Проблемы и перспективы развития валютной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ валютной системы Российской Федерации, анализ ее становления и развития, попытка прогнозирования путей совершенствования в условиях, присущих Российской Федерации.
В результате проведенной работы определился ряд задач, необходимых для решения поставленной цели:
 рассмотреть валютную систему страны;
 выявить её основные элементы;
 показать развитие валютной системы в России;
 выявить основные проблемы, существующие на данном этапе развития валютной системы России;
 рассмотреть возможные пути решения основных проблем валютной системы в РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
3
1 Формирование валютной системы………………………………...
5
1.1Национальная валютная система…………………………………………..
6
1.2 Мировая валютная система………………………………………………...
8
1.3 Этапы развития мировой валютной системы……………………………..
9
1.4 Международная валютная система………………………………………..
12
2 Валютная система Российской Федерации…………………….
14
2.1 Становление валютной системы России………………………………….
14
2.2 Эволюция рубля России…………………………………………………...
19
2.3 Валютный коридор в России……………………………………………...
21
3 Проблемы и перспективы развития валютной системы России……………………………………………………………………………..

24
3.1. Проблемы развития валютной системы России…………………………
24
3.2. Перспективы развития валютной системы России………………………
29
Заключение……………………………………………………………………..
33
библиографический список……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Современная валютная система России.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Валютный коридор в России

 

В начале 1995 г. валютные органы Российской Федерации осу­ществили переход от регулируемого плавания курса националь­ной валюты к политике валютного коридора. Она рассматрива­лась как важная составная часть программы финансовой стаби­лизации, разработанной и проводившейся при содействии и под эгидой МВФ.

Необходимость такого рода политики валютного курса была обусловлена рядом причин. В частности тем, что до осени 1995 г. наличной иностранной валюты в России в пересчете на рубли по текущему курсу было больше, чем рублевой массы (в сентябре 1995 г. американских долларов обращалось на сумму около 90 трлн. руб., а рублевая денежная масса Ml оценивалась в 88,2 трлн.). В этой ситуации введение валютного коридора должно было спо­собствовать дедолларизации российской экономики посредством снижения инфляционных ожиданий и укрепления авторитета на­циональной валюты. Предполагалось, что валютный коридор обес­печит предсказуемость динамики обменного курса и послужит стимулом к расширению внешней торговли, поскольку, с одной стороны, при заключении внешнеторговых контрактов снижались издержки страхования от неожиданных изменений на российском валютном рынке, а с другой – экспортеры получали гарантии стабильного уровня доходов от внешней торговли. Наиболее же важной целью рассматриваемой политики было использование валютного курса в качестве номинального якоря для инфляционных ожиданий.

Механизм политики валютного коридора состоял в том, что Банк России объявлял на определенный период времени верхнюю и нижнюю границы курса рубля, которые он удерживал валютны­ми интервенциями. Так, в мае 1995 г. сроком на 3 месяца был введен фиксированный валютный коридор в рамках 4300-4900 руб. за 1 долл., в дальнейшем его действие было продлено, а с 1 янва­ря до 1 июля 1996 г. ЦБ РФ с учетом происходившего постепен­ного обесценения рубля ввел новые пределы колебания его кур­са – 4550-5151 руб. за 1 долл. В мае 1996 г. в рамках действовав­шего коридора был введен малый валютный коридор с ежедневной фиксацией допустимых отклонений рубля в пределах 1,5%, которые поддерживались валютными интервенциями.

Совместным заявлением правительства и Банка России от 16 мая 1996 г. «О политике обменного курса рубля» был введен новый порядок определения его официального курса по отноше­нию к твердым валютам, который известен как наклонный ва­лютный коридор. На 1 июля 1996 г. его границы были установ­лены в размере 5000-5600 руб. за 1 долл., на 31 декабря того же года он был задан в пределах 5500-6100 руб. за 1 долл. С июля 1996 г. официальный валютный курс перестал быть привязанным к торгам на Московской межбанковской валютной бирже и ус­танавливался Банком России ежедневно на основе соотношения спроса и предложения на межбанковском и биржевом сегмен­тах валютного рынка, уровня инфляции, состояния валютных резервов и счетов платежного баланса страны. Политика наклон­ного валютного коридора означала, что государство устанавли­вало заданный темп обесценения национальной валюты, кото­рый обязывалось обеспечивать за счет имеющихся в его распо­ряжении средств макроэкономической политики. ЦБ РФ стремился сократить разрыв между темпами инфляции и темпами обесценения рубля.

Значительное снижение темпов роста потребительских цен с середины 1996 г. позволило Банку России продлить действие ре­жима наклонного валютного коридора и на 1997 г. Его верхняя граница к концу указанного года была задана на уровне 6300 руб. за 1 долл., а нижняя – 5700 руб. Как и прежде, ширина коридора составляла 600 руб., а возможное обесценение рубля в годовом из­мерении не превышало 14,2%. В ноябре 1997 г. ЦБ объявил о том, что в течение трех последующих лет будет придерживаться 15%-й границы колебаний вокруг уровня 6,2 руб. за 1 долл. Проводив­шаяся политика валютного курса была отменена в связи с разра­зившимся 17 августа 1998 г. валютно-финансовым кризисом.

В этой связи уместно поставить вопрос об эффективности политики валютного коридора как постепенной управляемой девальвации национальной валюты. На практике возможности реализации рассматриваемого валютного курса оказались весь­ма ограниченными, а использовавшиеся средства валютно-финансовой стабилизации – неэффективными и в конечном счете приведшими к глубокому кризису. Так, экономические власти страны не смогли обеспечить устойчивый экономический рост. Лишь в 1997 г. удалось приостановить отрицательную динамику экономического развития. Политика по стабилизации цен была скомпрометирована несбалансированностью госбюджета. Недо­статочность налоговых поступлений, высокий уровень государ­ственных расходов, неэффективное управление внешним госу­дарственным долгом обусловили использование масштабных операций на открытом рынке путем размещения коротких цен­ных бумаг ГКО – ОФЗ.

Политика валютного коридора создала благоприятные условия для притока иностранных инвестиций в отечественную экономику. Только прямые инвестиции, привлеченные стабильностью валют­ного курса рубля, возросли за 1994-1997 гг. с 0,21 до 1,681 млрд долл. Что касается портфельных инвестиций, то их приток в свя­зи с открывшимся доступом нерезидентов на рынок ГКО, где доходность вложений была исключительно высока, можно охарак­теризовать как массированный приток «горячих денег» в россий­скую экономику, который не только в значительной степени по­крывал отток капитала, но и позволил профинансировать дефи­цит бюджета, а также увеличить официальные валютные резервы.

Валютно-финансовый кризис 1997 г. в Юго-Восточной Азии и падение в первой половине 1998 г. мировых цен на энергоно­сители, следствием которого стал дефицит счета текущих операций платежного баланса России в размере 1,2% ВВП, продолжавше­еся ухудшение счета операций с капиталом и финансовыми ин­струментами спровоцировали уход иностранных инвесторов с рос­сийского рынка государственных долговых обязательств. Состо­яние последнего все больше приобретало очертания долговой пирамиды. Очевидной становилась неплатежеспособность стра­ны даже в условиях ее активной кредитной поддержки со сто­роны МВФ. Сигналов к спекулятивным атакам на рубль было более чем достаточно, и накопленный девальвационный потен­циал курса российского рубля выплеснулся на российский валют­ный рынок сразу после введения режима свободного плавания в связи с дефолтом по государственному внутреннему долгу на сумму 40 млрд. долл. и введением трехмесячного моратория на обслуживание внешней задолженности коммерческих банков. [Источник: www.cbr.ru]

Поддержание курса в рамках валютного коридора имело се­рьезные последствия для экономики страны в целом. В первые полтора-два года использование валютного коридора способство­вало стабилизации валютного рынка и финансового рынка в целом. В это время окреп рубль, снизились темпы инфляции. Но затем поддержание курса рубля в рамках коридора стало ока­зывать негативное влияние на экономику. Дорогой рубль ста­ли активно использовать российские импортеры. Страна ока­залась буквально заваленной иностранными товарами. Россий­ские товары оказались неконкурентоспособными по сравнению с ними. В то же время цены на экспортные российские това­ры, выраженные в долларах, на внутреннем рынке выросли, а на мировом рынке цены на основные товары российского экс­порта, прежде всего на нефть, значительно снизились. В резуль­тате темпы роста экспорта замедлились, уменьшились валют­ные поступления. Иностранные инвесторы, которых установ­ление валютного коридора воодушевило на покупку высокодоходных государственных ценных бумаг, в начале 1998 г. стали замечать, что доходы от выпуска очередного транша цен­ных бумаг недостаточны для осуществления платежей по пре­жним траншам. Доверие к российским ценным бумагам упа­ло, и иностранцы начали их массовый сброс. В это время Цен­тральный банк РФ прилагает все усилия, чтобы удержать курс рубля в рамках валютного коридора. Для этой цели тратятся валютные резервы, берутся кредиты у МВФ. Спасти ситуацию не удается, и 17 августа 1998 г. правительство объявляет о пре­кращении выплат по государственным ценным бумагам. Цен­тральный банк отказывается от поддержки рубля, период ва­лютного коридора закончился. Курс рубля начал стремитель­но падать, обесценившись с августа до конца года более чем в три раза.

В целях выхода из кризиса были ужесточены меры валютно­го контроля и контроля за экспортно-импортными операциями. Была установлена норма обязательной продажи валюты экспор­терами в 70%, установлены жесткие сроки возврата валютной выручки. В результате принятых мер уже в 1999 г. курс рубля был стабилизирован, начался устойчивый прирост валютных резер­вов. С января 2003 г. положение рубля относительно доллара изменилось радикально. Доллар достиг максимальной цены в начале 2003 г. 31,9 руб., а к марту 2004 г. его цена упала до 28,5 руб. Падение могло бы быть и большим, если бы не поддержка дол­лара Центральным банком РФ, который старается не допустить чрезмерного роста реального курса рубля из-за благоприятной ценовой ситуации на рынках основных российских экспортных товаров, особенно нефти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы и перспективы развития валютной системы Российской Федерации

 

3.1 Проблемы развития валютной системы

Российской   Федерации

 

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новых для российской экономики и законодательства проблем. К одной из таких проблем относится, прежде всего, массовая утечка из России за рубеж валютных средств. Рассмотрим эту проблему более подробно.

Вывоз капитала из России исчисляется миллионами долларов. Возврат из-за рубежа незаконно вывезенных из России валютных средств в современных экономических и политических условиях представляет собой первоочередную государственную задачу. Особая важность решения проблемы заключается в том, что масштабы утечки капитала, возрастающие из года в год, послужили одной из причин дестабилизации экономики. Вывоз и не возврат валютных средств принял угрожающие размеры, как при совершении внешнеэкономических сделок (экспортно-импортных операций), так и на внутреннем валютном рынке, связанном с конвертацией рублей, обналичиванием и вывозом валюты физическими лицами, отмыванием средств, полученных в результате преступной деятельности.

Экспертные оценки размера вывезенных и незаконно не возвращенных в Россию средств довольно противоречивы: по данным Министерства экономики России, за весь период реформ из страны вывезено 210-230 млрд. долл. США, 40-50 из них получены в основном в результате незаконных экспортно-импортных, бартерных, валютно-финансовых операций, а также легализации доходов от незаконных видов бизнеса, без нарушения законодательства из России было вывезено 165 млрд. долл.

Совет Безопасности РФ, ссылаясь на выкладки экспертов, считает, что с 1992 по 1997 гг. из России в мировые финансовые центры переведено свыше 60 млрд. долл. Доля «грязных» денег составляет 30-40% общего объема российского капитала, осевшего за рубежом. Ежемесячно гражданами РФ переводится за рубеж, по данным иностранных правоохранительных органов, примерно 1 млрд. долл.

По оценкам специалистов Банка России, ежегодный незаконный вывоз капитала из страны составляет от 12 до 15 млрд. долл. Только за один 1997 г. было вывезено около 9 млрд. долл. Общая сумма капиталов, нелегально покинувших страну за 5 лет, согласно этим оценкам эквивалентна 70-80 млрд. долл. США.

По данным МВФ и Парижского клуба, сумма нелегального оттока валютно-финансовых средств из России составляет примерно 50-60 млрд. долл.

Есть и более пессимистические взгляды. Некоторые специалисты полагают, что бегство капитала достигло 700 млрд. долл.

По оценкам же различных контролирующих ведомств России, за последние несколько лет наше государство потеряло около 60 млрд. долл.

Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию её валютных ресурсов страна могла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций.

Острота проблемы незаконного вывоза российского капитала побудила Президента и Правительство Российской Федерации принять меры, направленные на обеспечение поступления в страну экспортной валютной выручки и упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного регулирования, важнейшим направлением которой является валютный контроль).

18 июня 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 10.12.03 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», который принципиально изменил систему валютного регулирования и валютного контроля, существовавшую в течение десяти лет.

Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей дальнейшее развитие нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием, как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. Оно напрямую вытекает из специфики первоначального накопления капитала путем теневого перераспределения доходов и извлечения спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов, стремления хозяйствующих субъектов стабилизировать (или наращивать) уровень доходов в обстановке спада производства и в тяжелых условиях ведения бизнеса (тяжелое налоговое бремя, криминализация экономики и низкий уровень гарантий безопасности бизнеса, недостроенность рыночной институциональной и правовой базы и т.д.).

В процессе проведения в России экономических реформ становление новой системы государственного регулирования экономики, финансовой и банковской сфер и внутреннего валютного рынка в частности заметно отставало от темпов, которыми осуществлялась их либерализация. Следствием этого стало то, что капитал из страны вывозиться не столько в нарушение закона, сколько в обход действующих и нормативно-правовых норм, то есть в легальных и легализированных формах, которые казались допустимыми де-факто из-за пробелов в законодательстве.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития валютной системы России