал использовать ее наряду с долларом в качестве резервной валюты. Валютные резервы страны включают также кредиты международных организаций и правительств других стран, поступившие в Министерство финансов РФ. В среднем треть официальных резервов составляет золотой запас. Он используется для пополнения валютных резервов путем продаж золота на мировом рынке, получения кредитов под залог золота, а также операций «своп». Помимо золота и иностранной валюты международные ликвидные резервы России включают также резервную позицию в МВФ в размере 1,2 млрд. дол. на 30 апреля 1998 г. (21,47% квоты), которая была использована после вступления России в Фонд, и счет в СДР (на 1 июля 1998 г.– 253 млн. дол., к началу 1999 г. полностью израсходован). В сентябре 1997 г. МВФ принял решение о новом, одноразовом выпуске СДР. Доля России в нем составляет 1264,4 млн. (1,8 млрд. долл.).

Что касается следующего элемента валютной системы – международных кредитных средств обращения, то наша страна давно руководствуется унифицированными международными нормами, которые регламентируют использование, в частности, векселей и чеков.

Регламентация международных расчетов России также осуществляется в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

Институциональная структура и режим валютного рынка России определяются ее валютным законодательством. Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., а также другим законам и правовым актам, операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензии Банка России. Помимо банков на валютном рынке действуют восемь валютных бирж, ведущее место среди которых принадлежит ММВБ. Эти биржи объединяет Ассоциация валютных бирж России.

Достигнув пика в 1995 г., биржевой валютный оборот стал сокращаться при одновременном резком расширении прямых межбанковских сделок, что соответствует мировой практике. По имеющимся оценкам, до финансового и валютного кризисов 1997-1998 гг. биржевой оборот составлял 2-3% объема валютных операций. Кризисные потрясения парализовали межбанковский рынок. Валютные операции в подавляющей части вновь вернулись на биржи. Однако по мере стабилизации экономики, в том числе банковской системы, следует ожидать возврата к докризисной структуре валютного рынка.

В России формируется внутренний рынок золота, драгоценных металлов и драгоценных камней. До рыночных реформ такой рынок отсутствовал. Все вновь добытые драгоценные металлы монопольно приобретались специальным государственным органом – Гохраном – по устанавливаемой государством фиксированной цене. Скупка золотых и серебряных изделий и лома у населения производилась через сеть специальных скупочных пунктов. Изделия из золота и серебра продавались в государственных ювелирных магазинах. Однако золото сохраняло за собой роль валютного металла. Признанием этого наряду с наличием государственного золотого запаса явился выпуск Министерством финансов РФ в 1993 г. золотых сертификатов, каждый из которых был обеспечен 10 кг золота 0,9999 пробы. Цена таких сертификатов корректировалась с учетом изменения цены золота на Лондонском рынке и курса рубля к доллару.

Юридическую базу для оформления рынка драгоценных металлов и камней образуют Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вступивший в силу 26 марта 1998 г., а также указы Президента, в частности «О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффинированного золота и серебра» от 23 июля 1997 г., ряд постановлений Правительства и нормативных документов Центрального банка РФ. Согласно всем этим документам коммерческим банкам и физическим лицам предоставлено право приобретения, хранения и продажи золота, серебра и платины. Банк России ежедневно проводит операции по купле-продаже драгоценных металлов; при этом используются цены в рублях, основанные на ценах лондонского рынка и пересчитанные в рубли по текущему официальному курсу. В 1997 г. коммерческие банки получили право самостоятельно осуществлять экспорт золота и серебра. Предполагается учредить в стране специализированную биржу по торговле драгоценными металлами.

В России сложился правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования. Это регулирование осуществляется по трем главным направлениям.

Во-первых, формируется и постоянно обновляется законодательная и нормативная база внешних валютно-кредитных и финансовых отношений. Руководство валютной политикой осуществляют Президент, Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они принимают законодательные акты в сфере валютных отношений, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию. Законодательные акты конкретизируются и дополняются постановлениями Правительства, инструктивными документами Центрального банка РФ и других ведомств. Валютное законодательство России регулирует порядок проведения операций в национальной и иностранной валюте (куплю-продажу, ввоз и вывоз, право владения и т.д.), формирование валютных фондов, осуществление валютного контроля. Практически валютную политику проводят в жизнь Центральный банк РФ, Министерство финансов. Министерство экономики. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Государственный таможенный комитет. Главный исполнительный орган валютного регулирования – Банк России – осуществляет валютное регулирование с помощью различных нормативных документов (инструкции, циркулярные письма и т.д.), выдает лицензии коммерческим банкам на право проведения валютных операций, контролирует эти операции, вводит ограничения внешних заимствований.

Во-вторых, функционирует механизм повседневного валютного контроля, перед которым поставлена цель – обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства, прежде всего установленных ограничений на переводы капиталов. Центральный банк РФ и Правительство РФ, являющиеся органами валютного контроля, а также выступающие в роли агентов валютного контроля Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет и другие ведомства добиваются, с одной стороны, полного и своевременного поступления экспортной выручки в Россию, а с другой – обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Непосредственные исполнители валютного контроля – уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Центральному банку РФ. Они имеют сеть обменных пунктов для осуществления операций с гражданами по купле-продаже наличной иностранной валюты на рубли.

В-третьих, Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, руководствуясь поставленными целями макроэкономической политики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее оперативное воздействие на функционирование валютного механизма: определяют режим валютного курса рубля; регулируют динамику рыночного валютного курса; предпринимают меры по обеспечению достаточного уровня и наиболее эффективной структуры официальных золотовалютных резервов; производят погашение государственного внешнего долга; оказывают влияние на основные виды внешнеэкономической деятельности, в первую очередь торговлю товарами, услугами и движение капиталов, на состояние платежного баланса.

На протяжении 90-х годов валютная система России постоянно совершенствовалась, продвигаясь по пути к более глубокому интегрированию в мировую валютную систему. После глобального кризиса 1998 г. насущной задачей является восстановление нормального функционирования всех структур и механизмов управления международными валютно-кредитными и финансовыми отношениями страны.

 

2.2 Эволюция курса рубля в России

 

Одной из важнейших проблем перехода России к рыночной экономике после отказа от централизованно управляемой эконо­мики была проблема конвертируемости рубля. Под конвертиру­емостью понимается способность одной валюты обмениваться на другую валюту. Различают внутреннюю конвертируемость, когда для резидентов сняты ограничения на куплю-продажу иностранной валюты, и внешнюю конвертируемость, когда сняты ограничения на куплю-продажу иностранной валюты для нерезидентов. Переход к внешней конвертируемости — длительный процесс, требующий экономической стабильности страны и прочных разнообразных внешнеэкономических связей. Так, в ослабленной войной Евро­пе лишь в 1958 г. 14 стран достигли соглашения о введении внешней конвертируемости. Под полной конвертируемостью понимается ситуация, когда правительство позволяет как гражданам страны (резидентам), так и нерезидентам приобретать неограниченные суммы иностранной валюты за национальную, но это не значит, что при полной конвертируемости нет никакого валютного контроля. Так, в начале 1990-х гг. 32 страны имели ограничения на сделки с капиталом, но не было ограничений по текущим операциям. В это же время многие стра­ны использовали систему множественных валютных курсов при осу­ществлении импорта и экспорта, при операциях с капиталом.

Различают также конвертируемость по счету текущих опера­ций, когда нет ограничений на обмен валюты по этим сделкам, и конвертируемость по счету движения капитала, когда нет огра­ничений на обмен валюты по капитальным операциям.

В условиях централизованно управляемой экономики в Со­ветском Союзе рубль не являлся конвертируемой денежной единицей. Существовала система множественных курсов, которые использовались чисто в расчетных целях. В условиях государствен­ной внешнеторговой и валютной монополии курс рубля устанав­ливался в административном порядке Центральным банком при согласовании с Госпланом и Министерством финансов. Нака­нуне распада СССР официально публиковались три вида валют­ных курсов: официальный, коммерческий и специальный. Между ними существовал значительный разрыв. Например, при офи­циальном курсе 0,55 руб. за 1 долл. США, коммерческий курс был установлен на уровне 1,8 руб. за 1 долл. США. Кроме этих трех курсов существовал также курс аукциона, который прово­дил Внешэкономбанк СССР, и курс «черного» рынка, который был значительно выше и официального, и коммерческого.

Начало аукционной торговли Внешэкономбанком в 1989 г. можно рассматривать как точку отсчета в зарождении рыночного курса рубля. Это еще не был валютный рынок, а возникла лишь новая форма перераспределения валюты внутри страны. В аук­ционах могли участвовать лишь предприятия, имевшие валют­ные счета во Внешэкономбанке. В основном это были государ­ственные предприятия. До начала работы в апреле 1991 г. валют­ной биржи ЦБ СССР было проведено 19 валютных аукционов, через которые было реализовано около 300 млн. долл. Впервые курс рубля формировался под действием спроса и предложения. Из-за отсутствия валютных ресурсов у предприятий и большого спроса на них курс доллара оказался сильно завышенным, со­ставив в среднем 22,63 руб. за 1 долл. США.

Большую роль в создании условий для формирования рыноч­ного курса рубля сыграло создание сети коммерческих банков и открытие Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Создание системы коммерческих банков, получение наиболее крупными из них генеральной лицензии лишило Внешэконом­банк монополии на валютные операции на внутреннем и на меж­дународном валютных рынках, резко активизировав торговлю валютой. Начало работы ММВБ позволило Банку России перейти от официального коммерческого курса 1,8 руб. за долл. США к курсу, базирующемуся на котировках этой биржи. Валютный курс, который объявляется Банком России, является официальным курсом. Он используется для налогообложения, таможенных платежей, бухгалтерского учета, на него ориентируются при за­ключении коммерческих договоров.

Центральный банк РФ может влиять и влияет на установле­ние курса рубля. С этой целью он осуществляет интервенции на бирже в виде предложения валюты или предложения рублей. Таким способом он не допускает резких колебаний курса рубля в краткосрочном периоде и регулирует темп обесценения или удорожания рубля в долгосрочном периоде, используя для этой цели свои валютные резервы. С момента перехода в 1992 г. к рыночному формированию валютного курса рубль постоянно обесценивался по отношению к доллару вплоть до 1995 г. В це­лях стабилизации финансового рынка Правительство и Банк России 5 июля 1995 г. приняли решение о введении валютного коридора.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития валютной системы России