Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:34, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении основных факторов экономического роста. Задачами курсовой работы являются: рассмотреть сущность экономического роста, его основные показатели и типы; изучить особенности современного экономического роста в России; исследование тенденций и перспектив экономического роста в России; проанализировать темпы экономического роста в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА …………....5
1.1 Сущность экономического роста, его типы и показатели …………………5
1.2 Темпы и эффективность экономического роста…………………………...10
2. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ…………17
2.1 Особенности экономического роста в России……………………………..17
2.2 Прогнозные оценки показателей экономического роста России на 2009 год………………………………………………………………………………...22
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………………………………………...25
3.1 Основные итоги рыночных преобразований и их влияние на социально-экономическое развитие России………………………………………………..25
3.2 Совершенствование темпов экономического роста в России…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В 1999 г. существенно изменилась динамика производства ВВП по отраслям. При общем росте ВВП на 3,2%, увеличение за счет производства товаров составило 6,4%, а производства услуг - 1%, в то время как в предыдущие годы производство ВВП за счет товаров снижалось большими темпами, чем производство услуг [5, c. 44].
В объеме производства ВВП в 1999 г. повысился удельный вес товаров и чистых налогов. Анализ образования первичных доходов в сфере производства товаров и услуг показывает нарастание проблемы трудовой мотивации, поскольку из года в год снижается доля оплаты труда и растет доля налогов на производство и импорт (Приложение Б).
На основе расчетов в Минэкономики РФ, экономический кризис привел к накоплению в секторе производства огромного количества неиспользуемого оборудования, в том числе изношенного. На крупных и средних промышленных предприятиях загрузка производственного потенциала уменьшилась в 3,5 раза и составляет в настоящее время около 25%. Однако данный фактор не может считаться предпосылкой для экономического роста в связи с отсутствием активного внутреннего спроса и ограниченностью инвестиций.
Средний возраст промышленного производственного оборудования достиг почти 16 лет, а средние фактические сроки его службы составляют почти 32 года. На базе такого оборудования предприятия не способны выпускать конкурентоспособную продукцию. Поэтому незагруженные мощности едва ли могут рассматриваться как долговременный фактор роста экономики. Устойчивый экономический подъем, с учетом низкого технико-технологического уровня мощностей, возможен только при крупных внутренних сбережениях - источниках инвестиций.
Структура использования располагаемого дохода, начиная с Ш квартала 1998 г., под влиянием финансового кризиса значительно ухудшилась. В 1999 г. эта тенденция сохраняется. Снизился внутренний спрос на товары и услуга со стороны домашних хозяйств. На снижение спроса повлияли низкий уровень доходов населения и их неравномерное распределение. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. реальные доходы населения снизились в целом примерно на 15%. Снижение внутреннего спроса ограничивает рост внутреннего рынка и производства товаров и услуг для конечного потребления. Уменьшилась и доля валового накопления, в том числе основного капитала.
Определение возможных темпов экономического роста включает решение ряда сложных проблем, особенно с учетом фактического состояния экономики России, когда за период с 1992 г. по 1998 г. преобладали отрицательные показатели. При значительном влиянии отмеченных конъюнктурных факторов сложно провести анализ взаимосвязанных факторов динамики роста и сделать определенные выводы. Тем не менее, поскольку существуют известные зависимости между темпами роста производства, накоплением капитала и фондоемкостью (или капиталоемкостью) прироста продукции, такая попытка была произведена.
Изменение динамики общей величины наличных основных фондов за 1995-1999 гг. показывает, что их снижение происходило ежегодно, преимущественно за счет сокращения в отраслях, производящих товары. С учетом уровня их фактического использования сокращение было еще больше.
В 1999 г. именно в этой группе отраслей рост валового выпуска, связанный с импортозамещением и обусловивший в итоге рост валового выпуска по экономике в целом, привел к значительному росту фондоотдачи (на 3,8%) при ее снижении на 5% в предшествующем году. В отраслях, оказывающих услуги, существенного повышения фондоотдачи не произошло. В 1999 г. ее рост составил здесь 100,2% при снижении на 1-3% в предыдущие годы [5, c. 51].
Так как тенденции 1999 г., сложившиеся на фоне кризисной ситуации 1998 г., не являются показательными, а резервы импортозамещения во многом исчерпаны, предпосылки прогноза учитывают данные как предыдущих лет, так и долгосрочные цели достижения экономического роста.
Прогноз предполагает рост фондоотдачи в целом по экономике на 2% при условии стабилизации фондов. При этом в отраслях, производящих товары, ее рост составит 3%, а в отраслях, оказывающих услуги, -1 % против 1999 г. При выполнении этих предпосылок валовой выпуск по экономике в целом возрастет на 2%, а рост валового внутреннего продукта, при сохранении его доли в валовом выпуске, составит 2%.
Второй вариант
Анализ зависимости между
Для увязки всех основных экономических показателей в целом проводятся расчеты по образованию, распределению и перераспределению валового национального дохода по основным экономическим секторам и корректируется финансовая программа. При проведении расчетов обеспечивается выбор вариантов, исходя из необходимости: выполнять внешние обязательства; обеспечивать расширенное воспроизводство; решать социально-экономические задачи внутри страны; обеспечивать экономическую безопасность страны с учетом возможностей производства, потребления и накопления.
Основной вариант расчетов показателей на макроуровне должен быть увязан с платежным балансом страны и с возможностями финансирования валового накопления за счет внутренних и внешних источников.
На основе анализа итогов развития экономики за 1997-1999 гг. в работе проведен расчет двух вариантов прогноза экономического роста на 2000 -2001 гг. Темпы роста ВВП определяются социально-экономическими задачами и реальными возможностями в соответствии с имеющимися ресурсами воспроизводства.
2.2 Прогнозные оценки показателей экономического роста России на 2009 год
Период 2007-2009 годов является переходным в развитии российской экономики. Активизируется перестройка факторов экономического роста, сопровождаемая структурными сдвигами.
В прогнозном периоде ожидаются значительные изменения в соотношении факторов экономического роста – ослабление вклада нефтяных цен и увеличение вклада инновационной и инвестиционной компонент развития.
Вклад фактора внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени определявший высокие темпы роста в предшествующие годы, заметно уменьшается: с 2,1 п.п. прироста ВВП в 2005 году до 1,7 п.п. прироста ВВП в 2006 году и 1,3 п.п. в 2009 году. Это обусловлено не только снижением мировых цен, но относительно невысокими темпами роста физических объемов экспорта нефти и сырья.
В таких условиях темпы роста экономики могут упасть до 4,8-5,0% в 2008-2009 годах [24, c. 13]. Для преодоления этой тенденции необходимо, чтобы набрали силу новые факторы роста, связанные с диверсификацией экономики, повышением нормы накопления и уровня инновационной активности. Для выхода к 2009 году на параметры роста не ниже 5,9%, необходимо повышение вклада инновационной компоненты развития до уровня не менее 0,9 - 1 п.п. роста ВВП (против 0,6 п.п. в 2005 году), а инвестиционного фактора роста - до 2,2 п.п. ВВП.
Улучшение инвестиционного климата может придать в 2009 году импульс росту частных инвестиций. В результате усиления склонности российского бизнеса к инвестированию, притока частных и государственных инвестиций (включая государственно-частное партнерство) среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал в экономике составит от 7,9% до 10 %.
Реализация комплекса
мер по стимулированию экономического
роста предполагает повышение эффективности
государственных расходов инвестиционного
характера. Их объем, включая инвестиционный
фонд и инвестиционную часть национальных
проектов, увеличится с 2,1% ВВП в 2006 году
до 2,7% ВВП в 2007 году (второй вариант)
в связи с запуском новых целевых
программ и активизацией государственно-частного
партнерства. В 2008-2009 годах расходы
инвестиционного характера
Эффективность инвестиционных
расходов государства во многом определяется
качеством целевых программ и
изменением их структуры в пользу
программ, направленных на развитие производственной
инфраструктуры, науки и инновационной
системы, новых технологий, наукоемких
отраслей, таких как атомная
В целом, общая динамика и эффективность инвестиций будет определяться инвестиционной активностью частных корпораций. Актуальным остается повышение нормы накопления основного капитала, которая в ближайшие годы (19-20% ВВП) по-прежнему будет значительно отставать от уровня, характерного для стран, проводящих активную технологическую модернизацию (не ниже 26-28% ВВП).
Существенным фактором активизации накопления частного капитала станет формирование финансовых институтов развития. Они включают, в частности, создаваемую Государственную корпорацию развития и систему негосударственных венчурных фондов, формирующихся при поддержке Российской венчурной компании.
Общий вклад комплекса мер по стимулированию экономического роста, а также улучшения инвестиционного климата в повышение темпов экономического роста в 2007-2009 годах оценивается в среднем не менее чем в 1 п.п. дополнительного прироста ВВП [24, c. 21].
В целом второй вариант прогноза в отличие от первого предполагает не только повышение общего уровня инвестиций и темпов роста экономики, но и значительное улучшение качества экономического роста.
Повышение качества экономического роста проявляется:
во-первых, в опережающих темпах роста обрабатывающих секторов и более активном изменении в их пользу структуры инвестиций;
во-вторых, в повышении доли экспорта машиностроительной продукции в общем объеме экспорта;
в-третьих, в более активном преодолении накопленного отставания в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры.
Второй сценарий позволяет
снизить зависимость российской
экономики от конъюнктуры мировых
рынков энергоносителей и сырья.
Он предполагает формирование заделов
в высокотехнологичных
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Рыночные преобразования,
начатые с надеждой на улучшение
условий жизни, так и не увенчались
успехом. В ходе смен правительств и
реформаторов были забыты как цели
реформирования, так и средства достижения
изначально поставленных целей. При
объективном анализе
В сфере экономики проводилась политика увеличения налогов, сокращения расходов в государственном бюджете, предпринимались настойчивые усилия по получению внешних кредитов и т.п. При этом забывалось, что расходы государственного бюджета это лишь оборотная сторона его доходов — налоговых поступлений от предприятий и населения. И если отечественная экономика «не работает», то и налоговых поступлений также нет. Сколько не сокращай бюджетные расходы, от этого ситуация не улучшится. Это лишь означает отказ выплаты заработной платы всем работающим в социальной сфере, оборонной промышленности, военнослужащим. Снижение же заработной платы работникам отраслей социальной сферы и прямая невыплата даже мизерных ее размеров — это ничто иное, как разрушение условий для подъема отечественной экономики.
Замедление спада
Они предлагают сократить государственные расходы до уровня как минимум 31% ВВП, а чтобы добиться устойчивого экономического роста в 5-7% в год требуется, по мнению авторов этих рекомендаций, сокращение до 24-25% ВВП [11, c. 32].
При рассмотрении государственных расходов необходимо прежде всего подходить с позиций целесообразности их сокращения или увеличения в разрезе элементов затрат. Так, судя по публикациям, в настоящее время расходы на содержание управленческого аппарата всех уровней сегодня в России в несколько раз превышают аналогичную статью в бюджете всего Советского Союза. Рост бюрократического чиновничьего аппарата при одновременном ослаблении контроля за его деятельностью служит одним из основных факторов развития коррупции в постсоветской России.
Неоправданны и ссылки на структуру расходной части бюджетов западных стран: сопоставляются иные доходные базы, отражающие иной уровень развития экономики и налоговых поступлений.
Почти 10-летний период экономических преобразований в России не привел к перелому в экономической сфере. Из всех стран Восточной Европы, входивших в социалистическую систему, Россия и Украина имеют самые неблагоприятные результаты экономического роста.
Разочаровывающие