Проблемы занятости молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я проанализирую тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Рынок труда и его функции
1.1.Сущность, структура и функции рынка труда
1.2.Занятость и безработица: основные характеристики
1.3.Влияние занятости и безработицы на экономику
Глава 2. Проблемы занятости молодежи в РФ
2.1.Молодежный рынок труда: его особенности в РФ
2.2.Государственная молодежная политика в сфере занятости и ее эффективность
2.3.Вторичная занятость молодежи (на примере молодежи УГТУ-УПИ)
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный  технический университет – УПИ»

 

Факультет экономики

и управления

Кафедра

общей экономической  теории


 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

Проблемы занятости молодежи

 

Выполнила

студентка

___________      Полукеева В.С.

         подпись                    

Группа

ЭУ-17011                                                

Нормоконтроль

___________          ___________

                                        подпись                  Ф.И.О.

Руководитель

______________

должность, звание

___________        Голубина В.В.

                                           подпись          

Работа защищена на оценку

_______________________

                                                  (прописью)

Члены комиссии:

___________           ___________

                                      подпись                     Ф.И.О.

___________           ___________

                                      подпись                     Ф.И.О.


 

Екатеринбург

2008

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Рынок труда и его функции

1.1.Сущность, структура и функции рынка труда

1.2.Занятость и безработица: основные характеристики

1.3.Влияние занятости и безработицы на экономику

Глава 2. Проблемы занятости молодежи в РФ

2.1.Молодежный рынок труда: его особенности в РФ

2.2.Государственная молодежная политика в сфере занятости и ее эффективность

2.3.Вторичная занятость молодежи (на примере молодежи УГТУ-УПИ)

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

В своей курсовой работе я рассмотрю проблему положения молодежи в сфере труда и занятости, на примере российской молодежи, оценю уровни ее занятости и безработицы, ее положение на современном рынке труда, постараюсь отметить некоторые пути выхода из сложившейся кризисной ситуации в этой области российской действительности.

Необходимость анализа  положения молодежи на российском рынке  труда обусловливается двумя  важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного  населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.

В данной работе я проанализирую тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

Социально-экономические  реформы в Российской Федерации  обусловили значительную трансформацию  прежней экономической структуры, вызвали изменения в сфере труда и занятости населения. Рыночный характер проводимых преобразований положил начало формированию рынка труда в России. Закрытие неэффективных рабочих мест, спад производства, снижение инвестиционной активности привели к сокращению спроса на рабочую силу, прежде всего, молодежную. В настоящее время активными мерами по трудоустройству охвачено не более 30% безработной молодежи в возрасте 15-29 лет, что явно не достаточно для обеспечения занятости этой группы населения. Между тем, значимость вовлечения молодежи в трудовые процессы чрезвычайно высока.

Молодежь - исключительно  важный ресурс производительных сил  общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и  быстро обучаема, а физически близка к наиболее сильной и деятельной стадии в жизни. Поэтому успешный старт на рынке труда – ключевое условие, которое определяет участие молодежи в жизни общества и ее влияние на общественное развитие. Он способен заложить прочный фундамент для формирования личности и профессионального роста в дальнейшем, и, напротив, последствия неудач в начале трудовой деятельности могут быть самыми серьезными. Однако ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной, и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. Социологические исследования и анализ процессов, происходящих на рынке труда, показывают, что с наибольшими трудностями объективного и субъективного характера молодежь сталкивается именно в сфере трудовых отношений.

В связи с этим на первый план выдвигается задача выработки  приоритетов в социальной политике по линии государственного регулирования эффективной занятости населения всех возрастных групп, и в первую очередь, его наиболее мобильной части - молодежи.

Актуальность этой задачи в современных условиях возрастает в связи с выявившейся негативной демографической структурой занятости, 
характеризующейся увеличением доли работников старших возрастных групп и необходимостью активного вовлечения в трудовой процесс молодежи.[10]

Целью исследования данной курсовой работы является изучение 
методических подходов, форм и методов регулирования занятости молодежи, как одного из самых слабозащищенных слоев населения, нуждающегося в государственной поддержке.

Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить:

1. Изучить проблему  занятости молодежи на современном рынке труда.

2. Рассмотреть государственную молодежную политику в сфере занятости и ее эффективность

3. Выявить пути решения проблем незанятости молодежи.

Объект исследования – молодежь как социально-демографическая группа, имеющая специфические особенности социального положения и в силу этого наиболее уязвимая к проблеме незанятости/

 

Глава 1

Рынок труда  и его функции

1.1. Сущность, структура и функции рынка труда

 

Среди понятий рыночной экономики центральное место занимает определение сущности и содержания рынка как такового и его разновидностей.

Рынок труда в широком обобщенном понимании представляет собой систему социально-экономических отношений, норм и институтов, направленных на формирование и регулирование занятости населения, его социальной защиты в условиях взаимодействия с другими рынками (средств производства, товаров и услуг, жилья и капиталов).  
Вместе с тем глубинный анализ показывает, что труд товаром не является:

  • Труда нет в момент заключения трудового соглашения между предпринимателем и работником.
  • Его нет и после окончания производственного процесса, результатом которого выступает не непосредственно труд, а продукт труда.
  • Труд как таковой не имеет предметности, это процесс взаимодействия между человеком и природой, результатом которого и является продукт труда.
  • Труд не может выступать товаром и иметь стоимость, поскольку стоимость всякого товара определяется трудом, предложение об определении труда самим трудом является тавтологией.

Научные исследования показали, что объектом купли-продажи является не труд, а специфический товар – рабочая сила. Рабочая сила – это совокупность способностей человека к труду.

При любых трактовках понятия рынка труда его важнейшей  характеристикой является наличие  субъектов рынка труда (работника  и работодателя) и экономических  отношений между ними на рынке, предполагающих наем работника на основе купли-продажи его рабочей силы.  
Таким образом, рынок труда - это социально-трудовая конкурентная среда, где совершаются акты купли-продажи рабочей силы как способности человека к труду, где создаются примерно равные условия для удовлетворения спроса на нее и предложения рабочей силы через согласование потребностей работодателей и нанимающихся.[1]

Структура рынка  труда может быть раскрыта по разным признакам в  зависимости от целей  анализа. Мы рассмотрим следующие компоненты:

  • стороны рыночных отношений или субъекты рынка: работодатели или их  представители и ищущие работу люди (наемные работники);
  • правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;
  • рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы и конкуренция);
  • инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.;
  • службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.);
  • альтернативные виды деятельности (общественные работы, надомные работы, временная  и сезонная занятость и др.).

Субъекты рынка труда – наемные работники и их объединения (профсоюзы),  работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники  – это участники общественного производства, продающие свою  рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру, который сам может быть наемным  управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном  обществе.  Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной  подготовки. С 1995 года в статистике Российской Федерации стали проводить самостоятельный анализ наемных работников по некоторым из этих параметров. Учитывая, что абсолютное большинство занятых (около  90%)  – это наемные работники, такой анализ дает  представление о качестве рабочей силы, о способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия. Для защиты интересов наёмных работников существуют различные институты. Наиболее массовые организации трудящихся – профсоюзы − создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.

Работодатель  – это индивидуум, работающий самостоятельно и постоянно  нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства. Статистика пока не дает точной численности и не анализирует качественный состав работодателей. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий). Он может иметь часть (иногда не малую) акций предприятия. На государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, принимают и увольняют персонал от имени акционеров и государства.

Для нормального функционирования рынка труда необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д.  Такие нормы записаны в Конституции Российской Федерации, в законе «О  занятости населения Российской Федерации», и в других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, в генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорах предприятия.

Успешное функционирование рынка труда также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения  активной политики занятости – разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более  полного и цивилизованного действия рыночного механизма.

Спрос на рабочую  силу производен от спроса на другие товары. Он определяется с учетом объема и структуры общественной потребности в труде. На величину спроса на рабочую силу влияют следующие факторы:

  • производительность конкретного труда;
  • необходимый фонд рабочего времени для удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах;
  • уровень цен на продукты и услуги.

Предложение рабочей  силы отражает численность и состав экономически активно населения. На величину предложения рабочей силы оказывают влияние следующие факторы:

  • общая численность населения с учетом его механического и естественного движения;
  • доля экономически активного населения в общей численности населения;
  • степень активности участия населения в экономической жизни общества в целом;
  • качество рабочей силы (определяется уровнем образования и профессиональной подготовки).

Цена рабочей  силы – реальная и номинальная заработная плата. В общую сумму  заработной платы включаются премии, социальные выплаты, дивиденды и т.д. Цена рабочей силы будет тем выше, если спрос на рабочую силу будет превышать ее предложение. Цена рабочей силы будет тем ниже, если спрос на рабочую силу меньше ее предложения. Цена рабочей силы меняться не будет, если спрос и предложение на рынке труда взаимно уравновешены.

Информация о работе Проблемы занятости молодежи