Проблемы «внешних эффектов» в государственном регулировании рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.
Целью анализа роли государства в рыночной экономике является выяснение причин, целей и границ вмешательства государства в рыночную экономику.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Интернализация  внешнего эффекта означает, что фирма принимает во внимание производимый отрицательный внешний эффект, учитывает ранее неучитываемые общественные издержки при определении оптимальных объемов производства продукции.

Вместе с тем в том  случае, когда производитель внешнего эффекта – фирма, а пожинающие его результаты – индивидуальные потребители, очень трудно реализовать интернализацию внешнего эффекта. При этом может иметь место своеобразная интернализация, если производители внешнего эффекта сознательно беспокоятся о чистоте окружающей среды, осознают свою социальную ответственность и сами принимают меры по нейтрализации внешнего эффекта от своего производства.

Прямой  государственный контроль. Рассматривая методы государственного вмешательства в экономику в случае с внешними эффектами, мы остановились на косвенных методах вмешательства, связанных с косвенным воздействием государства на производителей и потребителей внешних эффектов через налоги и субсидии. Вместе с тем для такого воздействия используются и прямые методы государственного вмешательства, включающие административно-правовые методы запретительного или ограничительного характера.

Прямой государственный контроль представляет собой административно-правовые методы запретительного или ограничительного характера как на региональном, так и на федеральном уровне.

Например, в  городах местные органы власти запрещают  или ограничивают въезд в центр  города транспортных средств, когда  загрязнение воздуха угрожает здоровью жителей города. Государственные органы налагают также количественные ограничения на загрязнение окружающей среды теми или иными веществами, использование загрязняющей технологии. Все это – примеры прямого государственного контроля в решении проблемы внешних эффектов.

Выбирая лучший вариант решения проблемы внешних  эффектов, необходимо учитывать природу  конкретного эффекта. Если, например, это исчерпаемый внешний эффект и трансакционные издержки незначительные, то для нахождения оптимума необходимо опираться на подход с позиций теоремы Коуза, т. е. на распределение прав собственности и переговоры с целью снижения внешнего эффекта. С другой стороны, если это неисчерпаемый внешний эффект, то существенные трансакционные издержки являются препятствием для переговоров. В этом случае необходимо опираться на прямое или косвенное государственное вмешательство в экономику, которое может нейтрализовать или скорректировать внешний эффект.

 

6. Принципы и цели государственного  регулирования

В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина нашего столетия вошла в историю как эпоха «государственно-монополистического капитализма» (ГМК). Практика ГМК подтолкнула к идее «государственного социализма» - попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению «административно-командной экономики».

Современная экономика, преодолев крайности  альтернативного социального состояния (или «капитализм» или «социализм»), является «социально-рыночной» (смешанной). Что это значит?

Неконтролируемые  рыночные процессы разрушительны для  общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая  иная нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в «вечную» проблему.

Общая стратегия государственного регулирования  рыночной экономики базируется на следующих  принципах:

При прочих ранних условиях предпочтение следует  отдавать рыночным формам организации  экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).

Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

Государственная финансовая, кредитная и налоговая  политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.

Особую  значимость государственное регулирование  приобретает в период общехозяйственных  кризисов, а также для процессов  в сфере межгосударственных экономических  отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

Таким образом, современная рыночная экономика  является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики  преследует три цели:

минимизацию неизбежных негативных последствий  рыночных процессов;

создание  правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

обеспечение социальной защиты тех групп рыночного  общества, положение которых в  конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названных целей современное  государство располагает мощными  средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.

 

7. Правовое регулирование экономики

Правовое  регулирование экономики состоит  в разработке законов , обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

Антимонопольная политика включает административные и  экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

жесткий контроль над ценами предприятий  монополистов;

поддержку конкуренции (в т.ч. и посредством  контролируемого доступа на отечественный  рынок иностранных производителей)

антимонопольную экспертизу принимаемых законов

Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие её инфляционные процессы. Дефляционная политика ограничена выбором:

или стабилизация совокупного платежеспособного  спроса, что требует ограничения  прироста денежных доходов населения;

или переход  к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;

или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

8.Финансовое регулирование

Рыночная  экономика невозможна без денежного  опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только государство. Уже одна эта функция даёт государству роль «регулятора» рыночной экономики. Действительно, размеры наличной и депозитной – чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень её обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платёжеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и её валютный курс).

Однако  понятие «финансы» имеет и  более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в  распоряжении государства (государственный  бюджет), образование и использование  которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.

Хотя  размеры государственных доходов  постоянно растут, величина государственных  расходов растёт ещё быстрее. Эта  диспропорция объясняется направлениями  государственного бюджета в современном  обществе:

субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, оказывать поддержку предприятиям, попадающим в критическую ситуацию

финансирование  сфер образования, здравоохранения, социального  страхования и социального обеспечения

государственное потребление (государственные закупки  товаров и услуг), стимулирующее  прирост дополнительного спроса

Понятно, что размеры затрат по каждому  из названных направлений способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.

В настоящее  время государство обладает широким  «набором» эффективных финансовых регуляторов:

1. Налоги  – обязательные государственные  сборы. Именно справедливость  и рациональность налогообложения  придают экономике цивилизационный характер. Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.

2. Инвестиции. Государственные инвестиции и  заказы создают гарантированный  рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнёрам. Цель государственной инвестиционной политики – структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста.

3. Дотации  – денежные суммы, выделяемые  из госбюджета для преодоления отраслевых кризисов. За счёт дотации государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные товары.

4. Учётная  ставка – разница между номиналом  ценных бумаг и размером их  досрочной оплаты. Назначая её, Центральный  банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность.

5. Регулирование  цен. Государство вправе установить  предельные цены на продукцию  предприятий-монополистов, а также  на базовые для данной страны  производственные ресурсы.

9. Социальное регулирование

Особым  направлением в государственном  регулировании рыночной экономики  является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются  почти все рыночные субъекты, включая  предпринимателей, которым должна быть, гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.

В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие направления социальной защиты:

1. Гарантия  минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительно социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий.

2. Обеспечение  занятости. Главной целью правительства  в сфере занятости является  удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от всего экономически активного населения).

3. Индексация  фиксированных доходов, т.е. частичное  возмещение государством денежных  потерь населения в результате  инфляционного роста цен на  потребительские товары.

Экономическая роль государства в социальной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему  социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как  таковых.

Например, одно из наиболее распространенных несовершенств - недостаточная занятость населения. Эту проблему государство можно решить созданием новых рабочих мест, развитием малого бизнеса, потому что, как показывает опыт, наибольшее число рабочих мест обеспечивает именно мелкое предпринимательство (индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских (крестьянских) хозяйств).

10. Государственное предпринимательство

Объектами государственной собственности  являются предприятия, которые оказываются  экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги, экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

В результате предпринимательства государство  регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к  ней сила, но и непосредственным участием в производственно-комерческих операциях.

Государственный сектор занимает свою нишу в экономике, которая не привлекает частных предпринимателей, руководствующихся мотивами коммерческой выгоды. Государство позволяет сделать  рыночную экономику экологически безопасной, гарантирует осуществление социально-экономических прав человека, организует поступательное движение научно-технического прогресса, сглаживает структурные и региональные диспропорции, обеспечивает эффективное развитие международных экономических отношений.

Механизм  рыночной экономики не в состоянии  охватить все сферы экономической  системы и подчинить их функционирование своим законам. В экономике любой  страны, как известно, имеются такие  отрасли и сферы, которые или  не могут развиваться по рыночным законам или эффективность действия последних в таких сферах оказывается недостаточной. Как свидетельствует мировой опыт, это относится к производству так называемых общественных товаров и услуг, к регулированию внешних факторов. Как бы не оценивалась проблема вмешательства государства в экономику, общепризнано, что функции по регулированию внешних эффектов и снабжению населения общественными товарами должно выполнять государство. Во всех развитых странах государство берёт на себя развитие таких сфер, как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление и удовлетворение общественных потребностей в услугах этих отраслей.

Информация о работе Проблемы «внешних эффектов» в государственном регулировании рыночной экономики