Проблемы использования бартера и перспективы развития денежных отношений: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:36, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка рассмотреть деньги с позиции их прошлого, настоящего и будущего, их необходимости и роли в экономике и жизни людей.
Деньги никто не изобретал и не придумывал. Сам процесс развития общества сформировал деньги. Деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Они воплощение стоимости и богатства.
Прежде чем рассматривать подробности и детали денег, попробуем найти определение этому интересующему нас явлению в экономической науке:
Деньги - есть временное вместилище покупательной силы;
- это не то, что уже существует в природе, а то, чему мы придаем численную величину с помощью обусловленной процедуры;
- всеобщий эквивалент, выполняющий функции меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления и сбережения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2

История возникновения денег ……………………………………………5
Сущность денег, их функции …………………………………………....15
Эволюция денежных отношений в Казахстане………………………...25

Сущность и значение бартера……………………………………………29
Виды и причины возникновения бартера ……………………………....30
2.2 Особенности и влияние бартера на экономику Республики Казахстан….31

Проблемы использования бартера и перспективы развития денежных отношений: сравнительный анализ……………………………………………38

Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

      Из-за необходимости двойного совпадения желаний такая торговля требует гораздо больших издержек, а порой становится и вовсе невозможной,  поскольку люди вынуждены тратить время и ресурсы на поиск других людей,  чьи  нужды  и желания  находятся  в  точном  соответствии  с   их   собственными.   Другой возможностью  заключения  сделки  в  условиях  бартерной  торговли  является ситуация, когда люди приобретают товары, которые им самим не нужны, с  целью использовать их позднее для обмена на действительно необходимый им товар. Общество, в  котором  торговля  приняла  широкие  масштабы,  не  могут преодолеть  громадные  препятствия  бартера.   Использование   общепринятого средства обмена – денег –  позволяет  фермеру  покупать  брюки  у  портного, который покупает ботинки у  сапожника,  который  покупает  кожу  у  фермера.

Таким образом, существенная выгода от использования  общепринятого  средства обмена состоит в том, что  оно сокращает время  обмена  товара  на  товар  и, следовательно, экономит ресурсы, которые могут  быть   использованы  или  на производства дополнительного количества товаров или на отдых.

      Помимо  использования в качестве средства  обмена деньги обычно являются  и единицей счета. Единица счета  – это такая единица, на  основе которой назначаются  цены и ведутся счета. В США цены назначаются в долларах и центах, и, следовательно, единицей счета является доллар. Во Франции цены назначаются во  французских  франках, и там  единицей  счета  является  франк  и  т.  д.  Однако  цены  не  всегда выражаются в единицах  национального  средством  обмена.  Так  в  странах  с высокой инфляцией, где цены – при их выражении в местной валюте  –  меняются слишком  быстро,  они  зачастую  назначаются  в  валюте  других  государств. Например, в Германии во время нарастания инфляции  в  период  1922-1923  гг. фирмы и магазины назначили цены и вели свои счета в  долларах.  Однако  сами платежи совершались с помощью внутреннего средства обмена –  немецкой  марки (по крайней мере так было в начале инфляционного периода).

      Деньги  являются средством сохранения  стоимости, потому что  они   могут быть использованы в  будущем для совершения покупок.

      Если  деньги приняты в качестве  средства обмена, то они должны  являться и  средством  сохранения  стоимости.  Ведь  если  деньги   не   могут   быть использованы для совершения покупок в  будущем,  то  уже  сегодня  никто  не захочет принимать их в обмен на товары или услуги. Однако деньги  –  это  не единственное  и  возможно,  совсем  даже  не  лучшее   средство   сохранения стоимости. Дома, автомобили, акции, сберегательные счета  –  все  это  может также  служить  в  качестве  средства  сохранения  стоимости,  или  средства образования сокровища. И если  кто-то  желает  сделать  запас  стоимости  на длительный период времени, то он, несомненно,  сможет  найти  лучший  способ

сделать это, не прибегая к помощи денег.

      Деньги  служат также  мерой  отложенных  платежей,  то  есть  платежей, которые  будут   совершенны   в   будущем,   и   величина   которых   обычно устанавливается в денежном выражении. Если вы берете ссуду  в  банке,  то  в будущем  вам  предстоит   вернуть   определенное   количество   долларов   к определенной дате или в течение некоторого срока. Однако эта  функция  денег не  является  столь  существенной,  поскольку  размер  будущего  платежа  по

договору может быть установлен не только в  денежной  форме,  но  и  в  чем-нибудь другом, например в унциях золота  или  в  иностранной  валюте.  Когда  наступает время выплаты долга, платежи осуществляют в денежной форме,  но  в размере, эквивалентном текущей стоимости указанных в соглашении сумм  золота или иностранной валюты.

      Таким  образом,  из  четырех  функций   денег  функция  средства  обмена является  наиболее  существенной  их   характеристикой.   Функцию   средства сохранения  стоимости   деньги  должны  выполнять  для   того,   чтобы   они продолжали использоваться в качестве средства обмена.  Быть  единицей  счета или мерой отложенных платежей не является обязательной  функцией  денег,  но обычно они выполняют и эти функции. Однако в странах с нарастающими  темпами инфляции деньги обычно перестают использоваться для этих двух целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Бартер –  натуральный товарообмен, при котором  одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляется по схеме «товар за товар». Пропорция такого обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре. Сделки, основанные на прямом обмене товаров называются бартерными.

Деньги –  особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства.

 

Но все  же бартер не до конца был заменен деньгами и в современном мире.  Многие приверженцы бартерной торговли выделяют простые преимущества. Таким образом можно сохранить наличные, а это, разумеется, очень привлекательно и для отдельных людей, и для предприятий, особенно во время рецессии, потому что, очевидно, именно в такие времена наличных больше всего не хватает.

Современная экономика - это глобальный бартер

Правда то, что в  некоторых районах мира у людей  нет выбора, так что они просто вынуждены пользоваться этой формой товарного обмена. К примеру, такой является ситуация в Аргентине, где в условиях высокой безработицы и трудностей со съемом денег с банковских счетов в стране появились сотни "бартерных клубов". Обмен в таких клубах осуществляется на специальные кредиты, которые можно приобрести в обмен на товар или услугу.

Однако есть и те, кто  вполне сознательно выбирает бартер - и они объединены в Международную  ассоциацию взаимной торговли. По данным этой глобальной организации, которая  поощряет бартер в масштабах целых компаний, в этом году более 20% товаров и услуг в мировом масштабе будет продано и куплено без помощи денег. В настоящее же время объем бартерных сделок в пересчете на денежный эквивалент составил почти 8 миллиардов долларов.

Бартер, представляющий собой специфическую форму организации экономических обменов, порождается неэффективностью экономики высоких издержек, препятствующей нормальному производству и сбыту товаров и услуг. Одновременно его можно рассматривать как способ преодоления этой неэффективности, действующий через механизм скрытого дисконтирования бартерных цен. Чем выше степень дисконтирования, тем большей оказывается величина убытков, которую несут в ходе бартерных сделок владельцы неликвидной продукции. Действие данного механизма должно приводить к постепенному устранению производителей наименее ликвидных благ из системы экономических обменов. Отсюда следует вывод о том, что бартерные обмены сами по себе способны привести к оздоровлению экономической среды, в которой они развиваются.

 

Прямой обмен полезными товарами и услугами смог бы только поддерживать экономику на уровне чуть выше первобытного. Такой прямой обмен, или бартер, едва ли эффективней самообеспечения. По причине: при этом могло бы производиться очень мало продукции.

Две главные  проблемы, возникающие при бартере – проблема неделимости и проблема несовпадения потребностей. Но даже в тех случаях, когда товары являются физически делимыми, вообще говоря, крайне невероятно, чтобы обе обменивающиеся стороны встретились между собой за приемлемое время.

В заключение еще раз подчеркнем, что Доля бартера  в общем объеме реализации продукции  российских промышленных предприятий  составляла к началу 1997 г. 40% и продолжала увеличиваться, Таким образом, распространение бартера в российской промышленности достигло огромных масштабов, существенно снижающих действенность традиционных мер по стимулированию эффективного спроса.

И так, с 1998 г. половина продукции российских промышленных предприятий реализовывалось посредством бартера. Наибольшее распространение бартерные сделки получили в промышленности стройматериалов, наименьшее – в пищевой промышленности.

Главной причиной бартеризации является стремление предприятий ускорить оборот своих средств поддержать процесс производства. Мотив ухода от налогов присутствует, но не доминирует. Чаще всего к бартеру прибегают предприятия, сохранившие связи со старыми (до 1992 г.) поставщиками.

До 2/3 бартерных  сделок осуществляется в чистом виде – без движения средств на расчетных счетах предприятий. Причем доля чистого бартера на протяжении трех последних лет возрастала. Более 60% бартерной продукции использовальсь предприятиями в производственных целях, а около 14% – для повторного бартера.

Масштабы  бартера в российской промышленности существенно снижают действенность  традиционных мер по стимулированию эффективного спроса. Он стал серьезной  помехой не только для сбора налогов, но и для нормального управления экономикой.

Итак, товар, обладающий наибольшей ликвидностью становится деньгами. По определению: деньги – это абсолютно ликвидный товар. Надо отметить, что деньги появились как результат экономических отношений в хозяйственной жизни людей. То есть появление денег абсолютно объективно. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена. Деньги являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект. Деньги представляют собой сложный организм, они порождают сложные экономические связи, способны как облегчить обмен, так и создать определенные преграды на пути движения продукта. Деньги рассматриваются не как нечто «застывшее», а как явления, находящиеся в развитии. Деньги появились не сегодня, они служат продуктом длительного общественного роста. На каждом определенном историческом отрезке времени взгляды общества на их роль в экономических отношениях воспринималась неодинаково.

Роль денег, прежде всего, проявляется в результатах участия  денег в

установлении цены товара. В условиях рыночной экономики эта величина складывается, исходя из стоимости товара, с возможным отклонением цены от стоимости. На цену товара влияют соотношение спроса и предложения и конкуренция, что позволяет снижать цену товара. Большое значение имеют деньги в процессе денежного оборота, когда выполняют функцию средства обращения или средства платежа. При оплате приобретаемых ценностей или оказанных услуг покупатель контролирует уровень цен и качество товаров и услуг, что вынуждает изготовителей снижать цены и повышать качество своей продукции. В итоге это направлено на повышение эффективности производства.

Таким образом, деньги являются следствием экономической эволюции общества и большим шагом по пути прогресса. Экономическое значение денег трудно переоценить. Без понимания сущности денег и их функций невозможно понимание действия механизмов рыночной экономики, а

главное - воздействие  на них. Если вы хотите понять, что есть «экономика» и как процессы, протекающие в ней, влияют на жизнь нашего общества, займитесь изучением денег, их сущности и функций. Знание этого вопроса позволяет по-новому взглянуть на многие экономические проблемы, с которыми сталкивается наше общество и даёт шанс попытаться изменить что-то к лучшему, используя свой индивидуальный подход и накопленный учёными опыт. Что касается Казахстана, то десять лет обращения национальной казахстанской валюты - тенге позволяют дать объективную оценку исторической значимости введения тенге для настоящего и будущего Казахстана. Введение собственной денежной единицы явилось базой для реализации Казахстаном экономического суверенитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Г.С.Сейткасимов. Деньги, кредит, банки. Алматы, 1996г.
  2. И.С.Саниев. Деньги, кредит, банки. Алматы, 2002г.
  3. Деньги, кредит, банки. Под ред. О.И.Лаврушина. Москва, 2002г.
  4. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Б.Шмалензи. Экономикс. Москва, 1997г.
  5. 10 лет тенге. Нацбанк РК. Алматы, 2003г.
  6. История Казахстана. Очерк. А.К.Акишев, М.Х.Асылбеков и др. Алматы, 1993г.
  7. История Казахстана и Центральной Азии. М.Х.Абусеитова, Ж.Б.Абылхожин и др. Алматы, 2001г.
  8. Г.М.Осипова. Основы экономической теории. Алматы, 2000г.
  9. Курс экономической теории / под ред. М.Н.Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров, 1994, гл.13.
  10. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой – Москва, 1995, гл.27.
  11. Сатубалдин С. С. Маркетинг и хозяйственный механизму/Всесоюзная научно-практическая конференция: "Рынок: новые формы хозяйствования. НТП" - Алматы, 1991. - 156 с.
  12. Насковец М.Д. Государственный и кооперативный маркетинг. — Алматы, 1995. - 224 с.
  13. Хожаназаров К.Х. Маркетинг неггздерг. Оку лык. — Алматы: Экономика, 1996. -2886.
  14. Сейдахметова Ф.С. Учет, аудит и анализ в'информационных системах маркетинга (теория и методология): Монография. Алматы: Экономика, 1997. -239 с.

 


Информация о работе Проблемы использования бартера и перспективы развития денежных отношений: сравнительный анализ